Методическая разработка по развитию речи занятие "Приключения в городе звуков"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Нурматова Марина Геннадьевна

Занятие по речевому развитию в группе предшкольного возраста "Приключение в городе звуков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию

в группе предшкольного возраста

 "Приключения в городе звуков"

Цель: Закрепить понятие звук. Познакомить с новым звуком и буквой Г.

Задачи:

Обучающие:

- Дать начальные представления о словах с противоположным значением (антонимах).

- Закреплять умение различать  гласные и согласные звуки.

- Формировать умения детей определять наличие заданного звука в слове.

-Познакомить детей с новым звуком и буквой «Г».

-Упражнять детей в  соединении звуков в слоги и маленькие слова.

- Познакомить с новыми словами: антонимы (сова с противоположным значением) бульвар.

Развивающие:

-Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание,  логическое мышление, мелкую моторику.

- Создавать условия для развития коммуникативных умений: взаимодействовать друг с другом при выполнении заданий, слушать других,  выражать свои действия в речи.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать другим.

Создать условие для понимания:  не всегда, что нам кажется добром хорошо для других.

Ход занятия

Ребята, сегодня мне на телефон прислали такое сообщение:

Я звук, житель города звуков. Над нашим городом недавно пролетал волшебник Джин (вот его фотография), показать на экране. Он захотел преобразить город . Тогда он немного поколдовал на одной улице нашего города. (На экране появляется картинка колдующего джина). Потом на другой,  на третьей......  И тут в городе звуков все перепуталось: гласные звуки с согласными, мягкие с твердыми. Звуки из начала слова переместились в конец и наоборот. Например,  вместо слова кот получился ток, вместо слова краб получился брак а вместо слова луг, догадайтесь, что получилось? (спросить у детей).  Да, получилось слово  гул. И даже я сам не помню, как меня зовут. Я знаю, что вы с ребятами знакомитесь со  звуками и буквами, поэтому прошу вас помочь. А Джин, когда увидел, что получилось,  очень расстроился. Он не хотел навредить, то он думал, что делает добро. И поэтому Джин спрятался к себе в лампу (картинка на экране).

Приезжайте скорее в город звуков и помогите все вернуть на свои места!

Ну что ребята, отправимся в путешествие и  поможем нашему неизвестному звуку?

Воспитатель: - Наш новый друг предложил нам отправиться в путешествие на воздушном шаре! Но с начала его необходимо надуть.

Дыхательное упражнение:

Дети встают в круг и повторяют за воспитателем:

-  Воздух через нос легко вдыхается

   И животик, словно, шарик, надувается.

   Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот

   И сдувается, как шарик, наш живот.

- Вот мы и надули свой шар, а теперь полетели. (Дети идут по кругу)

Воспитатель: - А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш  шарик сдулся и приземлился на землю.

Основная часть

1) Дидактическое упражнение «подбери антонимы»

Ребята, мы с вами приземлились на площадь Антонимов. Антонимы - это слова с противоположным значением. Например: холодный, а наоборот как будет (горячий). Здесь после колдовства Джина слова поменялись местами. Давайте поможем им найти свою пару. На экране картинки. Нужно подобрать пару. Воспитатель проговаривает слова, дети подбирают картинку с противоположным значением.

Молодцы. Навели порядок на площади Антонимов.

2)Игра «Найди пару» найти картинку, начинающуюся с того же звука.

Улица одинаковых звуков.

3) Дидактическое упражнение «гласные и согласные».

 И теперь мы пришли на бульвар гласных и согласных звуков. После того, как наколдовал Джин, звуки  этой улицы перепутали свои домики.

Давайте наведем на этой улице порядок, подскажем звукам, каким цветом они обозначаются.  Назовите любые гласные звуки. А теперь согласные. Чем они отличаются ?

Дети: Когда мы произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные встречают на своем пути преграду.

Напомните мне, в домике какого цвета  живут гласные звуки -...(красный цвет). Твердые  согласные... -(синий), мягкие согласные ( зеленый).

