Методическая разработка НОД «Звук [К] и буква К»""
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Методическая разработка НОД по формированию фонематических представлений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД
Тема : «Звук [К] и буква К»
Учитель-логопед Семенец В.А., ГБДОУ д/с №33
Образовательный процесс в компенсирующей группе выстраивается
в соответствии с рабочими программами воспитателей и учителя-логопеда, составленными на основе образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с тяжелыми нарушениями речи) ГБДОУ детского сада № 33.
Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом
« Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития. Стертая форма дизартрии», возраста – 6 лет, второй год обучения.
Занятие рассчитано на 30 минут .
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативная;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие;
- игровая;
- элементы логоритмики;
- развивающая.
Методы организации обучения: словесный, наглядный, игровой.
Форма организации обучения: групповая (индивидуально-коллективная), НОД.
Виды деятельности: предметно - игровая, продуктивная, коммуникативная (общение).
Планируемые результаты:
- дети усвоили необходимые знания о звуке [К] и букве К;
- дети усвоили понятия «гласные звуки», «согласные звуки»;
- дети усвоили понятия «твёрдый согласный звук», « мягкий согласный звук»;
- дети умеют решать логические задачи;
- дети закрепили навык выполнения звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука».
Тема: Звук [К] и буква К
Цель: Закрепить произношение звука [К] в речи,
научить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Способствовать формированию понятий «гласные звуки», «согласные звуки», различия понятий «звук» - «буква»;
- Закрепить понятия «твёрдый согласный звук», « мягкий согласный звук»;
- Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец);
- Упражнять в определении наличия или отсутствия звука [К] в словах;
- Совершенствовать навык составления предложения с заданным словом;
- Познакомить с буквой «К». Закреплять зрительный образ буквы.
- Упражнять в выполнении звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука»;
- Закреплять навык подбора слов к схеме.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать психические процессы : память, слуховое и зрительное внимание;
- Развивать координацию речи с движением;
- Совершенствовать общую моторику и мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Оборудование: Полоски-схемы «место звука в слове», картинки для игры «Место звука в слове», атрибуты для королевы буквы «К» (Корона, кольцо, кулон…), волшебный мешочек с объемными буквами, индивидуальные кассы, кружочки синего и зеленого цвета и картинки к ним для обозначения твердого и мягкого согласного, карточки «Зашифрованное письмо», карточки и д/игре «Проложи дорогу», счетные палочки для изображения буквы «К», карандаши, фломастеры.
Предварительная работа .
Определение места звука [К] в словах. Разучивание текста и движений для динамической паузы.
Ход занятия
Организационный момент.
Мы с вами знаем, что есть звуки и буквы.
Что такое звуки? Мы и слышим и произносим.
Что такое буквы? Мы их видим и пишем.
Какие бывают звуки ? (Гласные и согласные).
Чем они отличаются? ( Гласные можно петь, а согласные – нет)
Давайте проверим это.
Логопед предлагает «спеть» гласные звуки , а затем попытаться «спеть» согласные (песенки не получается).
А теперь спойте тот звук, который я показываю губами (А ,О, У, И, Э, Ы).
Мы сегодня с вами не поедем в путешествие, не пойдем на экскурсию, не пойдём в гости. Мы сами будем принимать гостей.
К нам в гости пришла Королева буква «К».
Королева буква «К» больше всего любит слова, которые начинаются на звук «К».
У королевы буквы «К» во внешнем виде много предметов на звук «К».
Назовите их: корона, кольцо, кулон, кошелёк. Она приехала на карете. Дома ждёт её король. Она любит рисовать . Для этого у неё есть кисти и краски. В её кошельке лежат конфеты карамельки.
Основная часть.
Звук [К] . Характеристика звука [К]
Артикуляция. Произнесем еще раз звук [ К ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются, кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть языка поднимается к нёбу и препятствует выдыхаемому воздуху.)
Язык создаёт преграду. Нет свободной воздушной струйки, значит это согласный звук.
Д/игра «Назови словечко».
Дети должны назвать слово со звуком [К], относящееся к :
- домашним животным (кот, корова, кролик, конь, коза)
- овощам (картошка, капуста, кабачки)
- одежде (куртка, костюм, кофта, колготки)
- мебели (кровать, кресло, комод).
Д/Игра «Назови слово полностью»
Потерялся звук [К]. Какое слово я хотела назвать, но не произнесла первый звук в слове?
Назови слово полностью.
