Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Насекомые и пауки». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:
1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Насекомые и пауки».
2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Насекомые и пауки».
3. Графический материал по лексической теме «Насекомые и пауки».
4. Домашнее задание по лексической теме «Насекомые и пауки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лексико-грамматических категорий Насекомые и пауки | 28.2 КБ |
Связная речь Насекомые и пауки | 24 КБ |
Графическая схема Насекомые и пауки | 889.74 КБ |
Домашнее задание Осень Насекомые и пауки | 71.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Насекомые и пауки»
Цель: Создание условий для развития речевой активности дошкольников в процессе знакомства с насекомыми.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»;
- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа, употребления предлогов;
- учить составлять предложения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь и логическое мышление;
- совершенствовать мелкую и общую моторику, речевое дыхание;
- развивать зрительное восприятие при составлении целого из частей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
- создать положительную мотивацию к занятию.
Ход занятия
- Вводная часть.
Организационный момент. Загадки.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети? (Паук)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)
С ветки — на тропинку,
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
По травам и былинкам –
Перепрыгнет и тропинку. (Кузнечик)
В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет. (Муравьи)
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а как обидишь – ужалят. (Осы)
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Летаю-кружу,
Мед вожу. (Пчела)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока? (Божья коровка)
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский… (Жук)
II. Основная часть:
Догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, сегодня мы с вами поговорим о насекомых и пауках! Каких насекомых вы знаете? Насекомых на земле очень много. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. Некоторые насекомые приносят пользу, другие вред.
Какие насекомые приносят пользу? В чём состоит эта польза? (показать картинки) Пчела собирает мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка и муравей уничтожают вредных насекомых. Муравьи, комары, мухи, бабочки служат для животных и птиц кормом.
Какие насекомые приносят вред? В чём этот вред заключается? Насекомые жалят, заражают опасными болезнями, уничтожают полезные растения, в полях, лесах, садах, огородах. Гусеницы, колорадские жуки, саранча уничтожают посевы. Комары, слепни, блохи кусают животных и птиц.
Ребята, а почему осенью мы не видим насекомых на улице? Правильно, в холодное время насекомые спят.
1. Массаж биологически активных точек
Давайте представим, что мы с вами цветочки. Как с нами обращаются насекомые?
Неуклюжие жуки
Топчут наши лепестки.
(постукивать по лицу подушечками пальцев)
А прожорливые мошки
Объедают понемножку.
(пощипывание)
Мухи возле нас снуют,
Больно крылышками бьют!
(похлопывание)
Паутиной, как веревкой,
Нас паук опутал ловко.
(вертикальные и горизонтальные линии)
Вот как нас обидели
Разные вредители!
Но хозяюшка - пчела
Вредных мошек прогнала!
(разглаживание)
И за это пчелке в дар
Отдадим мы свой нектар!
2. Артикуляционная гимнастика
На болоте в старом пне жил комар. У него был длинный-предлинный нос, острый, как сабля. | «Трубочка» |
Каждое утро комарик делал зарядку. Он тянулся носом к потолку, затем наклонял его к полу и тянул вправо и влево. | Тянуть губы, сложенные в трубочку, в разные стороны |
Вылетая на прогулку, комарик здоровался с жителями болота: мухами, светлячками, комарами, пауками и бабочками. Он поднимал вверх тонкую лапку и махал своим друзьям. | Острый язык тянуть к носу, облизывать верхнюю губу |
Однажды рядом с болотом поселилась большая лягушка. Она широко открывала свой рот и издавала громкий звук, чем очень сильно пугала насекомых. | «Окошко» |
Лягушка широко скалилась и показывала всем свои огромные зубы. Каждая муха и каждый паучок очень боялись этих зубов. | «Улыбка» |
Насекомые собрались и пошли к комару. Они стали слезно просить его помочь им, прогнать лягушку. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Лягушка сидела на кувшинке и широко раздувала свои щеки. | Надуваем щеки |
Комар вытянул вперед свой острый нос и, размахивая им из стороны в сторону, полетел прямо на лягушку. | «Часики» |
Лягушка как увидела комара, сразу же испугалась такого зрелища, громко квакнула и попрыгала со всех ног подальше от болота. Только лапы ее взлетали вверх-вниз. | «Качели» |
Насекомые обрадовались и стали хвалить комара, спасибо ему говорить. А комар с тех пор стал каждый день летать вокруг болота и охранять его от лягушек. | «Варенье» |
Вот такой храбрый комар! |
3. Дыхательная гимнастика «Насекомые»
Раздать детям бумажных насекомых на ниточках. Дети набирают воздух носом, длительно дуют на насекомое через рот.
