Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья
В современных реалиях отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, в связи с чем у специалистов образовательных учреждений возникает необходимость создания особой культуры и системы поддержки и сопровождения такой категории детей. Разрабатываются концепции и модели сопровождения, которые направлены на всестороннюю и комплексную помощь детям с речевыми нарушениями и их семьям. Благодаря четко выстроенной системе сопровождения, семьи детей с тяжелыми речевыми нарушениями активно вовлекаются в коррекционный процесс, что способствует положительной динамике развития и более эффективному решению поставленных задач.В современных реалиях отмечается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, в связи с чем у специалистов образовательных учреждений возникает необходимость создания особой культуры и системы поддержки и сопровождения такой категории детей. Разрабатываются концепции и модели сопровождения, которые направлены на всестороннюю и комплексную помощь детям с речевыми нарушениями и их семьям. Благодаря четко выстроенной системе сопровождения, семьи детей с тяжелыми речевыми нарушениями активно вовлекаются в коррекционный процесс, что способствует положительной динамике развития и более эффективному решению поставленных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
На сегодняшний день растет количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи, которые имеют в анамнезе негрубые, нетяжелые поражения ЦНС, но нарушают регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, развития ВПФ, оказывают влияние на состояние эмоционально-волевой сферы.
К биологическим причинам могут относиться токсикозы во время беременности, вредные привычки будущей мамы, родовые травмы новорожденных, черепно-мозговые травмы, различные перенесенные заболевания в раннем возрасте и т.д.
К социальным причинам относят неблагополучное речевое и семейное окружение ребенка. Пережитые стрессы, условия социальной депривации, бытовая и педагогическая запущенность, которые неблагоприятно влияют на речевое развития и сказываются еще на психическом развитии.
В категорию детей с тяжелыми нарушениями речи входят дети с:
-алалией
-афазией
-дизартрией
-ринолалией
-заиканием
Дети с тяжелыми нарушениями речи трудно социализируются, так как тяжесть их речевого нарушения влияет на все сферы жизни в обществе, выстраивание коммуникации со сверстниками, взрослыми и формирование их личности.
Данная категория детей нуждается в длительной коррекционно-логопедической работе и в психолого-педагогическом сопровождении таких семей.
Для семей, воспитывающих детей данной категории, характерны как общие черты детско-родительских отношений (стили семейного воспитания и типы родительского отношения), так и специфические, связанные с развитием речи у ребенка.
Существуют разработанные программы и модели психолого-педагогического сопровождения, целью которых является активное привлечение семьи в образовательное пространство (Подласый И.П., Ткачёва В.В., Зальцман Л.М. и др.) и включение родителей в процесс коррекции речи детей (Мастюкова Е.М., Стребелева Е.А., Шипицына Л.М. и др.).
Комплексное сопровождение семьи, в которой воспитывается ребенок дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, считается наиболее сложным видом оказания психолого-педагогической помощи.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. отмечают, что речевые расстройства не вызывают длительных эмоциональных переживаний у родителей. Однако выраженные нарушения речи являются заметным психотравмирующим фактором. Это обусловлено, тем, что речевой дефект носит многосторонний характер.
Для специалистов, которые работают с детьми с различными речевыми патологиями, очень важную роль приобретает тесное сотрудничество с родителями.
Для эффективного сопровождения необходимо знать особенности конкретной семьи, их трудности, отношение к ребёнку, его проблемам, сильным и слабым сторонам.
В теории сопровождения Е.И. Казаковой относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: специалисты, педагоги, воспитатели, родители. Автор считает, что сам процесс сопровождения развития ребенка осуществляется на основе следующих принципов:
-рекомендательный характер советов сопровождающего;
-приоритет интересов сопровождаемого;
-непрерывность сопровождения;
-мультидисциплинарность сопровождения;
-стремление к автономности;
Эти принципы помогают осуществлять в процессе психолого-педагогического сопровождения: организацию и планирование деятельности;
-диагностику (заполнение индивидуальных карт, наблюдения, беседы− и.т.д.);
-консультирование (индивидуальное и групповое);
-коррекционную работу (индивидуальную и групповую);
-коррекционно-педагогическое просвещение и образование,
-формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей
Формы работы специалистов с родителями выделяет Г.А. Мишина и другие авторы.
