Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные жарких стран». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:
1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Животные жарких стран».
2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Животные жарких стран».
3. Графический материал по лексической теме «Животные жарких стран».
4. Домашнее задание по лексической теме «Животные жарких стран».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лексико-грамматических категорий Животные жарких стран | 33.09 КБ |
Связная речь Осень. Животные жарких стран | 24.68 КБ |
Графическая схема Животные жарких стран | 345.86 КБ |
Домашнее задание Животные жарких стран | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Животные жарких стран»
Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Животные жарких стран»
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарь детей по теме «Животные жарких стран».
- уточнить и расширить представления о среде обитания и внешнем виде животных, живущих в жарких странах.
- закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
- совершенствовать умение составлять притяжательные прилагательные.
- развивать умение образовывать названия детенышей животных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь;
- развивать у детей умение составлять предложения;
- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
- воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать интонационную выразительность речи;
- создать положительную мотивацию к занятию.
Ход занятия
- Вводная часть. Организационный момент.
Царь зверей, его мы знаем,
И, конечно, уважаем.
Всем опасен его гнев.
Догадались, это – …(лев).
Можно с ним и поиграться.
Только надо опасаться.
Раз – и вместо всяких игр,
Вам клыки покажет…(тигр).
Он выше, чем парта,
И выше, чем шкаф.
Его вы узнали,
Ведь это…(жираф)
Крупный он и необычный,
На носу имеет рог,
Догадаются ребята,
Это точно …(носорог)
Он медлителен, велик.
К хоботу давно привык.
Всех зверей сильнее он.
Крепкий, мощный,
Сильный …(слон).
Он не может сам ругаться,
Может только лишь плеваться,
Прокатиться любит люд,
Необычен зверь…(верблюд).
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных жарких стран)
А как вы думаете, где они живут? (В Африке)
Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг – желтые и оранжевые пески, серые камни и скалы. Огромное голубое небо дышит жарой, на нем нет ни единого облачка. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка.
Кроме Африки есть и другие жаркие страны – Австралия, Индия, Южная Америка, где живут разные удивительные животные. Каких вы знаете животных жарких стран? (слоны, тигры, львы, зебры, жирафы, удавы, носороги, бегемоты и т.д.).
II. Основная часть.
Массаж биологически активных точек лица
Рано-рано поутру
С сумкой скачет кенгуру.
Не по магазинам –
По лугам-равнинам! (Постучать по лбу и щекам)
Для чего горбы верблюду?
Чтоб гордиться ими всюду. (Пощипать щеки)
У меня возник вопрос,
У кого длиннее нос?
Самый длинный из носов –
Это хобот у слонов! (Пожать нос)
У слона большие уши,
Очень гибкие, к тому же.
Может ими он махать,
От жары себя спасать. (Помять уши)
2. Артикуляционная гимнастика
Бегемотик рот открыл, Подержал, потом закрыл. Мы подразним бегемота Пошутить над ним охота | «Окошко» |
Львенок в Африке живет, Лапу папину грызет. Не сердитесь на ребенка Зубки режутся у львенка! | «Улыбка» |
У слона есть длинный хобот, Он как нос и как рука. А когда идет слон, топот Слышен всем издалека. | «Трубочка» |
Вот вертушки - обезьянки Разрезвились на полянке. Прыгают и дразнятся Большие безобразницы. | «Лопатка» |
Хвост у ящерки не прост, Схватишь ты ее за хвост. Ящерка свой хвостик скинет, А самой и след простынет. | «Иголочка» |
Зебра кисточки достала, Всю себя разрисовала, С той поры её наряд- Чёрно-белых полос ряд. | «Часики» |
Попрыгушке-кенгуру Прыгал в гору и с горы, Через ямы и бугры. | «Качели» |
Капюшон раскрыла кобра И глядит совсем недобро. Берегись, коль кобра рядом: У нее есть зубы с ядом. | «Грибочек» |
До чего же грозный вид! Как сердито лев рычит! Говорит как будто он: "Я опасен и силен!" | «Моторчик» |
3. Рассказ о животных жарких стран
(Выставляется картинка слона)
Существует два вида слонов: африканские – самые крупные животные. Индийские – меньше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон – очень умное животное.
