Методическая разработка НОД : «Звук [М] и буква М» .Развитие внимания и памяти при формировании фонетико-фонематических представлений у дошкольников с ОНР.»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Материал адресован учителям-логопедам, воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп. | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Тема : «Развитие внимания и памяти при формировании фонетико-фонематических представлений у дошкольников с ОНР. Звук [М] и буква М»
Учитель-логопед Семенец В.А., ГБДОУ д/с №33
Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом
« Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития. Стертая форма дизартрии», возраста – 6 лет, второй год обучения.
Занятие рассчитано на 30 минут .
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативная;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие;
- игровая;
- элементы логоритмики;
- развивающая.
Методы организации обучения: словесный, наглядный, игровой.
Форма организации обучения: групповая (индивидуально-коллективная), НОД.
Виды деятельности: предметно - игровая, продуктивная, коммуникативная (общение).
Планируемые результаты:
- дети усвоили необходимые знания о звуке [М] и букве М;
- дети усвоили понятия «гласные звуки», «согласные звуки»;
- дети усвоили понятия «твёрдый согласный звук», « мягкий согласный звук»;
- дети умеют решать логические задачи;
- дети закрепили навык выполнения звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука».
Тема: Звук [М] и буква М.
Цель: Закрепить произношение звука [М] в речи,
научить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Способствовать формированию понятий «гласные звуки», «согласные звуки», различия понятий «звук» - «буква»;
- Закрепить понятия «твёрдый согласный звук», « мягкий согласный звук»;
- Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец);
- Упражнять в определении наличия или отсутствия звука [М] в словах;
- Совершенствовать навык составления предложения с заданным словом;
- Познакомить с буквой «М». Закреплять зрительный образ буквы.
- Упражнять в выполнении звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука»;
- Закреплять навык подбора слов к схеме;
- Совершенствовать навык согласования слов «Мой», «Моя», «Моё» с существительными.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать психические процессы : память, слуховое и зрительное внимание;
- Развивать координацию речи с движением;
- Совершенствовать общую моторику и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Оборудование: Полоски-схемы «место звука в слове», картинки для игры «Место звука в слове», изображение Маши и Медведя, волшебный мешочек с объемными буквами, индивидуальные кассы, кружочки синего и зеленого цвета и картинки к ним для обозначения твердого и мягкого согласного, карточки «Зашифрованное письмо», счетные палочки для изображения буквы «М», карандаши, фломастеры.
Предварительная работа .
Определение места звука [М] в словах. Разучивание текста и движений для динамической паузы.
Ход занятия
Организационный момент.
Мы с вами знаем, что есть звуки и буквы.
Что такое звуки? Мы и слышим и произносим.
Что такое буквы? Мы их видим и пишем.
Какие бывают звуки ? (Гласные и согласные).
Чем они отличаются? ( Гласные можно петь, а согласные – нет)
Давайте проверим это.
Логопед предлагает «спеть» гласные звуки , а затем попытаться «спеть» согласные (песенки не получается).
А теперь спойте тот звук, который я показываю губами (А ,О, У, И, Э, Ы).
Мы сегодня с вами не поедем в путешествие, не пойдем на экскурсию, не пойдём в гости. Мы сами будем принимать гостей.
К нам в гости пришли Маша и Медведь.
Маша учится, и Медведь помогает ей.
Сегодня они вместе с нами изучают букву «М».
Основная часть.
Звук [М] . Характеристика звука [М]
Артикуляция. Произнесем еще раз звук [ М ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов (при произношении звука [ М ] губы смыкаются.)
Нет свободной воздушной струйки, значит это согласный звук.
Звук [М] - согласный , звонкий, твердый.
Звук [Мь] – согласный , звонкий, мягкий.
Д/игра «Третий лишний».
Из трех картинок дети выбирают ту, в которой нет звука [ М ]:
- мак, машина, чашка;
- мышка, сапоги, дом;
- муравей, рыба, лампа.
Д/Игра «Назови слово полностью»
Потерялся звук [М]. Какое слово я хотела назвать, но не произнесла первый звук в слове?