•РОШКА •РАПИВА •ЛЮВ
•ЛЮЧ •ЛУМБА •ЛУБНИКА
•РУЖКА •РАСКА •ВАКУШКА
•ЛЮКВА •НОПКА •ВАС
Д/Игра «Место звука в слове».
«Звуков знаем мы немало…
Добрались до звука [К] .
Есть слова, где [К] - в начале,
Есть слова, где [К] – в конце …»
Разложить картинки к нужной схеме.
Динамическая пауза (координация речи с движением)
Чтобы нам не устать, будем дружно отдыхать.
Для этого я предлагаю вам повторить чистоговорки и выполнить движения:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны)
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (складывают руки полочкой)
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки)
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку)
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую).
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)
Буква «К».
Дети рассматривают изображение буквы «К».
На что похожа буква «К»?
- Рисуем в воздухе пальчиком.
- Выкладываем из палочек.
- Обводка трафарета буквы «К».
Д/игра «Волшебный мешочек».
Кто хорошо запомнил букву «К», может узнать её на ощупь.
Пальчиками потрогай буквы в мешочке и достань букву «К».
Работа в кассе.
Дети в кассе составляют слоги ак ,ка, ик, ки, ок, ко («Какое слово я задумала?») Выполняют анализ слогов.
Выкладывают в кассе слова кот (выполняют анализ слова),
а затем букву «О» меняют на букву «И» (выполняют анализ слова).
С этими словами придумывают предложения.
Сравнительная характеристика звуков [к], [кь]
[к] – согласный, твёрдый, глухой. Обозначаем синим цветом.
[кь] – согласный , глухой, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.
Вспомните корону королевы буквы «К».
Вот почему на ней были буквы «К» синего и зеленого цвета.
«Синий – зелёный» .
Определение твердости или мягкости согласного звука [к] в словах. На столе лежат картинки. Положить на них кружочки синего цвета, если слово начинается на твердый звук [к] или зелёного цвета, если – на мягкий.
- Карандаши, кухня, кубики, корова, кукуруза, калитка, колесо.
- Кепка, кирпичи, кит, кенгуру, кисточка.
Д/игра «Проложи дорогу» .
Чтобы вы ещё лучше запомнили букву «К», Королева буква «К» даёт вам ответственное задание. Нужно проложить дорожку от буквы «К» к короне только по буквам «К» .
Заключительная часть.
- Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили?
- Что вы знаете о звуке и букве «К»?
- Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли.
- Вам было интересно?
- Что вам было особенно интересно делать?
- Что понравилось?
- Что нового сегодня узнали?
- На память об этой встрече Королева буква «К» дарит вам увлекательную игру «Лабиринт», в которую вы поиграете дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/19/picture-86667.jpg)
Методическая разработка. Дифференциация звуков Ф-Ф’
Тема: Дифференциация звуков Ф-Ф’. Цели: 1.Познакомить детей со звуками Ф-Ф’, с нормой артикуляции изучаемых звуков 2.Совершенствовать навык различения твёрдых и мягких звуков: учить дифференцирова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-419831-1394918232.jpg)
Собственная методическая разработка: "Дифференциация звуков С - З".
Данный методический материал представлен ввиде конспекта занятия по "Дифференциации звуков С - З". Материал предназначен для обучения детей старшего, подготовительного дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-419831-1394918232.jpg)
Собственная методическая разработка "Дифференциация звуков С - Ш. Профессии."
Данный конспект занятия предназначен для детей с диагнозом ОНР старшего и подготовительного возраста. Он позволяет решать следующие задачи: учить диффернциации звуков С-Ш, развивать функции фонематиче...
Методическая разработка НОД : «Звук [М] и буква М» .Развитие внимания и памяти при формировании фонетико-фонематических представлений у дошкольников с ОНР.»
Материал адресован учителям-логопедам, воспитателям....
Методическая разработка НОД : «Звук [У] и буква У» .Развитие внимания и памяти при формировании фонетико-фонематических представлений у дошкольников с ОНР.»
Методическая разработка НОД «Звук [У] и буква У»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/09/picture-1346683-1633796588.jpg)
Методическая разработка "Повторение звука "З" и буквы З"
Цель: Закрепление и систематизация употребления звука {З} и буквы З в словах и в предложениях. Задачи: Образовательные:Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объясните...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-210678-1379337368.png)
«Речевое развитие детей дошкольного возраста» Методическая разработка представляет собой пособие «Чудо буквы»
Методическая разработка представляет собой пособие «Чудо буквы» для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями зрительного анализатора. С использованием ...