"Приключения на поляне звуков"
материал по логопедии (старшая группа)

Хуурак Айлана Васильевна

Логопедическое занятие в старшей (речевой) группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_na_polyane_zvukov.docx369.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыраканский муниципального района

 «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

 Конспект  НОД  

логопедическое занятие на тему: «Приключения на поляне звуков»  с детьми (старшей) речевой группы

C:\Users\Хувартаа\Downloads\1614849915_108-p-foni-dlya-detskikh-fotografii-130.jpg

Учитель-логопед  высшей  квалификационной категории:

 Хуурак Айлана Васильевна

13.04.2023уч.г

Технологическая карта НОД    

Тема НОД: «Приключения на поляне звуков»

Возраст детей:5-6 лет

Количество детей: 9 детей

Область: «Речевое развитие»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды деятельности: продуктивная, познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая

Форма образовательной деятельности: групповая, индивидуальная

Целевые ориентиры: проявляет творческие способности, может фантазировать, рассуждать, проявляет инициативность в разных видах деятельности; любознательность, отвечает на вопросы, способен опираться на свои знания и умения.

Цель  занятия: Создание условий  для повторения  и обобщения  знаний  детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:        

Коррекционно-образовательные:  Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме; дифференциация звуков и определять местонахождение звуков в слове; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; совершенствовать грамматический строй .

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь,  фонематические процессы синтеза слова, развивать словесно-логическое мышление, творческие способности.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать в процессе работы.

Методические приёмы:
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (ЭОР- презентация)
Игровой (игровые упражнения)

Практический (упражнения).
Оборудование:

презентация,  мнемотаблицы «Весна», стихотворение «Весна», доска, солнышко, лучики,  ноутбук, телевизор,  шар, голубая лента, символы гласных звуков, геометрические фигуры.

Словарная работа: ручьи – ручеек, ручей

Предварительная работа:   Использование  артикуляционных и речевых упражнений на групповых и индивидуальных занятиях.

Содержание НОД:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Организационный момент

Приветствие:

Мы будем разговаривать

Мы будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно!

Дети заходят в группу и встают в центре группы.

Дети встают в круг

1 мин

2.

Вводная часть

День сегодня необычный, удивить хочу я вас. В путешествие большое мы отправимся сейчас.

На поляну волшебную попасть нам поможет волшебный  шар.

Высоко поднимая колени идем в волшебную поляну

Вот так, вот так

Пусть дорогу подскажет нам наш волшебный шар

Вот и мы очутились на волшебной поляне. Это не простая поляна, а волшебная поляна ЗВУКОВ.

А волшебная поляна нам говорит… (аудиозапись)

Вот в такой поляне мы очутились.

 А в этой  волшебной поляне есть необычный друг – солнышко.

Давайте посмотрим.

- Ой, ой, ой! а солнышко-то грустное. А вот лежит конверт. Что там посмотрим.

А в конверте письмо. Я прочитаю письмо, а вы слушайте, внимательно!

«Здравствуйте, ребята! Мои 4 лучиков ушли гулять. Я долго-долго их жду. Если найдете, то помогите их возвращать домой».

Давайте поможем солнышке найти лучиков.

Сколько лучиков мы должны найти?

 

Дети выполняют движения

4

2 мин

3.

Основная часть

(поисковый этап)

    - Давайте поищем озорных лучиков. Сперва найдем лучик под цифрой…

Лучик 1. «Гласные звуки»

Вот и нашли мы первый лучик.

А лучик-то волшебный, в нем задача.

«Я волшебный лучик солнца, я люблю гласных звуков. Если выполните правильно мои задания, то тогда домой пойду.

Скажите, пожалуйста, каким цветом обозначаются гласные звуки?»

А – теперь сами произнесите этот звук. Как рот открывается? Как выходит? Обведите губы указательным пальцем.

На что похожи губы?

Правильно на круг.

Логопед: Найдите на полянке артикуляцию звука (А).

О –

У –

И –

Ы –

Логопед: Это символы артикуляции гласных звуков (положение губ при произношении гласных звуков).

Ребята, когда мы произносили гласные звуки воздух проходило как? Мы, что можем пропеть. Гласные звуки называют

Логопед: Встаньте в кружок. Сейчас мы что пропоем? Звуки поют плавно, значит наши ручки будут двигаться тоже (Плавно).

Логоритмика.

А – (руки кругом).

О – (руки овалом).

У – (руки вытягивают вперед)

И – (руки в сторону).

Ы – (руки  тянуться от нижней руки вниз)

Молодцы! Мы помогли солнышке и вернули лучик гласных звуков

А теперь найдем второго лучика.

Вот и нашли.

Задание 2 лучика.

Игра «Найдите слова с заданным звуком» 

Логопед.  Давайте с вами поиграем в игру «Найти слова с заданным звуком» (презентация)

Молодцы! Мы помогли солнышке и вернули2 лучик. А теперь найдем третьего лучика.  

Вот и нашли третьего лучика. Давайте посмотрим задание в нем.

Задание 3лучика.

Мнемотаблица «Весна»

C:\Users\Хувартаа\Рабочий стол\мнемо весна.jpeg

Физкультминутка «Весна пришла» (Координация речи с движениями с музыкальным сопровождением)

- Ребята, давайте мы выйдем на весеннюю полянку и на весну полюбуемся.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег на месте)

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь (Посмотреть друг на друга и улыбнуться)

Как стало хорошо, приятно, всюду пробуждение, такой свежий воздух.

