Нейропсихологический подход в коррекционной работе психолога ДОУ
статья (подготовительная группа) по теме

Черепанова Елена Николаевна

В статье описывается пример применения нейропсихологического подхода в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ. В данном случае это работа с детьми подготовительной к школе группы. Акцент сделан на формирование пространственных представлений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:


Одна из актуальных проблем детской психологии сегодня - это проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. О важности этой проблемы может свидетельствовать тот факт, что в 2010 году в Москве состоялась Всемирная конференция ЮНЕСКО, посвящённая вопросам образования и воспитания детей младшего возраста. В работе конференции приняли участие около 1000 человек из  120 стран мира.  Председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО и постоянный представитель России при этой организации Элеонора Митрофанова в интервью журналистам отметила главное: «Дошкольное образование это основа процветания нации». Но при этом нельзя забывать, что дошкольное детство это не маленькая школа. Об этом периоде дошкольного детства Гуткина Н. пишет, что «очень часто мы рассматриваем дошкольное детство как период подготовки к школе, забывая, что этот время имеет свою самоценность». Исторически сложилось, что основной задачей систематического обучения в дошкольном возрасте стало ускорение психического развития ребёнка. На сегодня практика показала обратное. Как такового ускорения развития мы не получили, всё таки природу не переделаешь,  зато выросло число детей с   отклонениями в развитии. Речь не идёт о грубой патологии, скорее это варианты развития в пределах нижне нормативных  границ. Но не корригируемые, эти проблемы могут заметно осложнить последующее обучение в школе. Специалисты так же отмечают снижение уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению. Учитывая выше изложенное, очевидна актуальность   создания программы  занятий по подготовке детей к школьному обучению. Эта программа должна отвечать основным требованиям времени: 1. Учитывать основной вид деятельности ребёнка – игру; 2. Быть максимально индивидуализированной; 3. Должна обеспечивать вариативность занятий, создавая тем самым условия для творческой деятельности ребёнка.                                                 Мои первые занятия с детьми в детском саду были традиционными в рамках когнитивной модели. Благо программ такого типа достаточно. Но я стала замечать, что эти занятия «перестают» работать, не дают желаемого результата. Начался поиск. Нужны были новые подходы. Чтение литературы, анализ, встречи с коллегами…. И, наконец, на одном из Семинаров по психологии я знакомлюсь с книгой А. В. Семенович «Нейропсихологическая   коррекция в детском возрасте» (метод замещающего онтогенеза). Вот это то, что я искала!  Я поняла, как надо работать и куда надо двигаться. С тех пор эта книга стала моим верным и надёжным помощником. Программа, которую я стала создавать, основывается на использовании Метода замещающего онтогенеза. Это направление в коррекционной и развивающей работе считается одним из самых перспективных. Традиционно мы могли работать по двум направлениям:  когнитивные методы и методы двигательной коррекции. Попытки связать эти два направления  приводили к простой сумме: часть занятия посвящалась использованию  когнитивных методов, часть – использованию двигательных методов. Но такое сложение не давало желаемых результатов. В упоминавшийся мною книге  А.В. Семенович пишет, что «в сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться  в некотором иерархизированном комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния».  И вот таким подходом  явилась технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка», созданная А.В. Семенович с коллегами.  Основой в ней является Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического.  Суть этого метода «заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением  тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены; в качестве ориентира  (перспективы, результата) при этом используется «взрослоцентрическая модель», т.е. исходно заложенный в программу психолого-педагогического сопровождения образ идеального для данного типа онтогенеза уровня достижений» (Семенович А.В.).                                                          Моя работа начинается с диагностики. В данном случае, я использую методику нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста (Глозман Ж. М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.).  Это комплекс нейропсихологических проб, адаптированный к  дошкольному возрасту.  Обычно используемые методики не дают возможности прогноза будущих школьных трудностей, поскольку не предусматривают качественного описания психологической структуры психических процессов и причин, определяющих их высокий или низкий уровень сформированности. Результаты проводимой мною диагностики позволяют мне выявить группу риска возможных будущих осложнений при обучении в школе.  На основе полученных данных  я строю Программу занятий с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.                        Построение  программы  идёт в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе. Мы воспроизводим эти этапы. Начинаем с двигательной коррекции, которая позволяет наверстать  когда-то упущенное, сформировать недостающие связи, позволяет воздействовать на те функции, которые связаны с движением.                          

Начинаем из положения «лёжа». Глазодвигательные упражнения позволяют  развивать зрительное и слуховое внимание. Ребёнок, лёжа на спине, следит глазами за предметом или  в этой же позе с закрытыми глазами угадывает,  с какой стороны раздался звук.  Надо отметить, что эти, казалось бы, простые упражнения удаются далеко не всем детям. Оказывается, очень трудно удерживать взгляд на игрушке. Много раз наблюдала, как сложно даётся удержание взгляда на предмете: ребёнок смотрит куда угодно только не на игрушку. А теперь представьте на минутку такого ребёнка в классе на занятии. Он смотрит на доску и… ничего не видит. Взор скользит, ни на чём долго не задерживаясь. А потом воспитатели удивляются, как это ребёнок не может точно срисовать, списать….                 Затем мы обязательно занимаемся дыханием. Эти упражнения  учат ребёнка расслаблять своё тело, а так же насыщают головной мозг кислородом, стимулируя его деятельность. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Детям очень нравится «катать на лифте» игрушку. На сигнал «Вдох» ребёнок поднимает (плавно!) правую руку, в которой  держит игрушку, на сигнал «Выдох» - рука опускается.  Для усложнения присоединяем счёт. Счёт обозначает этажи: «Один – два»  - это два этажа надо проехать. Так ребёнок учится чувствовать своё тело и управлять им.        

