Организованная образовательная деятельность "Звук и буква "С"" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
ООД по теме "Звук и буква "С" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_i_bukva_s.docx | 502.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Первая школа им. М.А. Пронина» г. Звенигород дошкольное отделение детский сад № 5
Организованная образовательная деятельность по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Звук и буква С»
Подготовила: учитель-логопед
О.А. Базина
Дата проведения: 28.04.2023г
Звенигород
2023год
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
-познакомить детей со звуком и буквой С;
-научить его характеризовать по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно-развивающие:
-упражнять в определении места звука в слове;
-упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трёх звуков.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Оборудование: кукла Соня с лейкой, картинка садовника Сани, звуковой домик; домик для согласных, твёрдых букв; картинки со звуком «С»; картинки на буквы А, О, И, У; альбомы О.С. Гомзяк; синие карандаши; зеркала на каждого ребёнка; синие нитки на каждого ребёнка (по 15см).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Логопед: Ребята здравствуйте! Давайте поздороваемся с нашими родителями, которые пришли к нам в гости чтобы посмотреть, как мы занимаемся. Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? У меня сегодня радостное настроение, потому что полна сил и желания с вами потрудиться и поработать на славу. А у вас какое? Кто желает рассказать какое у вас настроение?
- Актуализация знаний.
Логопед: Сядет тот, у кого название картинки начинается со звука А, И, О, У.
Какие это звуки? Почему их называют гласными? Какие еще бывают звуки?
Ответы детей: Звуки А, И, О, У – гласные, потому что их можно пропеть и при этом нам ничего не мешает. Звуки бывают согласные (твёрдые и мягкие), их пропеть нельзя.
- Основная часть
- Знакомство с новым материалом.
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла садовница Соня. Кто такая садовница?
Ответы детей: человек, который ухаживает за садом.
Логопед: У Сони лейка. Когда Соня поливает в саду растения (кусты и цветы) из лейки льётся водичка и Соня слышит «С-С-С».
У Сони есть друг садовник Саня, он поливает свой сад из шланга. Водичка льется из шланга, и мы слышим звук «С-С-С».
Наша Соня так хочет познакомится со звуком «С». Познакомим Соню?
Ответы детей: да, познакомим.
- Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Ребята, давайте все вместе произнесём звук «С», а Соня нас послушает.
Произнесение звука «С» хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за артикуляцией в зеркале.
Логопед: Расскажем Соне какое положение занимают губы?
Ответы детей: они растянуты в улыбке.
Логопед: А что вы можете сказать о зубах?
Ответы детей: Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.
Логопед: подскажем Соне где находятся кончик языка?
Ответы детей: Кончик языка упирается в нижние зубы.
Логопед: А теперь скажите Соне, какой звук «С»?
Ответы детей: Звук «С» - согласный, твёрдый обозначаем фишкой синего цвета. (Демонстрация звукового символа звука «С»)
Логопед: Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует?
Ответы детей: Нет.
Логопед: Значит, звук «С» какой?
Ответы детей: Звук «С» - глухой.
По просьбе логопеда и куклы Сони несколько детей повторяют полную характеристику звука.
- Работа в Альбоме О.С. Гомзяк № 2.
Занятие № 22, стр 10 (задание 1,2).
- Упражнение на развитие мимических мышц.
Помидору подражаю: Левую щёчку надуваю, | Надуть левую щёку |
Ну и правая спешит, Тоже круглой хочет быть | Надуть правую щёку |
Брови – выгнулись дугой, Словно стали радугой. | Поднять брови. |
- Закрепление звука «С» в словах.
Работа в альбоме № 2 О.С. Гомзяк (занятие №22, стр. 10, задание 3)
Звуковой анализ слова суп. Рассматриваем картинку в альбоме. Логопед просит произнести нарисованную картинку.
Логопед: сейчас мы вместе с Соней выполним совсем новое задание. На прошлых занятиях мы учились, анализировать слоги и выкладывать схему, а сегодня мы попробуем проанализировать слово суп. Послушайте внимательно и назовите тот звук, который я тяну.
Логопед вместе с Соней утрированно произносит звуки, составляющее слово «суп». Дети поочерёдно называют звуки, дают им характеристику и раскрашивают соответствующим цветом. Раскрашиваем после того, как будет выполнен анализ звука.
Работа со звуковым домиком
В звуковой домик по очереди помещаются картинки со звуком «С» (сад, осы, санки, сапоги, лиса). Дети проговаривают хором каждое слово. Выборочно некоторые дети выходят и определяет место звука «С» в слове и отмечают синей фишкой звук в схеме слова в звуковом домике. Детям также же задаётся вопрос с какого звука начинается имя куклы Соня (дети произносят имя Соня и определяют с какого звука начинается имя).
- Физминутка
Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.
- Связь буквы и звука.
Работа со звуковым символом и буквой
Логопед: Ребята, мы знаем, что мы произносим звуки, а видим и пишем мы буквы. Давайте расскажем Соне, что наш звук «С» живёт в букве «С». (Звуковой символ звука на магните размещаем на букве «С» с картинкой садовника Сани). Посмотрите как выглядит буква С. Значит звук «С» обозначается буквой «С». Посмотрите на букву «С».
Зрительное восприятие буквы
Логопед зачитывает стихотворение:
Шёл конь,
Подковами звеня.
Как буква С,
Следы коня.
Логопед: на что похожа буква «С»?
Ответы детей: буква «С» похожа на месяц на подкову.
Логопед: Соня предлагает из верёвочки выложить букву С.
Дети выкладывают из верёвочки букву, логопед зачитывает стихотворение:
Работа в альбоме № 2 О.С. Гомзяк (занятие №22, стр. 11, задание 6)
Дети вместе с логопедом рассматривают букву и раскрашивают её синим цветом.
- Итог занятия
Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились?
Ответы детей: Мы познакомились со звуком «С».
Логопед: Какой это звук?
Ответы детей: звук «С» согласный, твёрдый, обозначаем его сиим цветом.
Логопед: в какой букве живёт звук «С»?
Ответы детей: звук «С» живёт в букве «С».
Логопед: Звук «С» согласный, твёрдый и обозначается буквой «С». Давайте поселим нашу букву С в домик согласных, твёрдых букв.
Один из детей помещает букву «С» в домик согласных звуков.
Логопед: Ребята, нашей садовнице Соне очень понравилось на занятии. Она говорит Вам спасибо и прощается. Вы все большие молодцы и хорошо потрудились на занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»
Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: «Пчелка Майя»
Конспект ООД по развитию грамматического строя и связной речи у детей с ОНР по лексической теме "Насекомые"....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: Звуки «Р» – «Р’»
Итоговое открытое занятие с детьми для родителей подводит итог проведенной коррекционной работы. Дети в ходе игр и упражнений показывают полученные ими умения и знания. ООД заканчивается д...
Итоговое открытая организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Загадочный сундучок"
Итоговое открытая организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Загадочный сундучок".ОО «Познавате...
Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).
Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....
Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«День рождения Робота Винтика» Тема: «...
Конспект организованной образовательной деятельности учителя - логопеда в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие на Марс».
Конспект фронтального занятия учителя-логопеда с целью создания социальной ситуации развития для автоматизации и дифференциации звуков [С и С’] в процессе речевой деятельности....