Исследовательский проект "Театр теней - магия притягательного"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Почему же выбрана тема «Театр теней- магия притягательного»?
2019 год объявлен годом театра. Театр- это чудо и волшебство! А театр теней - особенно загадочное искусство. В нём есть нечто таинственное, недосказанное. И это искусство не может не притягивать. Поэтому мы специалисты Детского сада № 3 «Петушок» с. Кушнаренково решили выбрать такую тему и немного «приоткрыть занавес кулис театра теней».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatr_teney.docx | 360.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 "Петушок" с. Кушнаренково
муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан
Исследовательский проект
«Театр теней- магия притягательного»
Подготовили и провели:
Логопед: Ахметзянова А.Д;
Инструктор физического воспитания: Даукаева А.Ф.
Педагог дополнительного образования: Хазиева Р.Р.
Музыкальный руководитель: Зайнетдинова Г.Р.
Дата проведения : 24.09.2019
Аннотация к работе.
Почему же выбрана тема «Театр теней- магия притягательного»?
2019 год объявлен годом театра. Театр- это чудо и волшебство! А театр теней - особенно загадочное искусство. В нём есть нечто таинственное, недосказанное. И это искусство не может не притягивать. Поэтому мы специалисты Детского сада № 3 «Петушок» с. Кушнаренково решили выбрать такую тему и немного «приоткрыть занавес кулис театра теней».
В процессе работы над проектом нами: логопедом Ахметзяновой А.Д, инструктором физического воспитания Даукаевой А.Ф., педагогом дополнительного образования Хазиевой Р.Р. и музыкальным руководителем Зайнетдиновой Г.Р. были поставлены цели и задачи, были выдвинуты гипотезы, определены методы исследовательской работы.
Проект разделён на два этапа: теоретический и творческий.
В процессе работы над теоретическим этапом, логопед Ахметзянова А.Д. провела опрос среди воспитанников детского сада , выяснив, что они знают о театре теней. Что это такое, и чем он интересен. В процессе исследования Альбина Дамировна вместе с воспитанниками изучила подборку материала о театре теней. Так же они работали с интернет - источниками: анализировали и обобщали материал.
Педагог дополнительного образования Хазиева Р.Р. так же с воспитанниками детского сада взяла интервью у работника культуры о теневом театре, и вместе вдохновились на создание собственного театра теней в Детском саду «Петушок» для интересного проведения досуга с детьми.
Работая над творческим этапом проекта, удалось создать чудесные куклы-марионетки, здесь хорошо помогли дети подготовительных групп, изучить пальчиковые теневые фигуры. Инструктор физического воспитания Альфия Фатыховна внимательно изучила возможности создания изображения на экране и составила памятку «Как создать изображение на экране в театре теней?». Музыкальный руководитель Зайнетдинова Г.Р. проработала музыкальные образы к каждому персонажу. И вместе с детьми сделали музыкальные подборки Особенно грандиозной работой было создание макета теневого театра, который и явился продуктом проекта. В этом нам помогли отзывчивые родители. А как увлекательно и весело разыгрывался спектакль для детей в собственном театре теней! Для детей младших групп: «Пчелки», «Бабочки», «Цветочки» был разработан и поставлен театр теней по мотивам русской народной сказки «Колобок», а для воспитанников старших групп: «Капельки», «Солнышко», «Звездочки» была поставлена русская народная сказка «Гуси лебеди»
Содержательные выводы были сделаны в конце работы, и гипотеза подтверждена.
Оглавление.
- Титульный лист
- Аннотация к работе
- Введение
- Основное содержание проекта
- Цель и задачи проекта
- Гипотеза
- Методы исследования
- Результаты опроса одноклассников (видеоролик)
- Этапы проекта
1. Теоретический
- из истории театра (анализ информация из разных источников)
- интервью с ценителем китайской и японской культуры
2. Творческий
- изготовление кукол-марионеток
- изготовление макета сцены теневого театра (продукт проекта)
- работа с пальчиковыми фигурами
- разыгрывание спектакля (видеоролик)
- Выводы.
- Приложения № 1-3
- Список литературы
Исследовательский проект
Тема: «Театр теней- магия притягательного»
Введение.