Перед вами лежат кружочки красного, синего и зеленого цветов, обозначающие звуки. Сейчас вы увидите на экране картинки, которые  могут издавать звуки. А вы выбираете кружок нужного цвета.

 комар - з; волк - у; кран с водой - с; пчела - ж; девочка плачет - а; жеребенок - и)

Теперь на улице гласных и согласных звуков все в порядке.

4) Физминутка

Давайте порадуемся вместе с ними (на экране картинка веселые буквы)

Звуки стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут. 

5) Игра «Угадай звук»

А  мы с вами пришли к домику нашего неизвестного звука. У него на двери написано стихотворение. Чтобы помочь вспомнить ему как его зовут,  послушайте стихотворение, какой звук в нем вы услышите чаще всего:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи!

Голодно, голуби – гуленьки мои!

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти.

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль-гуль-гуль!

-Какой звук здесь встречается чаще всего? Да, наш неизвестный звук –это звук «Г». Назовите слова,  в которых встречается звук «Г».

Давайте произнесем звук «Г» и напомним нашему другу, гласный он или согласный (звук согласный, потому что он не тянется, есть преграда). В домике какого цвета он живет? (синего). У него есть еще младший братик, мягкий звук «гь», а он в домике какого цвета живет? (зеленого).

А вот так выглядит наряд нашего звука, буква Г (на экране буква Г большая и маленькая). На что она похожа ? .Стихотворение про букву: (картинка на экране). 

Буква «Г» как кран
подъёмный,
Груз поднимет
многотонный

6) Дидактическое упражнение «выложи из мозаики».

Ребята,  давайте сделаем нашему звуку Г подарок, выложим из мозаики красивую букву Г. Дети выполняют задание, смотрим вместе результат.

Звуку Г очень понравились ваши буквы.

7) Дидактическое упражнение «найди букву»

А еще он очень любит играть, особенно в прятки. Давайте найдем букву Г на листе, среди других букв и обведем ее синим карандашом. Дети выполняют задание. Спросить у детей, Сколько букв они обвели.

8 ) Д/игра "Отгадки спрятались" с мячом в кругу.

Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждёт.

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдёт?

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…гол

Лодки по морю плывут

Люди веслами…… гребут

Очень, очень я горжусь,

Что не утка я , а ….гусь

В летний солнечный сезон

Зеленеет наш …..газон

Чтобы в цель попасть хоть раз,

Нужен острый, меткий … глаз

9) Упражнение в  соединении звуков в слоги и слова «Как звучат лодочки»

Ребята, звук Г нам очень благодарен и на последок хочет показать, какая красивая в его городе река слов. Мимо плывут лодочки с буквами, давайте прочитаем, как они звучат.

ГА, ГО, ГУ

ГОЛ, ГУЛ

Звук Г , спасибо за гостеприимство, мы прощаемся с тобой.

Ребята, мы с вами побывали в городе звуков.Что же такое звук?

Дети: Это то что мы слышим.

А могут ли люди издавать звуки и как они это делают?

Дети: Да когда мы говорим, то произносим звуки.

Теперь в городе звуков все в порядке Ребята, а что же мы скажем Джину, он ведь не хотел навредить. Можно сказать «делай добро с умом».

Джин. Сделай по настоящему доброе дело.Ты же волшебник, отправь нас пожалуйста с ребятами в детский сад.

Джин: «Слушаю и повинуюсь!»

10)Рефлексия.

Ну вот мы м в детском саду. Наш новый друг, звук  Г передал для вас смайлики, но они разные. Посмотрим.

- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня в путешествии было легко и вы справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи в Подготовительной группе «Путешествие в город вежливости»

Методическая разработка по развитию речи  вПодготовительной  группе«Путешествие в город вежливости»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ "НАШ ГОРОД"

Подобраны лексико-грамматические упражнения для развития грамматического строя речи и связной речи....

Методическая разработка по развитию речи в подготовительной группе. "Путешествие в город вежливости"

Методическая разработка по развитию речи вПодготовительной группе«Путешествие в город вежливости» Планирование : 1. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.2. Форми...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...