ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МАГИЯ КРАСОК»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskii_proek_magiya_krasok.docx | 123.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «МАГИЯ КРАСОК»
Подготовительная группа
Цель: Углубление представлений детей подготовительной группы о существенных характеристиках некоторых материалов – они окрашивают другие материалы.
Задачи:
- мониторинг уровня развития интегративного качества «Любознательный, активный» и представлений детей о средствах и способах окрашивания;
- обоснование и в ходе реализации проекта апробация способов окрашивания хлопчатобумажных ниток, кусочков ткани природными красителями;
- развитие проектной деятельности исследовательского типа.
Проект был реализован при следующих условиях: работа велась в условиях семьи совместно с родителями при соблюдении всех правил безопасного поведения; для нескольких детей была устроена специальная экскурсия в химическую лабораторию политехнического колледжа, где работает мама одного из воспитанников. У детей есть опыт проведения различных экспериментов. Воспитатель интересуется ходом исследования, поддерживают интерес детей к данной теме.
В нашей группе есть необходимые ресурсы для решения поставленных задач: оборудована лаборатория «Хочу всё знать!», есть в достаточном количестве соответствующие возрасту измерительные инструменты, объекты для исследовательской деятельности.
Участниками проекта стали дети подготовительной группы, их родители и воспитатель группы.
Наш проект - краткосрочный, рассчитан на 1 месяц.
Продукт проектной деятельности:
во взаимодействии детей, родителей и воспитателя – Оформление альбома «Магия красок» с описанием проведенных экспериментов и их результатами: окрашенными ниткам, кусочками тканей, фотографиями. Создание слайд-презентации «Как окрасить нитки, ткань?»
в методической работе - разработка проекта «Магия красок», описание его реализации.
Предполагаемый результат:
- Повысится интерес детей к открытию новых, ранее ему неизвестных, свойств предметов посредством совместного с взрослым экспериментирования.
- Воспитанники научатся партнёрскому взаимодействию в рамках общего дела, будут задавать больше вопросов, чтобы понять суть происходящего.
- Родители удовлетворят потребность быть успешным в воспитании своего ребёнка, лучше станут его понимать, будут корректировать свои способы воздействия на детей, заменяя императивные методы оптативными.
Работа над проектом предполагает интеграцию образовательных областей – «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность».
Предварительная работа. Дети со средней группы занимаются экспериментированием в групповой минилаборатории, имеют определённый опыт проведения учебных исследований. Для данного проекта специально были добавлены в лабораторию: природные красители, нитки и кусочки белой хлопчатобумажной ткани, ёмкости. Кроме этого подобрана необходимая литература: детские энциклопедии, справочник юного химика, распечатаны иллюстративные материалы о том, как и из чего изготавливают краски на основе природных красителей. С родителями проведена беседа, оформлен стенд «Детские исследования как метод развития способностей» с детальным описанием экспериментов по окраске ниток, тканей. С мамой, которая заведует лабораторией в политехническом колледже, обсудили возможность проведения экскурсии, время, количество детей, которые безопасно могут познакомиться с работой.
Оценивалась эффективность реализации проекта на основе мониторинга уровня развития интегративного качества «Любознательный, активный».
Итог проекта - презентация. В нашем случае такая презентация проводилась в форме детско-родительского мастер-класса, где дети демонстрировали не только альбом, но и включили всех в процесс окрашивания ниток при помощи разных природных красителей.
Реализация проекта сопряжена с определёнными рисками:
Эксперименты по выделению красящего вещества и дальнейшему окрашиванию требуют нагревания воды с красителями до высоких температур. Поэтому вся эта работа должна осуществляться только совместно с родителями при соблюдении всех мер безопасности.
Экскурсия в химическую лабораторию интересна, но приводить туда всю группу невозможно: там много сложного оборудования, стеклянной посуды, химических реактивов, при любом нарушении правил можно навредить детям.
Осуществление проекта. Мы предположили, что поддержать интерес детей к исследовательской деятельности можно в том случае, если мы будем использовать (или создавать специально) педагогические ситуации, возникающие в быту. В нашем случае, толчком к началу исследования: какие бывают красители, как их получают, как окрашивают нитки и ткани, послужила испачканная свекольным салатом футболка.
Далее работа строилась в следующих направлениях.
Направления работы, формы, методы взаимодействия в триаде «педагоги -дети - родители» | |
Дети - родители | Дети - педагоги |
|
|
|
|
| 3. Рассматривание яиц окрашенных разными красителями. Обсуждение: Чем ещё окрашивают дома яйца к празднику пасхи? |
| 4. Рассматривание ниток, кусочков ткани, окрашенных отваром свёклы, чаем, кофе, виноградом. Обсуждение: Как изменяется цвет при окраске отваром свёклы? Красиво ли окрашивает белую ткань чай, кофе? |
| 5. НОД «Драгоценные красители – пурпур и кармин». Рассказ воспитателя, рассматривание масленых красок, рассматривание репродукций, где использованы эти краски. |
| 6. Беседа: Что вы видели в лаборатории? Чем отличается лаборатория в колледже от нашей? Что интересного вы узнали? Как изготовить хороший краситель? |
Мастер-класс с презентацией: «Как и чем окрасить ткань?» |
Работа в рамках проекта значительно обогатила сенсорный опыт детей. Дети стали обращать больше внимания на многоцветие окружающей природы, цвет одежды, обуви, вещей, которыми они пользуются. Увеличилось количество эталонов цвета, освоенных детьми: к семи цветам спектра и их оттенкам добавились новые: кармин, пурпур, индиго. Поскольку работа строилась как совместная, где ребёнок всё время был активным деятелем, а не слушателем, то присвоение нового опыта было прочным и осознанным.
А это, в свою очередь, является одной из предпосылок полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ», - писал К.Д.Ушинский.
Рис. 6. Сравнительные данные об уровне сформированности интегративного качества "Любознательность, активность" у детей подготовительной группы до начала реализации проекта и в игоге.
(Количество детей в %)
Существенных изменений в уровне интегративного качества «Любознательный, активный» за столь короткое время не произошло, хотя можно отметить, что у многих детей появились новые вопросы к взрослым, они чаще обращались к педагогу и родителям за помощью в случаях затруднений. Самостоятельность проявлять в данных экспериментах дети не могли, по объективным, описанным выше, причинам.
Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что педагогически обоснованный подбор и организация деятельности экспериментирования обеспечивают оптимизацию познавательной активности старших дошкольников, способствуют углублению представлений об окружающем мире, учит взаимодействовать с другими в условиях интересного общего дела. Значит, эта работа удовлетворяет, в определённой степени, базовую когнитивную потребность – потребность в познании и понимании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы «МИР КОШЕК»
Проект в подготовительной группе...
Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"
Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...
Проект по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Кладовая земли"
Проект по исследовательской деятельности с детьми...
Познатательно - исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему " Огород на окне"
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТС ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ОКНЕ» Составила: воспитатель Быкова Л.А. Проект : долгосрочный. Вид пр...
Исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы «Кто такие коллекционеры?»
Исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы «Кто такие коллекционеры?» Срок реализации проекта: краткосрочный.Участники пректа: дети , педагоги,...
Исследовательско – творческий проект с детьми подготовительной группы на тему: «Чудесница вода»
Проект разработан в силу особой актуальности, проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отнын...
Экологический познавательно – исследовательский проект с детьми подготовительной группы на тему: «Такие разные камни…»
В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, и...