2019 год объявлен годом театра. И это здорово! Театр-это тайна, это магия и чудо! А теневой театр- самый древний и поэтический. Само название – «Театр теней» таит в себе загадку, притягивает к себе магией недосказанного.
Мерцают свечи, тихо гаснет день,
Театр теней готовит представление:
Прочь занавес, на сцене Леди-Тень
Чарует нас внезапным появлением…
Театр теней по-прежнему привлекает внимание. И это в век телевидения и компьютеров!
Я увидела театр теней по телевизору и очень заинтересовалась им. «А почему бы не создать проект о теневом театре?»-подумала я. Говорит педагог дополнительного образования Рафида Рашитовна .Это же так познавательно и интересно! Поддерживает её Альфия Фатыховна. И началась наша увлекательная работа!
Основное содержание проекта
Цель:
Сначала мы определили для себя цель:
-узнать как можно больше о теневом театре и создать свой театр теней
Затем поставили следующие задачи:
- найти и изучить информацию о происхождении искусства театра теней, используя разные источники;
-изучить возможности создания изображения на экране;
- создать куклы-марионетки и макет сцены теневого театра для настольного спектакля;
Потом мы выдвинули гипотезу.
Трибуна гипотезы: «Получится ли у нас создать свой собственный театр теней, и будет ли он обладать магией притягательного?»
Вот такие методы исследования мы использовали:
- поисковый
- анализ и обобщение изученного материала
- опрос
- интервью
Нас теневой театр очень заинтересовал, а знают ли о нём наши воспитанники. Альбина Дамировна решила провести опрос. (Фото прилагается в приложении)
Таким образом, не многие знают о театре теней. Но нас радует, точто ребята хотели бы узнать о теневом театре.
Первый этап -теоретический.
Для детей мы рассказали чудную легенду о китайском императоре, у которого умерла любимая жена. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, перестал разговаривать. Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены, и, когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль вырисовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса теневого театра и вылечил его от тоски. С этой прекрасной легендой связывают начало появления теневого театра.
Дети слушали как заворожённые, и нам захотелось рассказать детям о теневом театре всё больше и больше.
Рафида Рашитовна посетила библиотеку и сделала интересную подборку материала о театре теней. Она узнала, что Яванский, Малайский, Индонезийский театр теней возникли из ритуала поклонения умершим предкам. В театре разыгрывали спектакли, в котором двигались тени. Cчиталось, что это души умерших предков. Затем появились сюжеты с постоянными героями-куклами, декорациями. Такой театр назывался ваянг-кулитом. Спектакли в ваянг-кулите проходили ночью, прямо на улице при свете масляной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций. Вот так «молчаливые создания» правили балом!
В интернете мы прочитали, то на западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств. Сейчас в Европе даже проводятся специальные фестивали, посвящённые театру теней.
-Это же прекрасно, когда неодушевленные куклы-марионетки, только при помощи света, полупрозрачной ткани и рук кукловода оживают, перед глазами разворачивается прекрасная история, все это происходит в полумраке. Так похоже на волшебство!!!
- В современном мире театр теней получил новую, вторую жизнь: сейчас не используют марионетки, а в таких театрах играют настоящие актеры. Они с помощью своих тел, гибкости и ловкости изображают ту или иную фигуру, которая статично переходит в другую. Для той или иной фигуры может понадобиться от одного до 10 актеров. Это очень завораживает!
И мы перешли ко второму этапу моего проекта- творческому.
На этом этапе конечно же, не обошлось без помощи родителей воспитанников.
1. Начался этот этап с изготовления кукол- марионеток.
Мы изготовили их из картона и покрасили чёрной краской.
Вот такие марионетки получились (фото в приложении).
2. Затем мы нашли несколько пальчиковых теневых фигурок:
3. Потом мы работали над созданием макета теневого театра. Вот как шла работа. На слайде она представлена поэтапно.
4. Затем мы с детьми изучили возможности создания изображения на экране и составила памятку «Как создать изображение на экране?»:
- экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном;
- источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку.
- куклы-марионетки лучше покрасить чёрной краской, чтобы на экране они был контрастными и заметными.
- размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше.
