Роль нейропсихологического подхода в логопедической коррекции детей дошкольного возраста
творческая работа учащихся по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье описывпаетсяч роль нейрологопедического подхода в коррекционной деятельности учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.10.22.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль нейропсихологического подхода в логопедической коррекции детей дошкольного возраста
С каждым годом увеличивается рост детей с различными речевыми нарушениями. Специалисты отмечают разный этиологический фактор, симптоматику и специфику нарушений. Часто отмечается не только речевые нарушениями у детей, а также сочетанные нарушения с когнитивной, психической, двигательной сферой и др.
Часто в логопедической практике встречается нарушения в центральной нервной системе, которые еще возникают в пренатальный и постнатальный период. У ребенка с задержанным речевым развитием, кроме нарушений в звукопроизношении наблюдаются нарушения в фонематических процессах, слоговой структуре слова, лексической и грамматических категорий речи, фразовой и связной речи, а также наблюдаются нарушения в психических процессах.
Сложная структура дефектов в речи требует комплексного и грамотного подхода в коррекционном процессе. Здесь надо обратить внимание на нейропсихологию. Что же такое нейропсихология?
Нейропсихология – это раздел клинической психологии о мозговой организации психических процессов в норме и патологии.
Нейропсихология помогает раскрыть и понять механизмы речевых нарушений, а также помогает выстроить коррекционные задачи, направленные на развитие не только речевых центров, но и развитие высших психических функций.
Одно из основных понятий отечественной нейропсихологии – это высшие психические функции (ВПФ). ВПФ – «сложные, саморегулирующие процессы, социалирующие по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования», как описывал А.Р. Лурия.
Основополагающей единицей нейропсихологии является фактор. Фактор – структурный элемент ВПФ. Как известно, в головном мозге есть определенные локализированные зоны, в которых протекает нейрофизиологические механизмы. Именно эти механизмы обеспечивают работу элементов ВПФ. Каждый фактор играет собственную «игру» и слаженный процесс работы всех факторов обеспечивает работу ВПФ.
Если нарушится один из этих факторов может отразиться на развитие речи. При «нарушении» определенного фактора буде по-разному нарушаться речь.
У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным фактором является недоразвитие речи. А также отмечается психофизические отклонения, отягощающиеся расстройствами познавательной, социальной, коммуникативной и эмоциональной сфер. Проанализировав, приходим к тому, что учитель-логопед сталкивается со многими нарушениями и ему нужны смежные знания предметов для их преодоления. Таким образом, специалисту требуются разные методики, приемы для успешного коррекционного процесса.
Для понятия того, над какой зоной головного мозга надо работать, рассмотрим три функциональных блока мозга (А.Р. Лурия.) Если в комплексной коррекционной работе есть нейропсихолог, то логопеду станет намного проще простроить коррекционный процесс, зная какой блоком коррегировать.
Первый функциональный блок мозга – это энергетический. Он обеспечивается работой лимбической системы, ретикулярной формацией ствола мозга, подкорковых структур, а также медиальных отделов лобной и височной областей мозга. Функции первого блока: регуляция процессов активации мозга, а также локализация избирательной активации. Фактор активации – это энергетическое составляющее всех психических процессов. Именно этот фактор влияет на познавательную активность, общую активность, объем запоминания, утомляемость, поведенческие процессы, социальную адаптацию.
При работе с таким ребенком, учитель-логопед уделяет внимание, чтоб информация поддавалась дозированно, уметь делать перерывы, использовать дыхательную гимнастику, массажные упражнения, пробовать методик по развитию эмоционального настроения, уметь регулировать биологические ритмы и т.п. Также необходимо медикаментозное лечение.
Второй функциональный блок мозга – запоминание, хранение и переработка информации. В этом блоке задействованы работы отделов головного мозга, отвечающие за все анализаторные системы (сенсомоторная, слуховая, зрительная…) Основной функцией данного отдела – синтез всей информации, которая ежеминутно поступает человеку.
Во время коррекционной работы коррегируем работу анализаторной системы. Мир, который мы воспринимаем, воспринимается одновременно всеми анализаторными системами.
При нарушении зрительного гнозиса появляются препятствия для понимания и осмысления речи. Часто зрительный гнозис нарушается совместно со слуховым гнозисом. Используем игры на развитие зрительной, слуховой, слухоречевой памяти. При развитии общего соматогнозиса используем в работе большее количество движений с усилением (толкай, крути, толкай и т.п.).
Третий функциональный блог мозга – блок контроля, программирования и регуляции сложных форм психической деятельности. Именно в этом блоке происходят развитие сложных психических процессов: память, внимание, речь и т.д. При нарушении 3 блока чаще всего встречаются нарушения общего праксиса и речи, афферентная, эфферентная и динамическая апраксия и дисфазия. Можно сказать, что здесь происходит фактически исполнение и контроль деятельности. Функции блока: произвольная регуляция деятельности, переключение с этапа на этап, задача и контроль за протеканием деятельности.
Основной коррекционной работой в этом направлении: структурированное зонирование рабочей среды (все лишнее убираем из вида ребенка), работаем с рабочей памятью, работаем с импульсивностью, игры только по правилам и только по ним.
Подведя итог, хочется сказать, что для успешной логопедической работы мало знаний только в логопедии. Нужно иметь представление и о смежных науках. Если использовать разные технологи в коррекции это даст больше шансов на успешную коррекционную деятельность.
Нейропсихологическая коррекция в логопедической работе будет являться хорошим дополнением к основному коррекционному маршруту в работе с детьми с речевыми патологиями, т.е. работая в совокупности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Ознакомительное слово о работе логопеда. Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте.
Консультация для родителей.Ознакомительное слово о работе логопеда.Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте....
Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста.
В данной статье рассматривается использование современных методов и технологий в работе педагога-психолога. Эти методы разработаны отечественными нейропсихологами (А. В. Семенович, Л. С. Цветков...
Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.
Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...
Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»
Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста» Памятка для педагогов на тему : «Нейропси...
Консультация для родителей «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Так что же такое нейропсихология?Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов.Цель нейропсихологии — поним...
Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей дошкольного возраста
Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей занимают одно из ведущих мест среди дисциплин, относящихся к области нормального и отклоняющегося развития (онтогенеза). Работа основывается на ...