Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи. (По альбому Володиной)
учебно-методический материал по логопедии по теме

Кузнецова Людмила Владимировна

В данном материале представлена психолого-педагогическая диагностика для детей с тяжелыми нарушениями речи (по альбому Володиной). Представлено несколько примеров, по остальным играм можно диагностировать по аналогии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми  нарушениями речи. (По альбому Иншаковой)

  1. Игрушки ( стр. 6)

Как можно назвать одним словом предметы, нарисованные на картинках?

Это задание можно использовать  для выявления нарушений компонентов речевого развития, а также оценить уровень психического развития ребенка.

Игра «Назови одним словом» даёт возможность ребёнку думать, размышлять, обосновывать, классифицировать. С помощью этой игры ребёнок расширяет свой кругозор, пополняет словарный запас, формируется способность логически мыслить.

-звукопроизношение: попросить ребенка назвать все предметы, нарисованные на картинках. Можно попросить произнести отдельные звуки или слоги, соответствующие предметам, изображенным на картине. Например: плачет кукла –уа-уа-уа; заводится машина- р-р-р; и т.д., т.е. игра на звукоподражжание . (слуховая память, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление)

-слоговая культура слова: предлагаем ребенку вслед за логопедом (мной) слова для детей 3 лет ,состоящие из 2-х слогов, например, (кукла, мишка и так далее, из 3-х слогов (машина, матрешка и так далее) 1 слога, например, (мяч и так далее). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.( Можно расширить наглядный материал)

Детям 4-5 лет предлагаются различные типы слов: простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Пример: утка, юла, котик, мишка, зайка, матрешка, машина, пирамидка и т.п. Виды работ должны варьироваться:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за логопедом;

- ответить на вопросы (Кого из них называют косолапым?)

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:  На зелёной на лужайке целый день играют зайки. (переключаемость внимания, слухоречавая память, зрительное слуховое восприятие, анализ мыслительных операций)

-лексика : задавая вопрос, что изображено на картинках? Мы понимаем насколько сформирован словарный запас, ребенка.

 Взрослый просит ребенка назвать части у игрушки (машинки, самолетика):

для детей 4-5 лет: машина — колеса, двери, окна, руль;

самолет – крылья, окна, двери;

для детей 5-6лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье; самолет – крылья, окна, двери, хвост;

для детей 6-7лет: машина — колеса, двери, окна, руль, фары, сиденье, зеркала, багажник; самолет – крылья, окна, двери, хвост, кабина, колеса.

Образование относительных прилагательных (обследуем с 5 лет) – игра «Скажи, какой?» Предложить ребенку сказать: пирамидка  из пластмасса какая? (пластмассовая), матрешка из дерева какая? (деревянная)….

Знание обобщающих понятий: игра «Назови одним словом» Я буду называть слова, а ты подумай и скажи, как назвать их одним словом: матрешка, машинка, кукла, пирамидка, мяч….. (анализ и классификация мыслительных операций, переключаемость внимания, слухоречевая память).

Грамматический строй речи: Взрослый сажает на стол какую-нибудь игрушку (например, куклу), коробку, начинает выполнять с игрушкой различные действия и обращается к ребенку: — Посмотри, где сидит кукла? (На столе.) Вот она прыгнула (спряталась, перепрыгнула, запрыгнула, спрыгнула, выпрыгнула, выглянула, подошла, отошла)… куда (откуда)? (Варианты ответов: на коробку, за коробку, под коробку, в коробку, с коробки, из коробки, из-за коробки, к коробке, от коробки).

Умение образовывать множественное число существительных – игра «Один — много»: » Я буду говорить про один предмет, а ты про много: один мяч-много мячей, одна  кукла-много кукол, одна машина - много машин…

Умение согласовывать прилагательные с существительными (обследуем с 5 лет).Показываем ребенку изображения предметов (желательно черно-белые)и кружки разных цветов и говорим: — Если мы закрасим этот предмет такой краской (покажем красный кружок), что у нас получится? (красный мяч, красная пирамидка, красная машина и т.д.)(переключаемость и распределение внимания , зрительное слуховое восприятие, слухоречевая и зрительная память, сравнение и синтез мыслительных операций).