_ _ _
Кто имеет один рог? Отгадайте... (Носорог)
Почему он так называется? (Выставляется картинка носорога и бегемота)
А это кто? (Бегемот)
Давайте сравним этих двух животных. Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота – нет. Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.
_ _ _
(Выставляется картинка кенгуру)
Кенгуру – животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у кенгуру – сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру – это травоядное животное.
_ _ _
Это зверь какой-то странный,
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится... (Жираф)
(Выставляется картинка жирафа)
Жираф – самое высокое наземное животное на нашей планете. У него очень длинная шея и ноги. Длинная шея помогает дотягиваться до высоких растений, а на своих длинных ногах он быстро убегает от врагов и хищников. Жираф покрыт желтоватой шерстью с коричневыми пятнами. Узор на коже жирафа индивидуален для каждого животного, совсем как отпечатки пальцев человека. На голове у жирафов находятся два обтянутых шерстью рожка. Жирафы травоядные, они питаются свежими листьями с верхушек деревьев.
_ _ _
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы (Зебра)
(Выставляется картинка зебры)
Зебра - это полосатая лошадка. Одни считают, что зебры белые в черную полоску. Другие, наоборот, уверены, что зебры черные в белую полоску.
А зачем ей такой странный, полосатый, наряд? Заметная окраска помогает зебрам издалека узнать друг друга. А еще, как это неудивительно, черно - белые полоски могут обмануть нападающего врага.
Вот на зебру напал лев. Одна зебра хорошо заметна. А если она побежит к своему стаду? Там много зебр, и все полоски сливаются, в глазах рябит... Кажется, что стадо превратилось в какого-то странного, огромного зверя.
Зебры питаются травой.
_ _ _
(Выставляется картинка верблюда)
Верблюды бывают двух видов: одногорбые и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья – жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.
Каких еще животных жарких стран вы знаете? Что можете о них рассказать?
4. Физминутка «Обезьянки на полянке»
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
Влево-вправо наклонись,
Весь встряхнись и улыбнись!
5. Игра «Кто у кого?»
У львицы – львенок, львята.
У тигрицы – тигренок, тигрята.
У слонихи – слоненок, слонята.
У жирафа – жирафенок, жирафята.
У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.
У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.
У зебры – зебренок, зебрята.
6. Игра «Чьё это?»
Чей горб у верблюда? Верблюжий.
Чей хвост у обезьяны? Обезьяний.
Чья шея у жирафа? Жирафья.
Чьи уши у слона? Слоновьи.
Чья грива у льва? Львиная.
Чьи когти у тигра? Тигриные.
Чьи пятна у леопарда? Леопардовые.
Чей рог у носорога? Носорожий.
Чья грива у зебры? Зебровая.
7. Порассуждаем
Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.
«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос)
«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, наигранно, притворно проливающем слезы)
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой)
«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)
«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Герасимова, А. С. «Популярная логопедия» С. 86-93
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 359-379.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме
«Животные жарких стран»
Цель: закрепление представлений о животных, живущих в жарких странах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
- Учить отвечать полным ответом;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
- Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Ход занятия
I. Вводная часть. Организационный момент.
Он ходит голову задрав,
Не потому что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он …(жираф)
Среди зверей слывет царем.
Зовут его отважным …(львом).
Вяжет мама длинный шарф, потому.
Потому, что сын …(жираф).
Толстокожий, неуклюжий,
И огромный как гора,
Любит воду, но не лужи,
В речке плещется с утра.
Лотос ест, камыш жует,
Житель Нила…. (бегемот).
Ребята, а каких животных, живущих в Африке, вы знаете? (ответы детей).
II. Основная часть.
Массаж биологически активных точек лица
Рано-рано поутру
С сумкой скачет кенгуру.
Не по магазинам –
По лугам-равнинам! (Постучать по лбу и щекам)
Для чего горбы верблюду?
Чтоб гордиться ими всюду. (Пощипать щеки)
У меня возник вопрос,
У кого длиннее нос?
Самый длинный из носов –
Это хобот у слонов! (Пожать нос)
У слона большие уши,
Очень гибкие, к тому же.