- чтобы фигурки были подвижными, можно использовать обычные трубочки для напитков, которые приклеиваются к марионеткам сзади.
5. И в один прекрасный день мы разыграли мини-спектакль.
В классическом теневом театре в Китае и Японии не было речевого сопровождения. Мы решили чуток изменить эту древнюю традицию.
Это история разыграли сказки «Колобок» и «Гуси лебеди» . Поучительные русские народные сказки.
Вот такой замечательный спектакль.
Это был второй и последний этап нашего проекта, и мы делаем выводы.
П/№ | Вид деятельности | группы |
1 | Анкетирование для родителей детей | Все группы |
2 | Беседа | Старшая группа «Капельки» |
3 | Занятие (у логопеда ) | Воспитанники подготовительных групп. |
4 | Экскурсия в Культурно спортивный комплекс с. Кушнаренково | Средние группы и старшая |
5 | Изготовление макетов | Подготовительная «Звездочки» и «Солнышко» |
6 | Консультация для родителей | Все группы |
7 | Чтение художественной литературы | Младшая группа «Пчелки» |
8 | Показ сказки детьми средней группы «Бабочки» , для малышей. | Средняя «Бабочки» группы |
Выводы:
1. Работая над проектом, мы преподнесли историю возникновения теневого театра детям
2. Работая с информацией из разных источников, мы с детьми поняли, что театр теней не столько умирает, сколько перерождается, эволюционирует.
3. Пофантазировав, мы с нашими воспитанниками смогли осуществить работу над созданием собственного теневого театра, и интересно провести время вместе, разыгрывая спектакль.
Ура! Наша гипотеза подтверждена! Наш собственный теневой театр создан. И он обладает магией притягательного! В этом мы точно убеждены.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Фото продуктов проекта (марионетки, макет сцены театра. репетиции перед показом, опрос, беседы с детьми)
Список литературы:
1. И.А. Лыкова, В.А Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня», издательство «Цветной мир», 2012г.
2. С.В. Игнатова, И.В. Илларионова «Теневой театр своими руками», издательство «Айрис-Пресс», 2008г.
3. И.С. Скрипник «Искусство светотени. Театр теней», издательство «АСТ», 2005г.
4. Г.В. Генов «Теневой театр для самых маленьких», издательство «Учпедгиз», 1981г.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_теней
https://www.livemaster.ru/topic/2524293-indonezijskij-kukolnyj-teatr-tenej-vayang
Анализ анкетирования родителей
по теме «Театр и дети»
Цель: выяснить отношение родителей к театру (теневому театру).
1. Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?
- да
- нет
2. Для чего вы посещаете:
- расширить кругозор ребёнка
- развлечься, отдохнуть
- случайное посещение
3. Когда вы последний раз были в театре:
- в этом году
- год назад
- не помню когда
4. Когда по телевидению показывают детский фильм, спектакль, мультфильм, вы:
- разрешаете смотреть ребёнку
- переключаете на другой канал
- смотрите вместе с детьми
5. Знаете ли ы что такое теневой театр? Видели ли вы такой театр?
- да
- нет
6. Когда вы последний раз были в театре теней:
- в этом году
- год назад
- не помню когда
- никогда
По результатам анкетирования 81% опрошенных родителей посещают театры, кинотеатры с целью расширения кругозора у детей (56%), а так же развлечься и отдохнуть (25%). 47% число родителей посетили театр (кинотеатр) в этом году.
33% родителей во время просмотра детских телевизионных передач не переключают канал, а 56% родителей смотрят передачи вместе с детьми. 17% родителей не видели не знают про театр теней. 11% родителей были в театре теней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Магия красок"
исследовательская работа "Магия красок"...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»
Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".
В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....
Исследовательский проект "Магия кристаллов"
Тема исследования: выращивание кристаллов в домашних условиях....
Учебно – исследовательский проект «Магия улыбки и смеха»
«От улыбки хмурый день светлей…» - помните такие строки? И это не просто слова. Улыбка - лучшее лекарство в борьбе с плохим настроением и апатией, ведь даже если вы кому-то улыбнетесь через силу...
Исследовательская деятельность "Магия кристаллов"
Исследовательская деятельность "Магия кристаллов"...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...