-связная речь: попросить ребенка составить рассказ-описание (рассказ по представлению) на тему: «Моя любимая игрушка» (кукла). Взрослый читает рассказ на тему: «Игрушки» (6-7 предложений) и просит его пересказать.  (Слухоречевая  и зрительная память, объём внимания, зрительное слуховое восприятие, словесно-логическое мышление).

2.Согласование существительного с прилагательным (стр. 36)

Какой? Какая? Какое? Какие?

-Звукопроизношение: просим ребенка назвать предметы, которые изображены на картине, здесь же смотрим уровень психического развития (наглядно-образное мышление, зрительное внимание).

-слоговая структура слов:

3 года - перо, ваза, брюки;

             лампочка, яблоко;

               шар, зонт.

Для детей 4 – 5 лет предлагаются типы слов: от простых к более сложным : шар, зонт, ваза, перо, брюки, яблоко, лампочка, термометр…

Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Шары у Шуры хороши, шарами Шуры пошурши. (переключаемость внимания, слухоречавая память, зрительное слуховое восприятие, анализ мыслительных операций)

-лексика:

Взрослый предлагает ребенку называть предметы с картинок.

Назвать антонимы – игра «Скажи наоборот» (с 5 лет).

— Я скажу большой, а ты …(маленький), толстый — …, тяжелый -…, горячий -…, чистый -…, новый -…;с 6 лет – длинный -…, высокий-…, широкий-…

Образование относительных прилагательных (обследуем с 5 лет) – игра «Скажи, какой?» шар из резины – резиновый шар, ваза из стекла – стеклянная ваза, туфли из кожи - кожаные туфли….(мыслительные операции анализа и синтеза, зрительная и слухоречевая  память, переключаемость и распределение внимания, целостное восприятие).

-грамматический строй речи:

игра «Один — много»: » Я буду говорить про один предмет, а ты про много: один зонт –зонты, одна лампа –лампы…

Я буду называть тебе предмет, а ты будешь говорить какого он цвета: ваза – синяя, шар – синий, брюки – синие, а теперь у нас все предметы красного цвета…., если ребенок ошибается его нужно поправить.

Можно попросить ребенка назвать все предметы в кабинете красного цвета  и т.п (отслеживаем словоизменение)(анализ и синтез, сравнение, классификация  мыслительных операций, устойчивое внимание).

- связная речь:

Можно предложить сюжетную картину, с изображением этих предметов, серию  сюжетных картин и по ним попросить составить рассказ. Можно предложить составить  рассказ – описание какого либо из предметов.  Можно прочитать текст и попросить пересказать его. Для детей 3 лет предложить составить 1-2 предложений о каком либо предмете. Например: Мама купила зонт. Зонт (он) красного цвета.(мыслительные операции анализа и синтеза, память зрительная и слухоречевая, зрительное восприятие и объём внимания).

  1. Антонимы. Скажи наоборот (стр. 56)

-Звукопроизношение: предложить ребенку назвать предметы, изображенные на картинках. Желательно, чтобы ребенок называл картинки самостоятельно. (устойчивое внимание,  мыслительные операции, зрительное восприятие).

-слоговая структура слова: для обследования детей 3-х лет предлагается назвать картинки с предметами, в названии которых 2 открытых слога, затем 3 открытых слога, затем 1 закрытый слог ( книга, кубики, шарф). Для детей 4 – 5 лет предлагаются различные типы слов: от простых к более сложным. Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Например: Купи кипу книг. и т.п.(слухоречевая память, мыслительные операции, переключаемое внимание)

-лексика:

Взрослый предлагает ребенку называть предметы с картинок.

