Методическая разработка "Повторение звука "З" и буквы З"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Закрепление и систематизация употребления звука {З} и буквы З в словах и в предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
- Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
- Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
- Формирование навыка различия согласного звука по признакам: звонкий, твердый, мягкий.
Развивающие:
- Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику рук при работе с фасолью.
- Развивать коммуникативные навыки общения.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать взаимопонимание, сотрудничество, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Формировать интерес к звуковой культуре речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по обучению грамоте | 36.67 КБ |
vstuplenie.pdf | 316.21 КБ |
kontsovka.pdf | 113.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26
Петродворцового района города Санкт-Петербурга
Конспект занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
«Занятие по речевому развитию
«Закрепление звука {З} и буквы З»
(с использованием технологии «квест-игра»)
Воспитатель:
Синотова О.А.
Санкт-Петербург
2024г.
Тема: «Занятие по речевому развитию
«Закрепление звука {З} и буквы З»
Цель: Закрепление и систематизация употребления звука {З} и буквы З в словах и в предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
- Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
- Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.
- Формирование навыка различия согласного звука по признакам: звонкий, твердый, мягкий.
Развивающие:
- Развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику рук при работе с фасолью.
- Развивать коммуникативные навыки общения.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать взаимопонимание, сотрудничество, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Формировать интерес к звуковой культуре речи.
Методы и приемы:
- наглядные: обследование, образец.
- словесные: мотивация, дидактические упражнения, вопросы, поощрения.
- игровые: выполнение заданий от сказочного героя, обыгрывание.
Технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), игровая, здоровье-сберегающие технологии.
Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, познавательное, социально - коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, ноутбук, проектор, колонки, разноцветные (зеленый и синий) зерна фасоли в баночках, белая доска, маркеры, картинки, кубик(2шт.) (согласные и гласные буквы), пазлы из картинок в конвертах(загадки), флажки (синий и зеленый), коробка с подарками(зеленая), картинки (схема буквы З), магнитная доска, маркеры для белой доски.
Ход занятия:
Части занятия | Задания и упражнения | Содержание |
Вводная часть | 1.Приветствие и знакомство | Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости и они будут нашими зрителями. Давайте поздороваемся с нашими гостями: Скажем: «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» ногами! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! Но прежде, чем мы продолжим наше занятие, давайте вспомним наши правила: 1. Каждый день всегда, везде, На занятиях в игре, Четко, громко, говорим, Никуда мы не спешим. 2. Если хочешь ты ответить, не кричи! Только руку подними! |
2.Сюрпризный момент «Видеописьмо от сказочного героя…» | Педагог: Ребята, сегодня к нам на почту пришло видеописьмо от сказочного героя, а зовут его Всезнайка. Педагог обращается к детям и рассказывает про Всезнайку. Это сказочный герой, который знает обо всем на свете. Он живет в сказочной стране Знаний. Он много запоминает, занимается… Педагог предлагает пройти детям к интерактивной доске и прослушать видеописьмо: «Дорогие ребята, Меня зовут Всезнайка! Я шлю вам привет из страны Знаний. До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите учиться и играть. Я загадал букву, но для того, чтобы ее разгадать, вы должны выполнить мои задания. За выполненное задание вы будете получать картинку, как только вы соберете все картинки -вы сможете разгадать мою букву» | |
3. Проблемная ситуация | Педагог: Ребята, а вам хотелось бы узнать какую букву загадал Всезнайка? (Ответы детей) Да. Тогда давайте постараемся выполнить все задания от Всезнайки?! | |
Основная часть | 1.Отправляемся на задания от Всезнайки - Упражнение на Артикуляционную гимнастика | Педагог предлагает детям встать в круг и говорит: «Для того, чтобы нам с вами справиться со всеми заданиями, нам нужно пофантазировать. Для этого давайте расправим крылышки и представим, как будто мы с вами Комарики. Помните с каким звуком летит комарик? Ответы детей (Да) Вижу вы готовы! Расправляем крылышки и летим к первому заданию… «Зззззз...» (2р.) Педагог проводит игру: «Повторяй за мной» на столе лежат картинки (собачка, слоненок) 1. «Улыбочка» Растянуть губы в улыбке широко. Продержать на счет до 10.Растянуть губы в улыбки, сомкнуть зубы, язычок прижать к нижним зубкам. Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны- От краев и до десны. 2. «Хоботок» Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до 10. Я слегка прикрою ротик, Губы «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у-… |
1.1.Первое задание: «Отгадай загадку, а отгадку собери из картинок» | Педагог: на первой остановке нам необходимо отгадать загадки. Педагог предлагает детям поделиться на пары и каждой парочке загадывает по одной загадке, после того как пара отгадывает эту загадку, пара собирает картинку – отгадку. (Загадки распределены по конвертам, каждая пара должна выбрать свой конверт). 1 загадка: Не лает, не кусает, А в дом не пускает. (Замок) Получаем картинку №1. 2 загадка: Кто длиннее, чем чулок? У кого ни рук, ни ног? Кожа, словно чешуя По земле ползёт она? (Змея) Получаем картинку №2. 3 загадка: Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы? (Зайка) Получаем картинку №3. 4 загадка: Себя он раскрывает, тебя он закрывает. Только дождичек пройдет - сделает наоборот. (Зонт) Получаем картинку №4. Молодцы, ребята! Скажите мне пожалуйста вы догадались с какого звука начинаются все слова - отгадки? (ответы детей) Молодцы! Правильно ребята, все отгадки на звук З. Проходим к следующему заданию… | |
