Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tverdye_-_myagkie_soglasnye.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в старшей группе
Воспитатель: Евдокимова Наталья Владимировна
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Цель: Познакомить с понятием «мягкий согласный», «твердый согласный».
Задачи:
- Развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление.
- Формировать умение различать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям
- Дать понятие о том, что одна буква может обозначать два звука.
- Закреплять умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
- Развивать навык слогового анализа и синтеза.
Оборудование: Таблицы определения звуков, карточки зеленого и синего цвета для обозначения твердости и мягкости звуков на каждого ребенка, схема обозначения звуков, звуковые домики, робот Дэн и кошечка Дина.
Ход занятия:
- Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.
Все ребята рано встали,
Глазки на меня подняли.
Сели дружно , не зевайте!
На вопросы отвечайте!
Арт. гимн. « У бабушки с дедушкой».
- Повторение пройденного материала.
-Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Какие звуки называются звонкими и глухими согласными, как это можно определить?
3. Объяснение нового материала.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дэн! ( педагог говорит грубым голосом робота)
- П: Ребята, кто к нам пришел? Какой он? (Железный, твердый, ….)
Каким голосом он говорит? (грубым, громким, твердым)
- «Доброго вам утра, ребята, меня зовут Дина», - появляется кошечка.
- П: Ребята, кто это? Какая она? (пушистая, мягкая) Каким голосом говорит? (нежным, ласковым, мягким)
Дэн и Дина любят произносить разные звуки.
Дэн Дина
К К
Г Г
Х Х
Т Т
Д Д
С С
З З
Р Р
Эти звуки одинаковые или разные? (разные)
Те звуки которые любит произносить Дэн называются твердыми, как и он сам, а те звуки, которые любит произносит Дина называются мягкими, как и сама кошечка Дина.
Твердые согласные звуки мы будем обозначать в схемах синими квадратами, а мягкие -зелеными.
Давайте почувствуем, что будет происходить с язычком, когда мы будем произносить твердые и мягкие согласные звуки. При произнесении твердых согласных звуков спинка языка не напряжена, расслаблена. При произнесении мягких согласных – напряжена (кошечка будто подтягивается, выгибает спинку дугой).
Давайте попробуем поочередно называть твердые и мягкие звуки:
С – С , З - З , Р – Р , В - В , Г - Г , Д - Д.
Вывод. При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к небу. При произнесении твердых согласных звуков такого не происходит.
В русском языке согласных букв 21, а согласных звуков намного больше, их 36.
Обратите внимание на имена наших гостей. Какой первый звук в имени робота? (Д) Какой буквой вы его обозначите) (Д). Какой первый звук в имени кошечки ? (ДЬ) Какой буквой вы его обозначите? (Д)
Какой можно сделать вывод? ( одна буква может обозначать два разных звука)
Но есть привередливые звуки, без мягкой или твердой пары. Это звуки Й , Ч , Щ , они всегда мягкие, а звуки Ж , Ш , Ц - всегда твердые.
4. Закрепление изученного материала.
- Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах.
Если вы услышите в произнесенном слоге твердый согласный звук , поднимаете синий квадрат, если мягкий – зеленый.
Мя, мо, гу, ги, хи, ха, не, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо.
- Игра с мячом « Скажи наоборот»
Я вам бросаю мяч и называю твердый звук, вы мне бросаете мяч обратно и называете его мягкую пару.
- Робот Дэн и кошечка Дина любят играть в разные игрушки. Игрушки, в названии которых первый звук твердый согласный, поставьте роботу, а в которых мягкий согласный – кошечке.
- « Подбери нужный цвет».
Я буду произносить слова. Вы, если услышите первый звук в слове твердый согласный, поднимаете синий квадрат, если первый звук в слове мягкий – зеленый.
Кит, кот, река, гора, хор, гиря, рот, ряд, лак, сон, жар, пень, лес, лото, мак.
- Звуковой анализ слова Дина.
5. Итог занятия. Рефлексия.
Какие согласные звуки бывают? Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков ? (спинка языка напрягается, подтягивается к небу) ? Какими фишками мы обозначаем в схемах твердые и мягкие согласные звуки ? ( синими и зелеными) Какое у вас настроение осталось после занятия? Покажите это выражением лица. (улыбка или трубочка ).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...
Занятие для детей 1 класса с ФФНР. Тема:"Твердые и мягкие согласные звуки".
В данном материале представлен конспект логопедического занятия и презентация к нему....
Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».
Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (твердые и мягкие согласные звуки) содержит красочный материал для закрепления умения ребенка дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости....
ООД поЗКР на тему:«Различение твердых и мягких согласных звуков.»
Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различать твердые и мягкие звуки....
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.
Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....
Конспект занятия в старшей группе Тема «Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки».
Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звуков к, къ; умение условно обозначать согласные звуки; последовательно выделять звуки в односложных словах по готовой условно-...