Назвать антонимы – игра «Скажи наоборот» (с 5 лет).

— Я скажу большой, а ты …(маленький), толстый — …, тяжелый -…, горячий -…, чистый -…, новый -…, молодой -…; с 6 лет – длинный -…, высокий-…, широкий-…(анализ и синтез, сравнение мыслительных операций, зрительная память, слуховое восприятие, устойчивое внимание).

-грамматический строй речи: Умение образовывать множественное число существительных – игра «Один — много», Умение согласовывать прилагательные с существительными.

 Необходимо проверить, правильно ли ребенок употребляет в своей речи предлоги, а также, умеет ли изменять форму слова в зависимости от падежа.

Взрослый ставит на стол стакан, начинает выполнять с ним (стаканом) различные действия и обращается к ребенку: — Посмотри, где стоит стакан? За, на , под,  над и т.д.(зрительное, слуховое восприятие, анализ и синтез, классификация мыслительных операций)

-сформированность предложений: предложить ребенку составить  предложения с предметами, изображенными на картине. Например: Коля читал толстую гнигу. Маша читала тонкую книгу. У Миши было много кубиков.  Можно предложить составить рассказ по серии картин.( анализ и синтез мыслительных операций, зрительная память, устойчивое внимание, зрительное и слуховое восприятие).

4.Образование предлогов в, на.  (стр. 18)

-звукопроиизношение: предложите ребенку называть предметы, изображенные на картинках. (переключаемость внимания, зрительное восприятие, мыслительные операции).

-слоговая структура слова: для обследования детей 3-х лет предлагается назвать картинки с предметами, в названии которых 2 открытых слога, затем 3 открытых слога, затем 1 закрытый слог.

Для детей 4 – 5 лет предлагаются различные типы слов: от простых к более сложным. Можно чередовать разные виды работ: ребенок сам называет картинки; взрослый называет (медленно проговаривая слова), а ребенок повторяет за ним; взрослый задает ребенку вопросы.

Для детей старше 5 лет взрослый предлагает ребенку повторить за ним предложения. Даются предложения с большой концентрацией сложных слов: В аквариуме плавают разноцветные рыбки. (анализ и синтез мыслительных операций, слухоречевая память, переключаемость внимания, слуховое восприятие).

-лексика: взрослый предлагает ребенку называть предметы с картинок.

Взрослый просит ребенка назвать части у рыбы: голова, туловище, плавники, хвост.

 Подбор прилагательных (определений) к слову.

Предложить ребенку сказать: ваза какая?..., Платье какое?... книга какая?... 

Образование относительных прилагательных  (обследуем с 5 лет) – игра «Скажи, какой?»  ваза из стекла – стеклянная ваза, стол из дерева – деревянный стол и т.д. (анализ и синтез, классификация  мыслительных операций, зрительное, слуховое восприятие, слухоречевая память).

-грамматический строй речи: необходимо проверить, правильно ли ребенок употребляет в своей речи предлоги, а также, умеет ли изменять форму слова в зависимости от падежа. По картине задаем вопросы: где лежит книга?... книга лежит на столе. и т.д.

Умение образовывать множественное число существительных – игра «Один — много»: » Я буду говорить про один предмет, а ты про много:

Книга – книги, ваза – вазы….(анализ и синтез , классификация мыслительных операций, переключаемость внимания, слухоречевая память).

-сформированность предложений: предложить ребенку составить предложение по картине (можно задать наводящий вопрос) Где висит платье? – Платье висит в шкафу. На чём висит куртка? – Куртка висит на вешалке.  И т. д. (анализ и синтез мыслительных операций, зрительная память, устойчивое внимание, зрительное и слуховое восприятие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

статья "Психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей с общим недоразвитием речи."

В статья дается характеристика исследуемых детей с ОНР (экспериментальная группа), сравнение детей с ОНР и детей без речевых проблем (контрольная группа)...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи

Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса.Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направлен...

Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...