Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dikie_zhivotnye.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
для детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста
« Дикие животные»
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (туловище, лапы, голова. Хищники, травоядные, всеядные, детеныши, жилище -дупло, логово, нора, берлога); обогащение активного словаря относительными прилагательными;
- Формирование грамматического строя речи (обучение согласованию слов в роде, числе, падеже; обучение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; совершенствовать навык согласования существительных с числительными);
Коррекционно-развивающие задачи:
-Развитие связной речи, умение составлять рассказы-описания по схемам-моделям;
-Развитие длительного плавного выдоха, мелкой и общей моторики, координации речи с движением;
-Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-вызвать эмоциональный отклик и чувство прекрасного;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу и бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитная доска, магнитные предметные и сюжетные картинки с животными, их жилищами; «волшебный мешочек», карточки с изображением животных; панно «Лесная поляна»; схемы-модели; корзина с грецкими орехами; сундучок, книги о животных В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, проектор, презентация «Осенний лес»; макеты деревьев, разноцветные листья деревьев на ковре; «следы животных» (на каждом — номер задания), письмо; ароматизированные «еловые» веточки; дидактические игры: «Чей детеныш?», «Это чье, чьи, чья?», «Кто где живет?» и др.
Предварительная работа
Наблюдение за осенними изменениями в природе. Рассматривание листьев деревьев, формирование умения различать листья деревья по характерным особенностям. Рассматривание следов диких животных, формирование умения различать следы животных по характерным признакам. Разучивание упражнения «Сидит белка на тележке», игры – имитации «Дикие животные».
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: Ребята, я приглашаю вас отправиться на прогулку в лес. Вы согласны? (ответ детей) Тогда закрываем глаза, говорим : «1,2, покружились и в лесу мы очутились!»
2. Основная часть.
- Вот мы и в лесу! (слайд с осенним лесом) Как здесь красиво! А скажите, какое сейчас время года? ( осень) Значит мы с вами в каком лесу? (осеннем) Давайте опишем словами осенний лес! Какой осенний лес?
Игра с листком [Активизация словаря .Обогащение лексики прилагательными] (дети передают листок и описывают ,называя признаки: красивый, разноцветный, золотой и др.)
Логопед: Ах, как пахнет в осеннем лесу! Давайте почувствуем аромат!
( веточка ели, пропитанная маслом пихты на каждого ребенка). Вдыхаем носиком, выдыхаем , произнося протяжно «Ах»! (упр.повторяется 3 раза)
Упражнение «Разноцветные листочки». [Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.]
Логопед: Смотрите, сколько здесь опавших листьев! Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.
1-й ребёнок. Это оранжевый лист клёна.
Логопед. Правильно. Это оранжевый кленовый лист.
2-й ребёнок. А у меня жёлтый лист берёзы.
Логопед. Верно. Это жёлтый берёзовый листок.
3-й ребёнок. Я взяла красный лист осины.
Логопед. Это красный осиновый листок.
4-й ребёнок. Мне достался коричневый лист дуба.
Логопед. Коричневый дубовый листок. И т.д
Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного плавного выдоха.]
Логопед: Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в
воздухе. Начнётся листопад. Давайте повторим это красивое слово «листопад»! (дети повторяют) Положите на ладошку листья деревьев, полюбуйтесь на них, а теперь подуйте , чтобы устроить листопад! (дети дуют на листики). Упражнение выполняется три раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щёки и не поднимали плечи. Замечательно!
Логопед: Ребята, смотрите, тут какое-то письмо! Прочтем?
«Дорогие ребята! Мы, звери, приготовили для вас сюрприз — сундучок с кладом. Чтобы отыскать клад, вам надо пройти испытания, выполнить задания на волшебных следах. За каждое правильно выполненное задание вы получите подсказку, где отыскать клад. Желаем удачи! Лесные жители.»
Беседа по вопросам.
— Кто такие лесные жители? (ответы детей)
— Почему животных называют дикими? (ответы детей)
— Назовите диких животных. (ответы детей)
— Где живут дикие животные? (ответы детей)
Логопед: Хотите отыскать клад? Готовы к выполнению заданий? Тогда приступаем!
(На магнитной доске — «следы животных» с номерами заданий.)
