" Нарушения речи у детей раннего возраста"
статья по логопедии (младшая группа)

Татьяна Владимировна Генюш

Нарушения речи у детей раннего возраста.

 

Ранний возраст-сензитивный период в речевом развитии, поэтому любое неблагоприятное  воздействие  на организм ребенка  в этот период отражается  на его речи.

Речь- сложная  организованная функция, подверженная влиянию вредных воздействий ( биологических, социальных, психогенных). В связи с этим речевые нарушения  занимают значительное  место среди  других нервно-психических заболеваний, встречающихся в раннем возрасте.

  1. Соматические заболевания , изменения  привычной среды нередко  провоцируют  остановку развития  или задержку формирования речи.
  2. Вредные факторы, приводящие к нарушениям развития  речи детей, подразделяются на биологические ( асфиксия при рождении, энцефалиты, постнатальные травмы  головного мозга, тяжелые соматические  заболевания первых лет жизни) и социально-психологические ( неправильное воспитание, испуг, разлука с родителями).
  3. Тяжелые заболевания, которые приходится на период интенсивного формирования речи, т.е. сензитивный период.
  4. В отклонении  речевом развитии  определенную роль играет наследственная предрасположенность.

 

Речь -социальная функция, но как продукт  деятельности мозга  она имеет  физиологические механизмы . Поэтому для нормального и своевременного  ее развития необходима сохранность  всех мозговых структур, прежде всего, речедвигательного анализатора.  Его периферический отдел осуществляет  двигательный речевой акт, а центральный – отвечает за синтез двгательного акта, координацию  тонких речевых движений, их последовательность и переключаемость. Если речь начинает развиваться  на неблагоприятной основе, она будет  формироваться неполноценно, вызывая нарушения в других психических функциях.

Речевая патология- нарушение  важнейших  психических  функций, задержка  речевого развития  - у детей  раннего возраста имеет вариативные характер и степень выраженности. У одних детей это временное  состояние,  отставание в темпе развития речи, которое  при систематических логопедических занятиях проходит, у других  имеет функциональный характер и связано с органическим поражением мозга.

Процесс общения  детей с задержкой речевого развития  и общего недоразвития речи  со взрослыми  существенно  отличается  от нормы как по уровню, так и по основным  качественным показателям.

Таким образом, у детей с нарушением речи  страдают  и внеречевые механизмы общения: внимание  к другому  человеку, чувство партнера, умение понимать  и адекватно  использовать  в процессе общения взгляды , позы, мимику. У них ослаблены механизмы, в норме  формирующиеся  еще в период довербального  развития коммуникации,  потребность в общении.

 

Только специалист должен разработать дифференциальные приемы коррекционно-педагогического воздействия, соответствующие уровню речевого  и когнитивного развития детей  с нарушением речи и провести консультирование родителей, чтоб они занимались систематически дома с ребенком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_vozrast_na_sayt.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения речи у детей раннего возраста.

Ранний возраст-сензитивный период в речевом развитии, поэтому любое неблагоприятное  воздействие  на организм ребенка  в этот период отражается  на его речи.

Речь- сложная  организованная функция, подверженная влиянию вредных воздействий ( биологических, социальных, психогенных). В связи с этим речевые нарушения  занимают значительное  место среди  других нервно-психических заболеваний, встречающихся в раннем возрасте.

  1. Соматические заболевания , изменения  привычной среды нередко  провоцируют  остановку развития  или задержку формирования речи.
  2. Вредные факторы, приводящие к нарушениям развития  речи детей, подразделяются на биологические ( асфиксия при рождении, энцефалиты, постнатальные травмы  головного мозга, тяжелые соматические  заболевания первых лет жизни) и социально-психологические ( неправильное воспитание, испуг, разлука с родителями).
  3. Тыжелые заболевания, которые приходится на период интенсивного формирования речи, т.е. сензитивный период.
  4. В отклонении  речевом развитии  определенную роль играет наследственная предрасположенность.

Речь -социальная функция, но как продукт  деятельности мозга  она имеет  физиологические механизмы . Поэтому для нормального и своевременного  ее развития необходима сохранность  всех мозговых структур, прежде всего, речедвигательного анализатора.  Его периферический отдел осуществляет  двигательный речевой акт, а центральный – отвечает за синтез двгательного акта, координацию  тонких речевых движений, их последовательность и переключаемость. Если речь начинает развиваться  на неблагоприятной основе, она будет  формироваться неполноценно, вызывая нарушения в других психических функциях.

Речевая патология- нарушение  важнейших  психических  функций, задержка  речевого развития  - у детей  раннего возраста имеет вариативные характер и степень выраженности. У одних детей это временное  состояние,  отставание в темпе развития речи, которое  при систематических логопедических занятиях проходит, у других  имеет функциональный характер и связано с органическим поражением мозга.

Процесс общения  детей с задержкой речевого развития  и общего недоразвития речи  со взрослыми  существенно  отличается  от нормы как по уровню, так и по основным  качественным показателям.

Таким образом, у детей с нарушением речи  страдают  и внеречевые механизмы общения: внимание  к другому  человеку, чувство партнера, умение понимать  и адекватно  использовать  в процессе общения взгляды , позы, мимику. У них ослаблены механизмы, в норме  формирующиеся  еще в период довербального  развития коммуникации,  потребность в общении.

Только специалист должен разработать дифференциальные приемы коррекционно-педагогического воздействия, соответствующие уровню речевого  и когнитивного развития детей  с нарушением речи и провести консультирование родителей, чтоб они занимались систематически дома с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логочас по теме "Зима". Совместная деятельность воспитателя с детьми ТНР (тяжёлое нарушение речи) старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность воспитателя с детьми с тяжёлым нарушением речи старшего дошкольного возраста. Логочас включает: образовательные, воспитательные, развиваюшие задачи. Конспект разработан на осов...

РЕЦЕНЗИЯ на рабочую учебную программу по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста на 2014 – 2015 уче

Данная рабочая учебная программа соответствует образовательным стандартам и  может быть рекомендована для использования в учреждении дошкольного образования компенсирующей направленности для дете...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект  занятия  по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих ...

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....