Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные холодных стран». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Животные холодных стран».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Животные холодных стран».

3. Графический материал по лексической теме «Животные холодных стран».

4. Домашнее задание по лексической теме «Животные холодных стран».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Животные холодных стран»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Животные холодных стран»

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Животные холодных стран».
  • уточнить и расширить представления о среде обитания и внешнем виде животных, живущих в холодных странах.
  • закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.
  • развивать умение образовывать названия детенышей животных.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он - ... Тюлень

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый... Морж


Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые... Медведи

Он живет, где жуткий холод,

Средь снегов живет и льдин

В черно-белом фраке ходит

Птица гордая… Пингвин

Северный полюс – это часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом. В тундре живут полярные животные: тюлени, моржи, белые медведи, песцы, олени, совы. Но в Арктике не живут пингвины.

Помимо Северного полюса на нашей планете есть еще Южный полюс. Он находится с другой стороны Земли. На Южном полюсе есть континент, который полностью покрыт льдом – Антарктида. На Антарктиде намного холоднее, чем в Арктике, там бывает -90 градусов и такие ветра, которые снесли бы целое здание, поэтому там нет сухопутных животных. Вокруг Антарктиды – Южный океан, в котором живут пингвины, киты, косатки, морские котики, тюлени и морские слоны.

II. Основная часть. Массаж биологически активных точек лица

Важный-важный, чёрно-белый,

Он идёт по снегу смело. (постучать пальцами по лбу)

Снег под лапками хрустит,

Но пингвин вперёд бежит. (постучать пальцами по щекам)

Дружбу водит он с китами

И с морскими со слонами. (размять уши)

Среди льдин и снега рос,

Не страшит его мороз. (пощипать щеки)

2. Артикуляционная гимнастика

Через море-океан

Плывёт кит-великан,

Прячет ус в огромном рту,

Растянулся на версту.

«Окошко»

Мишка в белой шубке.

Скалит остренькие зубки.

«Улыбка»

В стае он, не одинок,

У него есть длинный рог.

Кто, хоть раз, его встречал,

Скажет, это кит-нарвал.

«Трубочка»

В синем Арктическом море,

Где рыбы с моржами снуют,

В холодном морозном просторе

Толстые льдины плывут.

«Лопатка»

Гордится морж усами

И острыми клыками.

«Иголочка»

В Антарктиде – чудо-птица,

Что мороза не боится.

Среди толстых вечных льдин

Зимует господин пингвин.

«Часики»

– Уважаемый тюлень,

Вам не страшно каждый день

Прыгать с этой скользкой глыбы,

Глубоко нырять за рыбой?

– Для меня страшнее лень! –

На лету сказал тюлень.

«Качели»

Кит фонтанчики пускает,

Себе спинку поливает.

«Грибочек»

3. Чтение якутской сказки «Отчего у белого медведя нос черный»

Белый медведь в зимней тундре незаметен на фоне снега. Только черный нос видно.

В давние времена медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он легко на тюленей охотился, и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к юртам подходит, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Пришел как-то снова медведь к юртам. А охотники выбежали ему навстречу. У каждого в руке уголек. Медведь стал убегать, а охотники давай его углем пачкать. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. А один охотник углем его прямо пó носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные смывал. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным.

Теперь, когда медведь к тюленям крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит.

Вопросы по тексту:

Почему медведь зимой незаметен?

Почему медведь в давние времена не боялся подходить к человеку?

Как охотники проучили медведя? Что медведь делал дальше?

Как медведь прячет свой черный нос?

4. Физкультминутка

Медвежата в тундре жили,

Головой своей кружили. Вот так, вот так!    (вращение головой в одну сторону, затем в другую)

Медвежата рыб искали,

Дружно в озеро ныряли. Вот так, вот так!    (наклоны вперед, тянемся руками до пола)

Вперевалочку ходили,                             (ходьба на внешней стороне стопы)

За тюленями следили. Вот так, вот так!              (наклоны в стороны)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали. Вот так, вот так!     (потянуть руки вверх, поднимание ног, согнутых в коленях)

5. Упражнение «Собери слово»

Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

Если у оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)

Если у моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

Если у тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

Если у пингвина желтые глаза, то он какой? (желтоглазый)

Если у касатки белый хвост, она какая? (белохвостая)

Если у совы короткий клюв, она какая? (короткоклювая)

Если у медведя широкая морда, он какой? (широкомордый)

Если у оленя длинные ноги, он какой? (длинноногий)

6. Упражнение «У кого кто?»

У медведицы – медвежонок, медвежата.

У оленя – олененок, оленята.

У моржа – моржонок, моржата.

У пингвина – пингвиненок, пингвинята.

У тюленя – белек, бельки.

У совы – совенок, совята.

У выдры – выдренок, выдрята.

У кита – китенок, китята.

7. Посчитаем животных.

Один белый медведь – два белых медведя, пять белых медведей.

Один кит – два кита, пять китов.

Один пингвин – два пингвина, пять пингвинов.

Один морж – два моржа, пять моржей.

Один тюлень – два тюленя, пять тюленей.

Одна сова – две совы, пять сов.

Одна выдра – две выдры, пять выдр.

Один олень – два оленя, пять оленей.