Ищем птичий след с заданием № 1.
1 задание: «Это чье, чья, чьи?» .
Дети получают картинки с частями тела животных.
Примерный ответ: Это лисий хвост, это медвежьи уши, это ежиные колючки.
Логопед: Справились с заданием? Получите подсказку!
2 задание: Следы медведя «Где моя мама?» («Чей детеныш?») .
На магнитной доске висит панно «Лесная поляна» с изображением диких животных. Рядом находятся картинки их детенышей.
Логопед: Животные гуляли на полянке, и детеныши потерялись. Помогите им. Вот лосенок, его мама — лосиха… (и т. д.)
Логопед: Справились с заданием? Получите подсказку!
3 задание: следы волка «Назови всю семью» (сюжетные картинки выбирают дети).
Логопед: Детеныши нашли своих мам и пап. Давайте назовем всю семью.
Приметный ответ. Это лисья семья. Папа — лис, мама — лисица, детеныш — лисенок.
Логопед: Давайте посчитаем детенышей, чтобы они больше не терялись
Игра « Один, три, пять»:
Примерный ответ: Один зайчонок, три зайчонка, пять зайчат…
Логопед: Справились с заданием? Получите подсказку!
4 задание: следы зайца «Домики лесных жителей» («Кто где живёт?») .
Логопед: У всех зверей есть свой дом в лесу. Помогите животным найти свое жилище. Кто где живет?
На магнитной доске картины жилищ: берлога, нора, дупло, логово…. Дети прикрепляют к жилищу сюжетные картинки с семьей животных.
Примерный ответ. Это лисья семья, они живут в норе; это бобриная семья, они живут в хатке…
Логопед: А чем же они питаются дикие животные ? (Игра «Кто что ест?»)
Примерный ответ: медведь ест мед, малину, рыбу – он всеядный.
Волк ест мясо – он хищник.
Логопед: Справились с заданием? Получите подсказку!
5 задание: следы белки. Физкультминутка
Пальчиковая игра с грецкими орехами (у каждого ребенка в ладонях два ореха для перекатывания).
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Заиньке усатому,
Мишке косолапому,
Серому волчонку,
Колючему ежонку.
Игра – Имитация « Дикие животные»
По - лосиному красиво Руки — «рога» — над головой.
Ходит лось в лесу густом. Шаги с высоким подниманием ног.
По - мышиному пугливо Бег на месте мелкими шагами.
Семенит мышонок в дом.
И по - заячьи зайчишка Прыжки вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По - медвежьи ходит мишка, Руки в стороны. Ходьба
Косолап он с детских лет. наступая на внешнюю сторону стоп.
6 задание: следы лося «Расскажи о животном» [Развитие связной речи.]
Дети достают из «волшебного мешочка» картинки с изображением животных и
составляют рассказы-описания по схемам-моделям, не называя животное. Другие дети должны отгадать кто это.
Примерный ответ. Это крупное животное. У него большое туловище и голова. На голове маленькие уши, нос, глаза, рот с острыми зубами. У него широкие 4 лапы, короткий хвост. Все туловище покрыто густой коричневой шерстью. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Питается всем: ягодами, корешками, медом, рыбой — он всеядный. Кто Это?
Логопед: Ребята, вот мы и выполнили все задания лесных жителей. Получили все подсказки. Теперь пора узнать, где спрятан сюрприз (дети составляют из разрезных картинок целую и узнают, где находится приз).
3. Итог занятия.
Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с осенним лесом и поблагодарим лесных жителей за подарок. (дети прощаются)
- Но чтобы вернуться , нам надо произнести: «1,2, покружились и в саду мы очутились!»
Логопед: Ну вот, мы снова в детском саду. Вам понравилась наша прогулка? Расскажите, чем занимались, какие задания было интересно выполнять, что показалось трудным, а с чем вы справились без труда.
Дети рассказывают о том, что они делали. Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙпо формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речив подготовительной к школе группе...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе...
Подгрупповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
Тема занятия: «Словообразование. Животные жарких стран»Цель занятия: образование названия детенышей при помощи суффиксов - ОНОК -, -ЁНОК-Зад...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (Для детей старшей группы с ОНР).
Тема: "Овощи". Цель: формирование лексико-грамматических средств языка....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...