         Далее переходим к  ползанию, которое  также учит ребёнка владеть своим телом. Если ребёнок научился контролировать своё тело, то можно с уверенностью сказать, что он сможет контролировать и своё поведение.  Например, упражнение «Брёвнышко»:  ребёнок ложится поперёк комнаты и перекатывается в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так,  чтобы они находились на уровне пояса. Это упражнение способствует развитию  координации движений. Впоследствии его письмо будет более ровным, строчки не будут «плавать». Упражнения «Кошечка», «Гусеница» позволяют работать над переключением, распределением внимания. Эти упражнения дают тот же эффект, что и знаменитые корректурные пробы. Но в данной форме более доступны и интересны детям дошкольного возраста.                

        Завершаем эту часть  занятия упражнениями обязательно стоя. Так мы проходим путь от младенца до ребёнка. Особое внимание я уделяю формированию пространственных представлений. Их не сформированность приводит к трудностям при обучении счёту, письму, рисованию, чтению. Система, которой я придерживаюсь, отражает формирование пространственных представлений в онтогенезе: от понимания схемы тела, через понимание положения своего тела в пространстве к «квазипространству». В этом блоке я использую такие упражнения, как «Весёлая зарядка», «Прищепки», «Моя рука, твоя рука». Одна из любимых игр детей «Роботы». По сути это двигательный диктант в пространстве. Я прихожу в магазин и собираюсь купить Робота. Предварительно  проверяю, как он работает: может ли правильно выполнять мои команды. Сколько радости в глазах детей, которые прошли испытания и верно выполнили все мои команды!  «Поиски клада» - ещё одна любимая игра детей. Предварительно мы учимся читать, рисовать карты. Освоив эти умения, мы отправляемся на поиски. Каждый ребёнок получает свою карту и -- в путь. Иногда я озвучиваю карту, т.е. ребёнок двигается по моей команде. В конце пути, если не было ошибок, ребёнка ждёт или его друг (маленькая игрушка), или настоящий сюрприз.                                  

         Вторая часть занятия посвящена когнитивной коррекции. Это самая сложная часть работы, т.к. строится на основе данных диагностики, выявляющей сильные и слабые стороны ребёнка. Поэтому требуется максимально индивидуальный подход. Основой считаю работу над коррекцией свойств внимания и произвольной регуляции действий, поскольку они являются фундаментом всех психических функций. Здесь хорошо себя зарекомендовали такие упражнения, как традиционные корректурные пробы. Изюминка в том, что каждый ребёнок получает своё задание. Те дети, которым нужно поработать над концентрацией внимания зачёркивают на бланке один предмет. Те дети, которым нужно поработать над распределением внимания зачёркивают два знака различными способами. И совместно работаем над переключением внимания: вводится дополнительный сигнал, по которому дети меняют деятельность. Ещё одна игра вызывает восторг и просьбы поиграть в неё ещё. Это -  «Рыба, птица, зверь». Я быстро произношу слова считалки: «Рыба, птица, зверь….», на ком остановилась считалка, должен быстро назвать рыбу, птицу, или зверя, в зависимости от того, что ему выпало. Параллельно происходит расширение кругозора, обогащение словарного запаса. Одно из любимых нами упражнений «Солнышко, заборчик, камешки». Каждому слову соответствует определённое положение рук, после нескольких повторений вместе со мной, меняю правила: «Делай то, что видишь» или «Делай то, что слышишь», а сама намеренно делаю ошибки. Это упражнение великолепно работает на развитие произвольности деятельности и помогает преодолевать импульсивность. У нас накопился достаточный арсенал игр и упражнений, так что иногда позволяем себе даже выбор. Справиться с импульсивностью нам помогают так называемые «Стоп-игры». Суть их в том, что по определённому сигналу действие должно прекратиться. Например, мы договариваемся, что на один хлопок они идут по кругу, на два хлопка подпрыгивают. Или на два хлопка должны изменить направление движения.

        Для ребёнка занятие пролетает, как один миг. Часто слышу: «Как, уже надо идти в группу?» Но за кажущейся простотой кроется большая совместная работа.        Дети, прошедшие данный курс коррекционных занятий, показали хорошие результаты готовности к школьному обучению. Уверена и в том, что процесс адаптации к школе у них так же пройдёт без осложнений. Что касается моей программы, то с новыми детьми  мы отправимся в новое путешествие и нас будет ждать много открытий. И хочу надеяться, что таких путешествий будет ещё много…

Литература.

1. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М., 2008.

2. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М., 2009.

3. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.  Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – М., 2008.

4. Сиротюк А. Л.  Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

Эта статья вошла в сборнник материалов региональной научно-практической конференции по проблемам условий организации и реализации предшкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, г....

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон...

Дата публикации 09.02.2021г. Реализация нейропсихологического подхода в коррекции речи у детей с ТНР

В разделе обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе специалистов дошкольных образовательных организаций (учителей-логопедов, учителей-дефектологов)....

Нейропсихологический подход в системе непрерывной образовательной деятельности инструктора по физической культуре в ДОУ

В данной   статье  расскрывается поэтапная работа инструктора ФИЗО совместно с логопедом,  с детьми ОВЗ, имеющие дизонтогенетическое развитие....

Здоровье-сберегающие технологии. Нейропсихологический подход.

Ребенок с нормальным интеллектом, слухом и зрением может писать не грамотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, пространственную ориенти...

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками.             Сегодня мы видим, как все быстро меняется: дети и родители, отношения роди...

«Нейропсихологический подход в практике учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ в процессе реализации проекта: «Нейроигры. Нейросказки.»

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глу...


 

Комментарии