4. Чтение рассказа «Как бабочки от врагов прячутся»
В лесу на полянке жили четыре бабочки. Одна беленькая, одна желтенькая, одна красненькая и одна черненькая. Раз полетели бабочки гулять. Летали, летали, играли, играли, вдруг видят, - летит большая черная птица. Испугались бабочки и стали прятаться.
Беленькая бабочка увидела белую ромашку, села на нее, сложила крылышки и стала незаметна.
Желтенькая бабочка нашла желтый одуванчик и укрылась на нем. Красненькая бабочка села на красную гвоздику.
Одна только черненькая бабочка не могла найти цветочка. Летала - летала, искала - искала, нет черненького цветочка.
Очень испугалась черненькая бабочка, что негде ей спрятаться. Вдруг увидела она сосенку. Полетела к сосенке, прижалась к темной коре и стала совсем незаметна. Так спрятались бабочки.
Беседа по тексту.
Как называется рассказ?
О ком говорится в рассказе?
Сколько бабочек было? Какие?
Что случилось?
Как прятались бабочки?
Почему не могла спрятаться черная бабочка?
Где она спряталась?
5. Игра «Большой-маленький»
Насекомые бывают самых разных размеров. Давайте сначала вспомним, как называют насекомых-малышей. Паук – паучок, комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела – пчелка, муха – мушка, жук – жучок, гусеница – гусеничка, муравей – муравейчик, светляк – светлячок, клоп – клопик, шмель – шмелек, червяк – червячок.
А теперь вспомним, как называют огромных насекомых. Паук – паучище, комар – комарище, таракан – тараканище, пчела – пчелище, жук – жучище, муравей – муравьище, клоп – клопище, шмель – шмелище, червяк – червячище.
6. Физминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка по сухой дорожке. (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
- Ой, промокнут сорок лап! (дети останавливаются и приседают.)
Насморк мне не нужен, перешагну я лужи! (дети идут, высоко поднимая колени),
Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).
И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
7. Игра «Кто как передвигается»
Гусеница ползает, а кузнечик …
Бабочка порхает, а клоп …
Оса летает, а червяк …
Таракан ползает, а стрекоза …
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар …
Бабочка порхает, а муха …
Жук ползает, а стрекоза …
Муравей ползает, а бабочка …
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких насекомых мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 76-93
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме
«Насекомые и пауки»
Цель: закрепление представлений о насекомых, развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
- Учить отвечать полным ответом;
- Учить пересказу по схеме.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
- Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Ход занятия
I. Вводная часть. Организационный момент.
Ребята, послушайте стихотворение Ольги Киселевой «Насекомые». Какие части тела есть у насекомых? Сколько ножек? Что едят насекомые?
Насекомые весной
Вьются и порхают.
На полянке на лесной
Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью!)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю
С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.
II. Основная часть.
1. Массаж биологически активных точек
Давайте представим, что мы с вами цветочки. Как с нами обращаются насекомые?
Неуклюжие жуки
Топчут наши лепестки.
(постукивать по лицу подушечками пальцев)
А прожорливые мошки
Объедают понемножку.
(пощипывание)
Мухи возле нас снуют,
Больно крылышками бьют!
(похлопывание)
Паутиной, как веревкой,
Нас паук опутал ловко.
(вертикальные и горизонтальные линии)
Вот как нас обидели
Разные вредители!
Но хозяюшка - пчела
Вредных мошек прогнала!
(разглаживание)
И за это пчелке в дар
Отдадим мы свой нектар!