Может ими он махать,
От жары себя спасать. (Помять уши)
2. Артикуляционная гимнастика
Бегемотик рот открыл, Подержал, потом закрыл. Мы подразним бегемота Пошутить над ним охота | «Окошко» |
Львенок в Африке живет, Лапу папину грызет. Не сердитесь на ребенка Зубки режутся у львенка! | «Улыбка» |
У слона есть длинный хобот, Он как нос и как рука. А когда идет слон, топот Слышен всем издалека. | «Трубочка» |
Вот вертушки - обезьянки Разрезвились на полянке. Прыгают и дразнятся Большие безобразницы. | «Лопатка» |
Хвост у ящерки не прост, Схватишь ты ее за хвост. Ящерка свой хвостик скинет, А самой и след простынет. | «Иголочка» |
Зебра кисточки достала, Всю себя разрисовала, С той поры её наряд- Чёрно-белых полос ряд. | «Часики» |
Попрыгушке-кенгуру Прыгал в гору и с горы, Через ямы и бугры. | «Качели» |
Капюшон раскрыла кобра И глядит совсем недобро. Берегись, коль кобра рядом: У нее есть зубы с ядом. | «Грибочек» |
До чего же грозный вид! Как сердито лев рычит! Говорит как будто он: "Я опасен и силен!" | «Моторчик» |
3. Описательный рассказ о животных жарких стран
4. Физкультминутка
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
Влево-вправо наклонись,
Весь встряхнись и улыбнись!
5. Игра «Составь слово»
У жирафа длинная шея – жираф длинношеий.
У бегемота толстые ноги – бегемот толстоногий.
У коалы большой нос – коала большеносая.
У обезьяны длинный хвост – она длиннохвостая.
У носорога толстая кожа – носорог толстокожий.
У верблюда два горба – верблюд двугорбый.
У слона длинный нос – слон длинноносый.
У жирафа длинные ноги – жираф длинноногий.
У крокодила острые зубы – он острозубый.
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Какую сказку мы с вами пересказали? Что вы узнали о щуке? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Герасимова, А. С. «Популярная логопедия» С. 86-93
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 359-379.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН 1. Упражнение «Составь слово» У жирафа длинная шея – жираф длинношеий. У бегемота толстые ноги – бегемот … У коалы большой нос – коала … У обезьяны длинный хвост – обезьяна … У носорога толстая кожа – носорог … У верблюда два горба – верблюд … У слона длинный нос – слон … У жирафа длинные ноги – жираф … У крокодила острые зубы – крокодил … 2. Упражнение «Кто у кого?» У львицы – львенок, львята. У тигрицы – … У слонихи – … У жирафа – … У верблюдицы – … У кенгуру – … У зебры – … 3. Игра «Чьё это?» Чей горб у верблюда? Верблюжий. Чей хвост у обезьяны? … Чья шея у жирафа? … Чьи уши у слона? … Чья грива у льва? … Чьи когти у тигра? … Чьи пятна у леопарда? … Чей рог у носорога? … Чья грива у зебры? … 4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Долговяз и весь пятнист, С веток рвёт легко он лист. Но с трудом он достаёт Травку, что внизу растёт. | Домашнее задание ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН 1. Упражнение «Составь слово» У жирафа длинная шея – жираф длинношеий. У бегемота толстые ноги – бегемот … У коалы большой нос – коала … У обезьяны длинный хвост – обезьяна … У носорога толстая кожа – носорог … У верблюда два горба – верблюд … У слона длинный нос – слон … У жирафа длинные ноги – жираф … У крокодила острые зубы – крокодил … 2. Упражнение «Кто у кого?» У львицы – львенок, львята. У тигрицы – … У слонихи – … У жирафа – … У верблюдицы – … У кенгуру – … У зебры – … 3. Игра «Чьё это?» Чей горб у верблюда? Верблюжий. Чей хвост у обезьяны? … Чья шея у жирафа? … Чьи уши у слона? … Чья грива у льва? … Чьи когти у тигра? … Чьи пятна у леопарда? … Чей рог у носорога? … Чья грива у зебры? … 4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Долговяз и весь пятнист, С веток рвёт легко он лист. Но с трудом он достаёт Травку, что внизу растёт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."
Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осень. Осенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматически...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Насекомые и пауки». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Грибы и ягоды». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные холодных стран». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «День защитника Отечества». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...