Назови слово полностью.
•АШИНА •ОЛАОКО •УРАВЕЙ
•ОШКА •ЫШКА •ИШКА
•АСЛО •АСКА •АК
•АКАРОНЫ •АГАЗИН •ИСКА
Д/Игра «Место звука в слове».
«Звуков знаем мы немало…
Добрались до звука [М] .
Есть слова, где [М] - в начале,
Есть слова, где [М] – в конце …»
Разложить картинки к нужной схеме.
Динамическая пауза (координация речи с движением)
Чтобы нам не устать, будем дружно отдыхать.
Для этого я предлагаю вам повторить чистоговорки и выполнить движения:
Ма-ма-ма, ма-ма-ма – пол помою я сама (имитируют движения при мытье полов);
Му-му-му, му-му-му - молоко несу кому (складывают ладошки чашечкой);
Мо-мо-мо, мо-мо-мо - едим мы в парке эскимо (разворачивают обертку эскимо);
Ам-ам-ам, ам-ам-ам - никому его не дам (прыгают на одном месте);
Мы-мы-мы, мы-мы-мы – прочитали книгу мы; (имитируют перелистывание страниц в
книге);
Ми-ми-ми, ми-ми-ми - поём звонко ноту «ми» (приставным шагом передвигаются по
кругу)
Буква «М».
Дети рассматривают изображение буквы «М».
На что похожа буква «М»?
- Рисуем в воздухе пальчиком.
- Выкладываем из счетных палочек.
- Обводка трафарета буквы «М».
Д/игра «Волшебный мешочек».
Кто хорошо запомнил букву «М», может узнать её на ощупь.
Пальчиками потрогай буквы в мешочке и достань букву «М».
Работа в кассе.
Дети в кассе составляют слоги ам , ма, им, ми, ом, мо («Какое слово я задумала?») Выполняют анализ слогов.
Выкладывают в кассе слова мак (выполняют анализ слова),
С этим словом придумывают предложения.
Д/Игра «Помоги Медведю»
Медведь любит рассматривать картинки, но не всегда правильно говорит (Мой машинка, моя мак…)
Научим Медведя правильно использовать слова : Мой, моя, мои.
- О чём можно сказать «Мой»?
- О чём можно сказать «Моя»?
- О чём можно сказать «Мои»?
Дети подбирают нужные слова.
Сравнительная характеристика звуков [м], [мь]
[м] – согласный, твёрдый, звонкий. Обозначаем синим цветом.
[мь] – согласный , звонкий, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.
«Что для Маши, что для Медведя?» .
Определение твердости или мягкости согласного звука [М] в словах.
На столе лежат картинки. Разложить картинки : к Маше положить картинки, которые начинаются на твёрдый звук [м], а к Медведю положить картинки, которые начинаются на мягкий звук [мь]
- Мох, муха, мак, малина, маяк, майка, мышонок, машина.
- Мельница, мешок, медведь, миска, мёд.
Заключительная часть.
- Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили?
- Что вы знаете о звуке и букве «М»?
- Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли.
- Вам было интересно?
- Что вам было особенно интересно делать?
- Что понравилось?
- Что нового сегодня узнали?
- На память об этой встрече Маша и Медведь дарят вам увлекательную игру «Лабиринт», в которую вы поиграете дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонетико-фонематических представлений у дошкольников
Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы....
Методическая разработка НОД «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Скоро в школу»
Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР по лексической теме «Фрукты. Сад»
Материал для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»
Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...
Методическая разработка НОД «Звук [К] и буква К»""
Методическая разработка НОД по формированию фонематических представлений у дошкольников....
Методическая разработка НОД : «Звук [У] и буква У» .Развитие внимания и памяти при формировании фонетико-фонематических представлений у дошкольников с ОНР.»
Методическая разработка НОД «Звук [У] и буква У»....
Методическая разработка "Повторение звука "З" и буквы З"
Цель: Закрепление и систематизация употребления звука {З} и буквы З в словах и в предложениях. Задачи: Образовательные:Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объясните...