1

красным

круг  

дети ищут круга

овал (дети ищут геометрическую фигуру овал)

(аналогично делают с другими звуками)

(Свободно, легко).

(Поющими).

Дети делают движения, показывая символы гласных звуков

Дети ищут слова с заданным звуком

Дети составляют предложения с помощью мнемотаблицы.

Дети выполняют физминутку

1 мин

2 мин

1 мин

5 мин

7 мин

1 мин

4.

Практический этап

Задание 4. Стихи «Весна»

C:\Users\Хувартаа\Downloads\Весна.jpg

Дети рассказывают стихи о весне

3 мин

5.

Гимнастика для глаз.

Так как сегодня нам помогает путешествовать по волшебной стране звуков компьютер, нужно обязательно выполнить гимнастику для глаз.

Мы гимнастику для глаз

С вами выполним сейчас!

Смотрим направо

А сейчас смотрим налево

А теперь в даль

Зажмурим глазки,

И весёлая зарядка,

Сохранит здоровье глаз!

Дети делают гимнастику для глаз

1 мин

6.

Заключительная часть

Рефлексия

Итог занятия. Систематизация знаний.

 Вот и мы помогли солнышке возвращать домой лучиков. В знак благодарности солнышко вам вручает раскраски.

Давайте вместе отправимся в свой детский сад и поможет нам наш веселый шар

Высоко поднимая, колени идем в свой детский сад

Вот так, вот так

Пусть дорогу укажет нам наш волшебный шар

Вот и мы снова в своем детском саду.

-Ребята, кому мы помогали сегодня?

- Вам понравилось занятие?

-Какое задание было самым интересным?

Молодцы!

Дети высаживают гномиков на соответствующий цветок

1 мин

Всего:

25 минут

Самоанализ НОД логопедическое занятие  в старшей (речевой) группе

Тема НОД: «Приключения на поляне звуков»

Возраст детей:5-6 лет

Подготовила учитель-логопед Хуурак А.В.

Присутствовало __ детей

На занятии присутствовали дети старшей группы, со схожими речевыми нарушениями. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

На занятии была использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно-образовательному процессу.

На занятии была поставлена следующая цель: Создание условий  для повторения  и обобщения  знаний  детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:        

Коррекционно-образовательные:  Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме; дифференциация звуков и определять местонахождение звуков в слове; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; совершенствовать грамматический строй .

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь,  фонематические процессы синтеза слова, развивать словесно-логическое мышление, творческие способности.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать в процессе работы.

Методические приёмы:
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (ЭОР- презентация)
Игровой (игровые упражнения)

Практический (упражнения).
Оборудование:

презентация,  мнемотаблицы «Весна», стихотворение «Весна», доска, солнышко, лучики,  ноутбук, телевизор,  шар, голубая лента, символы гласных звуков, геометрические фигуры.

Словарная работа: ручьи – ручеек, ручей

Предварительная работа:   Использование  артикуляционных и речевых упражнений на групповых и индивидуальных занятиях.

На ООД была выбрана следующая структура:

1 Мотивационно – побудительный этап (организационный момент ,вводная часть, создание проблемной ситуации, эмоционального настроя)

2 Организационно – поисковый этап (Задания: «Гласные звуки», «Найти слова с заданным звуком», мнемотаблица «Весна», стихи по мнемотаблице «Весна» )

3 Рефлексивно – корригирующий этап

Цель занятия  доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (презентация), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована разминка.  Для закрепления темы  использовалась презентация. В  организационно-поисковом этапе использовались :Задания: «Гласные звуки», «Найти слова с заданным звуком», мнемотаблица «Весна».

в практическом этапе – задание стихи по мнемотаблице «Весна» Для снятия физической нагрузки делали физминутку – «Весна пришла» гимнастику для глаз.

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес. 

Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, полной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Новизна в ООД является использование ЭОР, использование мнемотаблиц для рассказывания стихотворения и составления предложений о весне.

Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках ООД, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, речевого, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей ООД. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы с ОНР "Приключение Чиполлино" дифференциация звуков Д-Дь. Т-Ть (звуковая культура речи)

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по звуковой культуре речи...

Приключения с таксой. Звуки Т - Ть. Буква Т.

В игровой форме ребята знакомятся со звуками Т - Ть, буквой Т.  Дают полную характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам....

Логопедический досуг на тему: «Приключения на «Поляне сказок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Цель: закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков. Задачи:·         Расширять, закреплять и активизировать лексический запас.·...

План-конспект логопедического досуга на тему: «Приключения на «поляне сказок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

План-конспект логопедического досуга на тему: «Приключения на «поляне сказок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....

Конспект индивидуального логопедического занятия c элементами песочной терапии. Тема: «Приключения Тигра. Автоматизация звука [Р]».

Конспект индивидуального логопедического занятия.  Тема: «Приключения Тигра. Автоматизация звука [Р]».Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Приключения Тигра. Автоматизаци...

Методическая разработка по развитию речи занятие "Приключения в городе звуков"

Занятие по речевому развитию в группе предшкольного возраста "Приключение в городе звуков"...

"Приключения на поляне звуков"

Логопедическое занятие в старшей (речевой) группе...