Наиболее часто используются следующие формы:
1.Консультативно – рекомендательная;
Консультирование родителей по результатам диагностики, ознакомление с основными закономерностями развития ребенка и его индивидуально-психическими особенностями, уровнем развития ВПФ, назначение дальнейших рекомендаций (вовлечение в процесс коррекции специалистов из смежных областей: психологов, дефектологов, инструкторов ЛФК)
2.Информационно – просветительская.
Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей с тяжелыми нарушениями речи
Наглядные формы:
-информационные стенды, ширмы, буклеты с практическими советами и рекомендациями от педагогов разных профилей.
Практические формы:
-организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров.
Важно повышать компетентность родителей в вопросах нарушения их ребенка, обучать правильной организации занятий дома, расширять их представления о методах и формах работы, которые могут помочь конкретному ребенку в выполнении поставленных задач: развитию лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, автоматизации поставленных звуков, развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия, повышение устойчивости и концентрации внимания.
Например, логопеды могут проводить мастер-класс по артикуляционной гимнастике, развитию фразовой речи посредством мнемотаблиц, знакомить с играми и упражнениями, направленными на закрепление полученных умений и навыков.
Дефектологи проводят мастер-классы и семинары по играм, способствующим развитию психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи
(мышления, памяти, внимания, восприятия), психологи обучают родителей конструктивному взаимодействию с их детьми, умению принимать особенности ребенка, понимать и ликвидировать негативные эмоциональные состояния (гнев, обиду, страхи).
На конференции приглашаются психологи, врачи, дефектологи, где родители вовлекаются в дискуссии, высказывают свою точку зрения, становятся активными и заинтересованными участниками процесса.
Родительские собрания способствуют обмену мнениями, решению проблем, которые появляются в процессе воспитания и развития таких детей.
-участие в клубах, детских праздниках и утренниках, где каждый ребенок будет выполнять важную и значимую роль. Такие мероприятия помогают детям с особенностями и их семьям социализироваться и сплотиться с семьями с похожими трудностями.
-индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком.
Родитель может присутствовать на занятии, чтобы наглядно понять и записать основные этапы работы педагога, т.к. такие занятия помогут ему быть вовлеченным и заинтересованным в положительной динамике, увидеть, какие конкретные задачи ставит специалист на каждом этапе, чтобы самому отрабатывать их и закреплять определенные навыки и знания дома.
Таким образом, можно сделать вывод, что система работы в направлении психолого-педагогического сопровождения имеет очень большую ценность и значимость, т.к. позволяет грамотно, продуктивно и комплексно всем педагогам выстраивать партнерские и доверительные отношения с родителями, чтобы оказывать эффективную помощь семьям детей с тяжелыми нарушениями речи.
Список литературы:
1.Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Текст] Е.И. Казакова — СПб, 1998.
2.Разумова, Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников [Текст] / под ред. Л. С. Сековец. - М.: АРКТИ, 2007. - 248 с
3.Филичева Т. Б. Основы логопедии / Под ред. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М., 2003. –240 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями речи
Рекомендации для родителей...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В данной статье описывается система работы дошкольной образовательной организации с родителями детей имеющих тяжелые нарушения речи от принятия проблемы до ее решения, особенности психолого-педагогиче...
ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Цель проекта: Организация сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...
Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Исправление речи требует сис...
ПАМЯТКА для родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи.
Уважаемые родители!Если ваш ребёнок посещает группу компенсирующей направленности и или занимается с учителем-логопедом в частном порядке, знайте, что речь нельзя исправить за одно или даже за два зан...
Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
Практические рекомендации по общению родителей и детей с ТНР в повседневной жизни....
Консультация для родителей «Рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
Даны рекомендации родителям, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи, в целях повышения уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей с нарушением речи....