1.2.Второе задание: Повторение звука «З» и выполнение упражнения на мелкую моторику: - Характеристика звука «З» - Упражнение на мелкую моторику рук: «Сложи букву из фасоли» | Давайте вместе Произнесением звука [З] хором. А теперь приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З]. Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?» Ответы детей - Дрожит. Педагог: Если горлышко дрожит, Значит звонкий звук бежит. Звук [З] – звонкий? Ответы детей (ДА) Звук [З] – согласный, твёрдый, обозначаем его каким цветом? (Ответы детей - синим цветом) А если звук звучит мягко? (Ответы детей - зелёным цветом) Педагог на доске изображает букву З. - Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З». Посмотрите на букву «З». Спрашивает у детей, на что похожа эта буква? (Ответы детей, цифра 3) Верно, прочитать про неё стихотворение: На эту букву посмотри: Она совсем как цифра «три». С. Я. Маршак Педагог предлагает детям собрать букву З из зерен. (Педагог распределяет детей на парочки и предлагает выбрать зерна зеленого или синего цвета, обозначив при этом мягкость или твердость звука, собираемой буквы З). Молодцы, ребята! Справились. Получаем картинку №5. Ну что приступим к следующему заданию? (Ответы детей – Да) | |
1.3.Третье задание (Повторение твердости и мягкости звука «З») -Упражнение на развитие фонематического восприятия, игра: «Разноцветные флажки» | Звук «З» может звучать мягко и твердо. Давайте вспомним, если согласный звук мягкий, то мы каким цветом обозначаем? Ответы детей-зеленым. А если согласный твердый, то каким цветом? Ответы детей-синий. Молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в игру (Педагог раздает флажки синего и зеленого цвета и объясняет правила игры). Педагог произносит слова, а дети поднимают флажок соответствующего цвета звуку. Услышав звук з – поднимаем синий, услышав звук з” - зеленый. Педагог выдает детям флажки. Цепочка слов: замок, забор, зима, земля, заря, заяц, возить, забивать, зубы, козел. Молодцы, ребята. Получаем картинку №6. Продолжаем… | |
1.4.Четвертое задание Упражнение на развитие фонематического слуха: «Слушай и хлопай!» | Педагог поиграть в игру: «Слушай и хлопай!» Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши тогда, когда они услышат звук [З]. - «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З». Молодцы, ребята! Справились. Получаем картинку №7. А теперь, ребята, давайте немножко разомнемся… | |
1.5.Пятое задание Физкультминутка | Выполнение движений с речевым сопровождением по тексту: Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит (Дети садятся на корточки, поднимают руки вверх и покачивают кистями рук). Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть (Дети встают, подносят ладони к лицу и дуют на них). Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать (Дети прыгают на месте). Кто - то зайку напугал - Зайка - прыг - и поскакал. (Прыгают по группе). Отдохнули? Молодцы! Получаем картинку №8. Теперь приступим к следующему заданию. | |
1.6.Шестое задание Буквенный синтез -Подвижная Игра с слогами: «Кубик» | Педагог выдает два кубика (красный(гласные) и синий(согласные)): Детям предлагает разделиться на две команды, поочередно выдается кубик синий и красный. Дети кидают кубик, педагог озвучивает выпавшие слоги, а дети составляют слоги. Игра проводится 2 раз, по очереди. Молодцы, ребята! Получаем картинку №9. | |
1.7.Седьмое задание - Упражнение на фонематический анализ - Игра «Какой звук первый?» | Раздать детям(каждому) собранные картинке в ходе игры. На каждой картинке изображен рисунок. Ребята посмотрите пожалуйста, что у каждого нарисовано на картинке? Ответы детей. На какой звук начинается картинка (индивидуально)? Ответы детей. Как вы думаете, может это и есть загаданная буква Всезнайкой? (Ответы детей) Давайте попробуем собрать из этих картинок букву З. Собираем букву. Молодцы, ребята! Справились. | |
Заключительная часть | 1. Смотрим видео послание от Всезнайки | Педагог предлагает подойти к ИД и посмотреть послание от Всезнайки. «Ребята, вы молодцы, что выполняли задания так дружно и со всеми заданиями справились. Я приготовил для вас подарок в зеленой коробке, возьмите его на окне. До скорых встреч.» |
2. Рефлексия. | Педагог приглашает детей в круг, и дети делятся впечатлениями от занятия. Чтобы узнать понравилось вам сегодня на занятии или нет я раздам вам смайлики эмоций, зеленый –грустный (значит не понравилось на занятии), а желтый-улыбка (понравилось занятие) Педагог задает вопрос:
Молодцы, у нас сегодня состоялось интересное занятие. |
Используемая литература:
- Нищева Н.В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. -Спб: Издательство «Детство-пресс»,2018. -256с.
- Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. - 160 с.
- Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Издательство ГНОМ, 2007.- - 184с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Послушные буквы"
В последние годы возросло количество детей, встречающимися с различными трудностями обучения в начальной школе.Поэтому необходимость введения профиактической работы по предупреждению ошибок чтения и п...
Методическая разработка с презентацией: "Путешествие на планету буквы и звука Ж"
В методической разработке дан конспек проведения логопедического занятия " Путешествие на планету буквы и звука Ж", проводимого в старшей логопедической группе и презентация для сопровождения занятия....
Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"
Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, ра...
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"
Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....
Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"
Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием до целого слова...
Собственная методическая разработка "Расшифруй букву"
Профилактика оптической дисграфии....
Методическая разработка «Учим буквы весело!» Развивающие игры для нескучных детей.
Учить буквы с детьми легче с помощью красочных запоминающихся образов. В методической разработке представлены игры для дошкольников, которые помогут превратить процесс изучения букв в увлекательное за...