2. Артикуляционная гимнастика
По полю летел жучок, и увидел василек. Нюхает жучок цветок, сел на плоский лепесток. | «Лопата» |
Я тоже слон, сказал комар, Хоть я пока уж-жасно мал. Вам подтвердит любой цветок, Что у меня есть хоботок. | «Иголочка» |
Муха-муха цокотуха, позолоченное брюхо Муха села на цветок – будет чистить хоботок. | «Улыбка-трубочка» |
Гусеница хоть мала, листья – лучшая еда. Много листьев она съела и, конечно, растолстела! | Надуваем щеки |
Бабочка-красавица над полянкой пляшет, Яркими пятнистыми крылышками машет. | «Качели» |
Если на цветок шмель сел – значит, он нектар там ел. И потом он всем сказал: «Очень вкусный был нектар!» | «Варенье» |
Жук летит во весь опор И жужжит его мотор. | «Мотор» |
Над цветком пчела жужжит. И нектар собрать спешит. Весь нектар, что соберет, Превращает пчелка в мед. | «Жук жужжит» |
3. Дыхательная гимнастика «Насекомые»
Раздать детям бумажных насекомых на ниточках. Дети набирают воздух носом, длительно дуют на насекомое через рот.
4. Пересказ рассказа по схеме «Как бабочки от врагов прячутся»
В лесу на полянке жили четыре бабочки. Одна беленькая, одна желтенькая, одна красненькая и одна черненькая. Раз полетели бабочки гулять. Летали, летали, играли, играли, вдруг видят, - летит большая черная птица. Испугались бабочки и стали прятаться.
Беленькая бабочка увидела белую ромашку, села на нее, сложила крылышки и стала незаметна.
Желтенькая бабочка нашла желтый одуванчик и укрылась на нем. Красненькая бабочка села на красную розу.
Одна только черненькая бабочка не могла найти цветочка. Летала-летала, искала-искала, нет черненького цветочка.
Очень испугалась черненькая бабочка, что негде ей спрятаться. Вдруг увидела она березку. Полетела к березке, прижалась к черной полоске на коре и стала совсем незаметна. Так спрятались бабочки.
Летала птица, летала, но не увидела бабочек и улетела.
5. Физкультминутка
Мы божьи коровки (прыжки) -
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем (шагать).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
6. Игра «Чей? Чья? Чье?»
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы – ……… лапки, …….. голова. У комара – …….. лапки, ………голова. У муравья – ………… лапки, ……. голова. У шмеля – ………… лапки, ……. голова. У осы – ………… лапки, ……. голова.
У клопа – ………… лапки, ……. голова. У стрекозы – ………… лапки, ……. голова.У таракана – …… лапки, ……..голова. У паука – ………… лапки, ……. голова.
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких насекомых мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 76-93
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ 1. Игра «Малыши и великаны» Паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, светляк – …, жук – …, гусеница – …, муравей – …, клоп – …, шмель – …, червяк – … Паук – паучище, комар – …, шмель – …, таракан – …, пчела – …, жук – …, муравей – …, клоп – …, червяк – … 2. Подбери слово и составь предложение по образцу: Муха летает. Мухи летают. Жук ползет. Жуки ... Пчела ... Пчелы ... Кузнечик ... Кузнечики ... Бабочка ... Бабочки ... Оса… Осы… Словарь: летает, порхает, кружится, ползет, прыгает, жужжит, жалит, стрекочет. 3. Рассмотри и раскрась картинки. Покажи и назови, кто нарисован на картинках. Назови, каких насекомых ты ещё знаешь. | Домашнее задание НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ 1. Игра «Малыши и великаны» Паук – паучок, комар – …, таракан – …, пчела – …, муха – …, светляк – …, жук – …, гусеница – …, муравей – …, клоп – …, шмель – …, червяк – … Паук – паучище, комар – …, шмель – …, таракан – …, пчела – …, жук – …, муравей – …, клоп – …, червяк – … 2. Подбери слово и составь предложение по образцу: Муха летает. Мухи летают. Жук ползет. Жуки ... Пчела ... Пчелы ... Кузнечик ... Кузнечики ... Бабочка ... Бабочки ... Оса… Осы… Словарь: летает, порхает, кружится, ползет, прыгает, жужжит, жалит, стрекочет. 3. Рассмотри и раскрась картинки. Покажи и назови, кто нарисован на картинках. Назови, каких насекомых ты ещё знаешь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осень. Осенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматически...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Грибы и ягоды». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные жарких стран». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные холодных стран». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «День защитника Отечества». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...