Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_psihologo-_pedagogicheskaya_pomoshch_detyam_s_tnr.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление – презентация на тему:
«Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи»
на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда Асташенковой Н.В.
«Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» |
В Федеральном Государственном образовательном стандарте обозначены требования, позволяющие определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в принципиально новых условиях, когда необходимо организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей.
Наше дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.
Основным направлением работы ДОУ является организация единого образовательного пространства, создающего оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.
Индивидуальная психолого – педагогическая помощь ребенку с нарушениями речи, осуществляется через тесное сотрудничество учителя-логопеда, воспитателя, профильных специалистов, медицинских работников. Ввиду того, что тяжелые нарушения речи являются следствием поражения центральной нервной системы, регулярное наблюдение у невролога и психиатра является фундаментом коррекционного воздействия. Как показывает наш опыт, именно целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность коррекционно – развивающего воздействия на ребенка с речевыми дефектами.
Создание единого коррекционно – развивающего пространства и единого речевого режима. |
- выявить и проанализировать проблемы и причины речевых нарушений у ребенка - разработать индивидуальную программу сопровождения, включающую определение вида и объема необходимой помощи; - осуществить психолого–педагогическую поддержку семей, имеющих детей с ТНР, формируя родительскую ответственность за здоровье и воспитание детей; - проводить просветительскую и информационную работу с педагогами, воспитывающими детей с ТНР |
С целью создания единого коррекционно-развивающего пространства и речевого сопровождения необходимы:
- выявление и анализ проблемы и причины речевого нарушения у ребенка;
- разработка индивидуальной программы сопровождения;
- осуществление психолого – педагогической поддержки семьи;
- проведение просветительской и информационной работы с педагогами.
- Положительная динамика развития познавательно – психических процессов и речи у детей с ТНР - Сформированность поведенческих навыков и навыков эффективного бесконфликтного общения с социумом - Повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам реализации коррекционных мероприятий с воспитанниками с ТНР и создания специальных условий обучения и воспитания. - Повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих детей с ТНР. |
В результате реализации системы сопровождения детей с ТНР специалистами будет достигнута положительная динамика развития познавательных психических процессов и речи;
сформированы поведенческие навыки и повышение профессионального уровня педагогического коллектива и уровня компетентности родителей.
|
Направления работы психолого – педагогического помощи детям с ТНР определяются особенностями их речевого развития, которые оказывают влияние на формирование личности и препятствует полноценному когнитивному развитию ребенка.
Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
Взаимодействие специалистов начинается с подготовительного этапа, имеющего диагностическо – поисковую функцию. На данном этапе проводится всестороннее диагностическое обследование ребенка. Осуществляется анализ уровня актуального развития ребенка и разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения, заполняются речевые карты индивидуального развития каждого ребенка. Специалистами определяются зоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приемы работы с воспитанниками. Проводится анкетирование родителей, с целью определения направлений помощи в выборе стратегии воспитания ребенка с ТНР.
Специализированная помощь: - отслеживание психологической адаптации детей с ТНР в образовательной среде и динамики развития ребенка; - осуществлении непосредственного развития познавательных психических процессов и эмоционально – волевой сферы воспитанников; - оказании консультативной помощи родителям и педагогам по выбору индивидуально – ориентированных методов и приемов работы с детьми с ТНР |
Основной этап сопровождения, имеющий консультативную и деятельностную функцию, включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса. На данном этапе осуществляется непосредственное взаимодействие всех участников процесса сопровождения.
- Индивидуально – ориентированное воспитание и развитие как часть общего процесса обучения и воспитания4 - Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает активные знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передаче знаний, информации, принимая помощь взрослого. - Принцип свободы – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи и способы их решения, партнеров совместной деятельности. - принцип природосообразности –ориентируется на внутренний мир ребенка, создавая условия для саморазвитие, самовыражения каждого участника образовательного процесса - систематичность и последовательность работы (в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения) в течение всего учебного года. |
Данный этап основывается на соблюдениях основных принципов работы: индивидуально – ориентированном воспитании и развитие как части общего процесса обучения и воспитания, направленного на сохранение индивидуальности ребенка; систематичности и последовательности работы в течение всего учебного года; взаимном доверии и взаимопомощи педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
- проведение итогового мониторинга динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения; - планирование перспектив работы |
Аналитико – обобщающий этап предполагает осмысление результатов деятельности специалистов сопровождения по решению той или иной проблемы; проведение итогового мониторинга динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения и планирование перспектив работы .
Блоки психолого – педагогического сопровождения |
|
Вся работа по психолого – педагогическому сопровождению состоит из четырех блоков.
Реализация первого и второго блоков предполагает работу педагога в создание комфортных условий для образовательной деятельности детей с ТНР.
Осуществление индивидуально помощи детям с ТНР также проводится с учетом особенностей психического и физического развития, и личный индивидуальных возможностей ребенка.
