Конспект фронтального логопедического занятия « Гласные буквы и звуки»
методическая разработка по логопедии
Содержание проекта
"В мире гласных звуков и букв"
Тип проекта: Информационно - творческий
По содержанию: ребенок, семья, ДОУ.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: краткосрочный 1,5 мес.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Содержание проекта
"В мире гласных звуков и букв"
Тип проекта: Информационно - творческий
По содержанию: ребенок, семья, ДОУ.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: краткосрочный 1,5 мес.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_s_igroy_veselyy_pirat_3.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
Цель: Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико-артикуляционным характеристикам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематические процессы;
- закреплять понятие «гласный звук»;
- развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;
- развивать умение соотносить звуки и буквы;
- развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Материалы и оборудование:
- магнитная доска;
- Игра «Весёлый пират» (картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов);
- схемы: «Звуки - буквы», «Домик» (место звука в слове);
- мяч;
- картинки с изображением артикуляции гласных звуков.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- познавательное развитие.
Виды детской деятельности:
- игровая;
- двигательная;
- коммуникативная.
Предварительная работа:
- разучивание артикуляционной гимнастики;
- разучивание пальчиковой гимнастики;
- разучивание физкультминуток (движение с речью);
- развитие дыхания и голоса;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай»;
- продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.
- работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Методы и приемы:
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки, показ артикуляции).
- Игровой (дидактические игры)
- Практический (упражнения).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуковия. Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша (выставляется на доску картинка). Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.
II. Основная часть.
- Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да.)
- Артикуляционная гимнастика
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
- [А] — Откройте шире рот,
Как огромный бегемот!
Подразнить его охота –
Пошутим над бегемотом . («Окошко»)
- [И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Вот понравится лягушкам -
Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)
- [У] — Надул капризно губки,
Подними скорее руки!
В гости к нам пришел слоненок –
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри –
Губы хоботом тяни! («Трубочка»)
- [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так. («Часики»)
- [Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Язычок вдруг разленился,
На крылечке развалился. («Блинчик»)
- [О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
На качелях О катался:
Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)
- Работа над развитием дыхания и голоса.
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.
А, У, О, Ы, Э, И –
Вот такие все они.
- Объявление темы занятия.
- Сегодня мы с вами расскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. (Перед детьми схема-подсказка «Звуки - буквы»).
- Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)
- Что мы читаем и пишем? (Буквы.)
- Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)
- Каким цветом они обозначаются? (Красным.)
- Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков. (Шесть.)
- Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»
- На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.
Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Педагог отчетливо произносит каждый из звуков:
а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.
- Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»
- Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам бросать камешки и называть звуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.
Логопед, «бросая» камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании:
ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.
- Фонетический анализ и синтез слов.
- На своем острове Весёлый Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали… Давайте им поможем! Посмотрите, вот сундуки, а на них написаны буквы. Прочитайте, какие буквы тут написаны? (Логопед просит ребёнка назвать буквы (вспомнить и произнести названия букв). Если ребёнок затрудняется, логопед сам чётко называет буквы. После этого, логопед раскладывает монеты Пирата с изображёнными на них картинками на определённые звуки.) Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите картинку в соответствующий сундучок, а на домике Пирата отметьте бусинкой то окошечко, где слышится звук в данном слове. (При правильном выполнении задания ребёнок размещает монеты Пирата с изображением возле нужного сундучка и называет позицию выделенного звука в слове.)
- Динамическая пауза. Игра «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] - во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил
И добавки попросил!
- Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с этого звука.
III. Итог занятия.
- Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуковия и вспомним чем мы сегодня занимались. (Мы вспоминали гласные звуки и буквы.)
- Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.
Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.
- Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...
Конспект фронтального логопедического занятия на этапе постановки звука «Р»
В занятии отражены методы и приемы подготовительного этапа постановки звука "Р" в игровой форме....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"
Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»
На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Г"
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков З-С".
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков З-С в слогах, словах....