Конспект фронтального логопедического занятия по теме: дифференциация звуков [б]-[п]
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Б]-[П]
Цель: упражнять в определении парных согласных по месту образования на примере звуков [Б-П]; закрепить умение дифференцировать звонкие и глухие парные согласные
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
∙ различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;
∙ уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
∙ закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
∙ профилактика буквенных замен;
2.Коррекционно-развивающие:
∙ развитие координации речи с движением;
∙ развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
∙ развитие мелкой моторики;
∙ развитие фонематического восприятия.
3.Коррекционно-воспитательные:
∙ воспитание нравственно-этических чувств.
Оборудование: предметные картинки, мячик, звукобуквенные линейки, карточки с заданиями.
1.Организационный момент
-Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
2.Повторение
-Давайте вспомним, что такое звук? Что такое буква?
-На какие группы делятся все звуки?
-Какие звуки называются согласными?
-Какие звуки называются гласными?
-Какие бывают согласные звуки?
-Как определить сколько в слове слогов?
-Как определить глухой звук или звонкий?
-Звуки мы слышим и произносим. Букву видим и пишем.
-Гласные звуки и согласные звуки.
-Парные/непарные, твердые/мягкие, звонкие/глухие.
-С помощью гласных букв- столько и слогов.
-Подставить руку к горлышку, если оно вибрирует, то звук звонкий.
3.Артикуляционная гимнастика
- Ребята, на уроках произношения мы учимся правильно произносить звуки, говорить чётко и внятно. Для этого важно, чтобы хорошо работали наши органы речи. Вот для чего необходимо делать гимнастику для губ, щёк и языка. С неё и начнём урок. Поставьте перед собой зеркало.
«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд
«Трубочка-желобок»
- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«Заборчик»
- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Лопаточка»
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Часики»
- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
«Качели»
- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
«Чашечка»
- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.
«Вкусное варенье»
- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
«Лошадка»
- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Грибок»
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«Накажем непослушный языч
4.Дыхательная гимнастика
5.Изучение новой темы
-А сейчас отгадайте загадки:
На лугу пасётся,
Травку щиплет не спеша,
Но на тряпку красную,
Реагирует всегда! (бык)
Хвост раскрылся сам собой,
Словно веер расписной.
У хвоста есть властелин –
Независимый …(павлин)
-Хорошо ребята! Молодцы!
-Какой первый звук в слове бык?
-В слове павлин?
-Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
-Правильно, звуки [Б] и [П].
- А сейчас возьмем в руки зеркала и несколько раз произнесем эти звуки. Звуки [Б] и [П] гласные или согласные?
-Правильно! Почему?
-Где она находится?
Характеристика звуков
-Теперь дадим им характеристику и сравним.
-Проверьте, звук [п] – гласный или согласный. Теперь послушайте голосовой моторчик и определите, звук [п] – звонкий или глухой. Дайте полную характеристику звуку [п].
- Проверьте, звук [б] гласный или согласный. Теперь проверьте, он звонкий или глухой: послушайте голосовой моторчик. Сделайте вывод.
- Чем отличается звук Б от звука П?
Фонематическое восприятие
- Поиграем в игру «Поймай звук». Приготовьте свои ладошки-ловушки. Звук [б] – звонкий, его можно поймать двумя хлопками, а звук [п] – глухой – его поймаем одним хлопком. Начали. [п-п-б-п-б ;лампа, полка, бумага,, палец, собака, балет]. Молодцы.
-Слушайте меня внимательно, повторяйте за мной, говорите чётко и внятно.
Ба-па-ба, бро-про-бро, лбу-лпу-лбу.
Бон-пон-бин – пойдём сегодня в магазин.
Бом-пом-бом – кто там будет продавцом?
Бе-пе-бе – подарки я куплю тебе,
Блю-плю-блю – всем конфеты я куплю.
Работа с мячом
- Сейчас давайте попробуем заменить звук Б на звук П:
Бар-пар
Бас- пас
Быль – пыль
Борт- порт
Башня- пашня
Бочка- почка
Балка- палка
Браво- право
Хорошо, молодцы!
-Что изменилось в слове от перестановки звонкого звука на глухой?
-Поэтому, чтобы грамотно писать, надо проговаривать каждый звук и слышать какой он- звонкий или глухой.
Работа у доски с картинками.
-Бык
-Павлин.
-Звук [Б].
-Звук [П].
-Тема нашего занятия звуки [Б] и [П].
-Согласные.
-Есть преграда.
-Губы.
-Звук [П] –согласный, глухой, твердый.
-Звук [Б] – согласный, звонкий, твердый.
-Звук [Б]- звонкий, а звук [П]- глухой.
-Смысл слова.
На доску вывешивается картинки быка и павлина.
Игра с мячом.
6.Пальчиковая гимнастика
Давайте разомнем наши пальчики!
Замок!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Работа с тетрадями
-Открываем тетради, записываем число.
Почка- бочка
-Кто знает что знает , что обозначает слово почка? А слово бочка?
-Сколько слогов в слове почка? А в слове бочка?
- Какой первый слог, какой второй слог в слове почка? А в слове бочка?
Звуко- буквенные линейки.
Лопата- сколько букв в слове лопата? Какой звук мы слышим в слове лопата П или Б? какой по счету звук П?
Обезьяна
Забор
Суп
Сироп
Собака
Капуста
Работа с картинками.
-Деревянный сосуд с круглыми днищами. Зачаток у растения.
-В слове почка два слога. 1-поч, 2- ка.
-В слове бочка два слога, 1-боч, 2-ка.
- 6 букв, звук [П]- 3.
-8 букв, звук [Б]- 2.
-5 букв, звук [Б]- 3.
-3 буквы, звук [П]- 3.
-5 букв, звук [П]- 5.
-6 букв, звук [Б]- 3
-7 букв, звук[П- 3.]
7. Физминутка
Буратино.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Работа с предложениями
- Во дворе стоят пустые бочки.
- На деревьях распустились почки.
- Автобус подъехал к дому
- На березе набухают почки.
- Мой брат поймал большую рыбу.
- Петя и Боря побежали по росе.
- На поляне под березой росли белые фиалки.
- Белая бабочка порхает над полянкой.
- Путник быстро шагает по тропинке.
- Бабушка подарила Паше новые брюки.
- От тополей полетел белый пух.
Карточки с заданиями
8.Итог занятия
-Скакими звуками мы сегодня работали?
-Чем они отличаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л
Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л] Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].Задачи: сравнение, различение и правильн...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"
Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [р], [р\'], [л], [л\'] в слогах, словах и предложениях»
Тема: Дифференциация звуков [р], [р'], [л], [л'] в слогах, словах и предложениях Цель: Закреплять поставленные звуки на речевом материале. Задачи: Образовательные:·...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]"...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков С-Ш в слогах"
Материал будет полезен практикующим логопедам и воспитателям логопедических групп....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Дифференциация звуков З-С".
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков З-С в слогах, словах....