Дошкольники с ТНР не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда должна стать для них источником развития.
Ответственными за реализацию социального блока являются воспитатели и логопед группы, которые проводят работу по
- изучению социальной ситуации развития и условий семейного воспитания, уровня социализации ребенка с ТНР;
- предупреждению конфликтных, проблемных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;
- оказанию консультативной помощи семье, воспитывающей ребенка с ТНР;
- привлечению воспитанников к участию в кружковой деятельности, с целью выявления и активизации их индивидуальных способностей.
Формы работы с детьми:
• Развивающие подгрупповые занятия
• Индивидуальная работа
На групповых занятиях педагог осуществляет деятельность
-по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы психики,
- развитие и коррекции познавательной сферы. Использование соответствующих содержанию методов и приемов помогает добиться положительных результатов и повысить качество усвоения материала.
В процессе занятий используются различные формы их организации: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, соревнования и другие. А также различные методы: словесные, наглядные, практические.
Методики и технологии | Методики и технологии
|
При организации учебно-воспитательного процесса используются личностно-ориентированные, индивидуальные, дифференцированные методики и технологии.
Принципы проведения занятий |
|
Как групповые, так и индивидуальные занятия проводится в соответствии с определёнными принципами. Занятия проводится в доброжелательной, непринужденной обстановке и главное условие их эффективности – добровольное участие и положительный настрой. Материал носит развивающий и воспитывающий характер и подается от простого к сложному. На каждом занятии присутствует наглядность, которая обеспечивает познавательную активность ребенка.
Содержание работы педагога - психолога с родителями |
|
Сопровождение воспитанников будет более эффективным при организации грамотно спланированной работы с родителями. Из опыта нашей работы можно определить наиболее эффективные формы работы с родителями: проведение тематических родительских собраний , привлечение родителей к участию в конкурсах различной направленности, проведение совместных открытых учебных занятий для родителей, совмесные культурно просвятительные поездки по ознакомлению с родным краем проводятся вне стен учереждения индивидуальные консультации.
Цель коррекционно-образовательного блока: | Цель коррекционно-образовательного блока: Организация коррекционно – образовательной работы с детьми с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушений их развития. |
Специалисты и воспитатели реализуют план взаимодействия с целью корректировки имеющихся проблем ребенка с ТНР. В данном блоке активно используются тетради взаимодействия.
Цель оздоровительного блока | Цель оздоровительная блока: Организация коррекционно – образовательной работы с детьми с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушений их развития. |
Оздоровительный блок
Цель: Создание эффективной здоровьесберегающей среды
Логопеды, инструктор по физо, воспитатели, проводят работу по создание благоприятного психологического климата в группе.
Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий; соблюдение режима с возможностью его индивидуализации для дошкольников с ТНР;
взаимодействие с родителями по вопросам своевременного лечения и оздоровления ребенка.
Для оценки эффективности системы сопровождения ребенка с ТНР используем мониторинг, отражающий динамику состояния психологического развития ребенка.
Критерием эффективности будет служить положительная динамика в усвоении образовательной программы
Слайд №15 итог | . созданное в нашем образовательном учреждении единого коррекционно - развивающего пространства позволяет осуществлять -коррекцию и развитие речевой функциональной системы, -развитие познавательной активности детей с ТНР, -их интеллектуальных умений, -неречевых психических функций. |
.
Подводя итог выше сказанному, можно, что созданное в нашем образовательном учреждении единое коррекционно - развивающее пространство (работа профильных специалистов, воспитателей, родителей, медицинского персонала) позволяет осуществлять коррекцию и развитие речевой функциональной системы, развитие познавательной активности детей с ТНР, их интеллектуальных умений, неречевых психических функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи как средство полноценного развития ребенка
методическая разработка для логопедов...
Консультация для родителей - "Помощь детям с тяжелым нарушением речи"
Во взаимодействии с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи самым эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в контексте игры и в ее русле, можно добиться значительно ...
Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи. (По альбому Володиной)
В данном материале представлена психолого-педагогическая диагностика для детей с тяжелыми нарушениями речи (по альбому Володиной). Представлено несколько примеров, по остальным играм можно диагностиро...
Презентация доклада "Создание ситуации успеха у детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках выступлений на открытых мероприятиях театрализованного характера"
В документе представлены приемы создания ситуации успеха у детей с ТНР. В первой части презентации представлен текстовый материал - доклад, во второй части - подтверждающие фотографии и отзывы....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ГРУППА №10 Д4 ГБОУ ШКОЛА №2065
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Моя адаптированная образовательная про...
Мониторинг основных показателей речевого развития группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 7-го года жизни «Солнышко» за 2021– 2022 учебный год
Мониторинг основных показателей речевого развития группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 7-го года жизни «Солнышко» за 2021– 2022 учебный год...
Адаптированная федеральная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи 3 – 4 года (общим недоразвитием речи)
Адаптированная федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана на основе:- Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с...