Организованная образовательная деятельность "Звук и буква "С"" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Базина Ольга Александровна

ООД по теме "Звук и буква "С" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_i_bukva_s.docx502.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Первая школа им. М.А. Пронина» г. Звенигород  дошкольное отделение детский сад № 5

Организованная образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Звук и буква С»

Подготовила: учитель-логопед

О.А. Базина

Дата проведения: 28.04.2023г

Звенигород

2023год

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

-познакомить детей со звуком и буквой С;

-научить его характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

-упражнять в определении места звука в слове;

-упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трёх звуков.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: кукла Соня с лейкой, картинка садовника Сани, звуковой домик; домик для согласных, твёрдых букв; картинки со звуком  «С»; картинки на буквы А, О, И, У; альбомы О.С. Гомзяк; синие карандаши; зеркала на каждого ребёнка; синие нитки на каждого ребёнка (по 15см).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята здравствуйте! Давайте поздороваемся с нашими родителями, которые пришли к нам в гости чтобы посмотреть, как мы занимаемся. Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? У меня сегодня радостное настроение, потому что полна сил и желания с вами потрудиться и поработать на славу. А у вас какое? Кто желает рассказать какое у вас настроение?

  1. Актуализация знаний.

Логопед: Сядет тот, у кого название картинки начинается со звука А, И, О, У.

Какие это звуки?   Почему их называют гласными? Какие еще бывают звуки?

Ответы детей: Звуки А, И, О, У – гласные, потому что их можно пропеть и при этом нам ничего не мешает. Звуки бывают согласные (твёрдые и мягкие), их пропеть нельзя.

  1. Основная часть

  1. Знакомство с новым материалом.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла садовница Соня. Кто такая садовница?

Ответы детей: человек, который ухаживает за садом.

Логопед: У Сони лейка. Когда Соня поливает в саду растения (кусты и цветы) из лейки льётся водичка и Соня слышит «С-С-С».

У Сони есть друг садовник Саня, он поливает свой сад из шланга. Водичка льется из шланга, и мы слышим звук «С-С-С».

Наша Соня так хочет познакомится со звуком «С». Познакомим Соню?

Ответы детей: да, познакомим.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: Ребята, давайте все вместе произнесём звук «С», а Соня нас послушает.

Произнесение звука «С» хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за артикуляцией в зеркале.

Логопед: Расскажем Соне какое положение занимают губы?

Ответы детей: они растянуты в улыбке.

Логопед: А что вы можете сказать о зубах?

Ответы детей: Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.

Логопед: подскажем Соне где находятся кончик языка?

Ответы детей: Кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед: А теперь скажите Соне, какой звук «С»?

Ответы детей: Звук «С» - согласный, твёрдый обозначаем фишкой синего цвета. (Демонстрация звукового символа звука «С»)

Логопед: Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует?

Ответы детей: Нет.

Логопед: Значит, звук «С» какой?

Ответы детей: Звук «С» - глухой.

По просьбе логопеда и куклы Сони несколько детей повторяют полную характеристику звука.

  1. Работа в Альбоме О.С. Гомзяк № 2.

Занятие № 22, стр 10 (задание 1,2).

  1. Упражнение на развитие мимических мышц.

Помидору подражаю: Левую щёчку надуваю,

Надуть левую щёку

Ну и правая спешит,

Тоже круглой хочет быть

Надуть правую щёку

Брови – выгнулись дугой,

Словно стали радугой.

Поднять брови.

  1. Закрепление звука «С» в словах.

Работа в альбоме № 2 О.С. Гомзяк (занятие №22, стр. 10, задание 3)

Звуковой анализ слова суп. Рассматриваем картинку в альбоме. Логопед просит произнести нарисованную картинку.

Логопед: сейчас мы вместе с Соней выполним совсем новое задание. На прошлых занятиях мы учились, анализировать слоги и выкладывать схему, а сегодня мы попробуем проанализировать слово суп. Послушайте внимательно и назовите тот звук, который я тяну.

Логопед вместе с Соней утрированно произносит звуки, составляющее слово «суп». Дети поочерёдно называют звуки, дают им характеристику и раскрашивают соответствующим цветом. Раскрашиваем после того, как будет выполнен анализ звука.

Работа со звуковым домиком

В звуковой домик по очереди помещаются картинки со звуком «С» (сад, осы, санки, сапоги, лиса). Дети проговаривают хором каждое слово. Выборочно некоторые дети выходят и определяет место звука «С» в слове и отмечают синей фишкой звук в схеме слова в звуковом домике. Детям также же задаётся вопрос с какого звука начинается имя куклы Соня (дети произносят имя Соня и определяют с какого звука начинается имя).

  1. Физминутка

Самолёт летит по небу,

Крылья, подставляя ветру.

Он легонечко парит

И по воздуху кружит.

А теперь пора спускаться,

На посадку приземляться.

Опустились мы легонько

И садимся потихоньку.

  1. Связь буквы и звука.

Работа со звуковым символом и буквой

Логопед: Ребята, мы знаем, что мы произносим звуки, а видим и пишем мы буквы. Давайте расскажем Соне, что наш звук «С» живёт в букве «С». (Звуковой символ звука на магните размещаем на букве «С» с картинкой садовника Сани). Посмотрите как выглядит буква С. Значит звук «С» обозначается буквой «С». Посмотрите на букву «С».

Зрительное восприятие буквы

Логопед зачитывает стихотворение:

Шёл конь,

Подковами звеня.

Как буква С,

Следы коня.

Логопед: на что похожа буква «С»?

Ответы детей: буква «С» похожа на месяц на подкову.

Логопед: Соня предлагает из верёвочки выложить букву С.

Дети выкладывают из верёвочки букву, логопед зачитывает стихотворение:

Работа в альбоме № 2 О.С. Гомзяк (занятие №22, стр. 11, задание 6)

Дети вместе с логопедом рассматривают букву и раскрашивают её синим цветом.

  1. Итог занятия

Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились?

Ответы детей: Мы познакомились со звуком «С».

Логопед: Какой это звук?

Ответы детей: звук «С» согласный, твёрдый, обозначаем его сиим цветом.

Логопед: в какой букве живёт звук «С»?

Ответы детей: звук «С» живёт в букве «С».

Логопед: Звук «С» согласный, твёрдый и обозначается буквой «С». Давайте поселим нашу букву С в домик согласных, твёрдых букв.

Один из детей помещает букву «С» в домик согласных звуков.

Логопед: Ребята, нашей садовнице Соне очень понравилось на занятии. Она говорит Вам спасибо и прощается. Вы все большие молодцы и хорошо потрудились на занятии!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»

Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по  обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: «Пчелка Майя»

Конспект ООД по развитию грамматического строя и связной речи у детей с ОНР по лексической теме "Насекомые"....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: Звуки «Р» – «Р’»

Итоговое открытое занятие с детьми для родителей подводит итог проведенной коррекционной  работы. Дети в ходе игр и упражнений показывают полученные ими умения и знания.  ООД заканчивается д...

Итоговое открытая организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Загадочный сундучок"

Итоговое открытая организованная образовательная деятельность  в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Загадочный сундучок".ОО «Познавате...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«День рождения Робота Винтика» Тема: «...

Конспект организованной образовательной деятельности учителя - логопеда в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие на Марс».

Конспект фронтального занятия учителя-логопеда  с целью создания социальной ситуации развития для автоматизации и дифференциации звуков [С и С’] в процессе речевой деятельности....