«Классификация согласных звуков по месту и способу образования»
статья по логопедии (средняя группа)
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы.
Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится
овладение языком как основным средством общения.
При классификации звуков на гласные и согласные учащимися учитывается несколько признаков:
1) способ произношения (при произношении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произношении согласного звука воздух встречает преграду),
2) характер звучания (гласный состоит только из голоса, при произношении согласного слышится голос и шум или только шум),
3) способность образовать слог (гласный образует слог, согласный слога не составляет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_soglassnyh_zvukov._ryzhkova_darya_sdo-181.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№192
«Детский сад обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению
развития воспитанников »
Статья:
«Классификация согласных звуков по месту и способу образования»
г.Кемерово,2023г.
Содержание
Введение…………………………………………………………..……………3
Классификация согласных звуков по месту и способу образования……..5
Заключение ……………………………………………………………………8
Список литературы…………………………………………………………….8
Введение
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году).
К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов.
К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов.
К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов.
К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.
Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи. А фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разде¬ления на составные элементы (фонемы) разных звуко¬комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.
Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.
Правильное представление звукового состава слова имеет большое значение как для формирования навыка письма (в частности, записи без пропуска и перестановки букв, обозначения мягкости согласных), так и для правильного произношения слов. Поэтому и в послебукварный период необходимо продолжать работу над усовершенствованием умения устанавливать последовательность звуков в слове, используя для этого, например, упражнения в звуковом анализе слова.
Как известно, звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные.
При классификации звуков на гласные и согласные учащимися учитывается несколько признаков:
1) способ произношения (при произношении гласного звука воздух свободно проходит через полость рта; при произношении согласного звука воздух встречает преграду),
2) характер звучания (гласный состоит только из голоса, при произношении согласного слышится голос и шум или только шум),
3) способность образовать слог (гласный образует слог, согласный слога не составляет).
Необходимо учить младших школьников распознавать гласные и согласные звуки по совокупности признаков. Однако это не означает механического запоминания названных выше признаков; напротив, важно уже в 1 классе развивать у детей умение наблюдать за положением органов речи при произношении звука, за его звучанием
Классификация согласных звуков по месту и способу образования
1 Классификация согласных звуков по способу образования:
Преграду на пути потока воздуха при образовании согласного звука создают разные артикуляторные органы (ими определяется место образования звука), но при этом преграда может быть образована разными способами и воздушный поток может преодолевать ее также по-разному. От того, как воздух преодолевает преграду на своем пути, зависит одна из ключевых характеристик согласного в русском языке - способ образования звука
- щелевые (фрикативные) [ф], [ф'], [в], [в'], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ж],[щ], [ j ], [ х ], [х'];
- смычно-взрывные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'];
- смычно-щелевые (аффрикаты) [ц], [ч];
- смычно-проходные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'];
- дрожащие (вибранты) [р], [p']
Щелевые звуки , когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые, или фрикативные
Смычно-взрывные -органы артикуляции
образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.
Смычно-щелевые - смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.
Смычно-проходные - органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.
Дрожащие - когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе
2.Классификация согласных звуков по месту образования:
Губные:
- губно-губные [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'];
- губно-зубные [ф], [ф'], [в], [в'];
Язычные:
- переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху - [т], [д], [н], [л], [л'], [р], [p'J, [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу - [т'], [д'], [н'], [с], [с'], [з], [з'], [ц];
- среднеязычные [j];
- заднеязычные [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']
3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие:[j], [щ], [ч]- всегда мягкие; [т'], [д'], [н'], [б'], [в'], [г'], [с'], [р'] и др.;
твердые: [ш], [ж], [ц] - всегда твердые; [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др
4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:
- носовые согласные {мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос}: [м] [мь] [н] [нь];
- ротовые согласные {мягкое нёбо поднято}: все остальные согласные звуки.
По акустическим признакам выделяют:
Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.
5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок
Сонорные (звучные) - их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м', н, н', л, л', р, р', j.
Шумные - их качество определяется характером шума - акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:
звонкие глухие
- звонкие шумные длительные в, в', з, з', ж;
- звонкие шумные мгновенные б, б', д, д', г, г';
- глухие шумные длительные ф, ф', с, с', ш, х, х';
- глухие шумные мгновенные п, п', т, т', к, к'.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:
свистящие с, с', з, з', ц;
шипящие ш, ж, ч, щ;
твердые п, в, ш, ж, ц и др.;
мягкие п', в', ч, щ и др.
Заключение
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.
Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.
Литература.
Aндpeйчeнкo Л.H. Pyccкий язык. Фoнeтикa и фoнoлoгия. Opфoэпия. Гpaфикa и opфoгpaфия. - M., 2003
Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии–М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: Гном и Д, 2001.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....
Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....
Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»Программное содержание. Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ...
Классификация согласных звуков
Каждый звук русского языка характеризуется комбинацией артикуляционных и акустических признаков. Знание этих признаков — обязательное условие успешной работы по формированию у...
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...
Тема. Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П (П), буква П. Закрепление понятия «глухой» согласный звук.
Занятие: "Составление предложений с заданными словами. Согласный звук П, буква П....