Один морской котик – два морских котика, пять морских котиков.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 359-379.


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Животные жарких стран»

Цель: закрепление представлений о животных, живущих в жарких странах.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент.

Попасть бы мне однажды вдруг

За северный полярный круг!

Там, говорят, бывают

Такие чудеса:

Там северным сиянием

Сверкают небеса.

Там на зиму сменяет ночь

Полярный долгий день.

Там плавает усатый морж

И бархатный тюлень.

Там по просторам тундры

Стада свои ведёт

Широкоскулый мудрый

Старик оленевод.

Я с Умкой подружиться

Хочу уже давно.

И в Арктику однажды

Уеду всё равно!

А вы бы хотели побывать в Арктике или на Антарктиде? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? (на оленях, на снегоходе).

Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. На Южный полюс, в Антарктиду можно только доплыть, потому что там нет взлетно-посадочных полос для самолетов.

II. Основная часть. 1. Массаж активных точек лица.

Важный-важный, чёрно-белый,

Он идёт по снегу смело. (постучать пальцами по лбу)

Снег под лапками хрустит,

Но пингвин вперёд бежит. (постучать пальцами по щекам)

Дружбу водит он с китами

И с морскими со слонами. (размять уши)

Среди льдин и снега рос,

Не страшит его мороз. (пощипать щеки)

2. Артикуляционная гимнастика

Через море-океан

Плывёт кит-великан,

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту.

«Окошко»

Мишка в белой шубке.

Скалит остренькие зубки.

«Улыбка»

В стае он, не одинок,

У него есть длинный рог.

Кто, хоть раз, его встречал,

Скажет, это кит-нарвал.

«Трубочка»

В синем Арктическом море,

Где рыбы с моржами снуют,

В холодном морозном просторе

Толстые льдины плывут.

«Лопатка»

Гордится морж усами

И острыми клыками.

«Иголочка»

В Антарктиде – чудо-птица,

Что мороза не боится.

Среди толстых вечных льдин

Зимует господин пингвин.

«Часики»

– Уважаемый тюлень,

Вам не страшно каждый день

Прыгать с этой скользкой глыбы,

Глубоко нырять за рыбой?

– Для меня страшнее лень! –

На лету сказал тюлень.

«Качели»

Кит фонтанчики пускает,

Себе спинку поливает.

«Грибочек»

3. Пересказ якутской сказки «Отчего у белого медведя нос черный»

Белый медведь в зимней тундре незаметен на фоне снега. Только черный нос видно.

В давние времена медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он легко на тюленей охотился, и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к юртам подходит, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить.

Пришел как-то снова медведь к юртам. А охотники выбежали ему навстречу. У каждого в руке уголек. Медведь стал убегать, а охотники давай его углем пачкать. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. А один охотник углем его прямо пó носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные смывал. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным.

Теперь, когда медведь к тюленям крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит.

4. Физкультминутка «Кто на Севере живет».

Медвежата в тундре жили,

Головой своей кружили. Вот так, вот так!    (вращение головой в одну сторону, затем в другую)

Медвежата рыб искали,

Дружно в озеро ныряли. Вот так, вот так!    (наклоны вперед, тянемся руками до пола)

Вперевалочку ходили,                             (ходьба на внешней стороне стопы)

За тюленями следили. Вот так, вот так!              (наклоны в стороны)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали. Вот так, вот так!     (потянуть руки вверх, поднимание ног, согнутых в коленях)

 

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Какую сказку мы с вами пересказали? Что вы узнали о щуке? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Герасимова, А. С. «Популярная логопедия» С. 86-93
  3. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 359-379.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\image.png


C:\Users\User\Desktop\11346120.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН

1. Упражнение «Составь слово»

Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

Если у оленя длинные рога, какой он? …

Если у моржа острые зубы, какой он? …

Если у тюленя толстая кожа, какой он? …

Если у пингвина желтые глаза, то он какой? …

Если у косатки белый хвост, она какая? …

Если у совы короткий клюв, она какая? …

Если у медведя широкая морда, он какой? …

Если у оленя длинные ноги, он какой? …

2. Упражнение «Кто у кого?»

У медведицы – медвежонок, медвежата.

У оленя – …

У моржа – …

У пингвина – …

У тюленя – …

У совы – …

У выдры – …

У кита – …

3. Игра «Посчитаем»

1

2

5

Один кит

два кита

пять китов

Один пингвин

Один морж

Один тюлень

Одна сова

Одна выдра

Один олень

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Далеко на самом юге,

Где лишь лёд, мороз и вьюги,

Не снимая черный фрак,

В море прыгает рыбак.

Домашнее задание

ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН

1. Упражнение «Составь слово»

Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

Если у оленя длинные рога, какой он? …

Если у моржа острые зубы, какой он? …

Если у тюленя толстая кожа, какой он? …

Если у пингвина желтые глаза, то он какой? …

Если у косатки белый хвост, она какая? …

Если у совы короткий клюв, она какая? …

Если у медведя широкая морда, он какой? …

Если у оленя длинные ноги, он какой? …

2. Упражнение «Кто у кого?»

У медведицы – медвежонок, медвежата.

У оленя – …

У моржа – …

У пингвина – …

У тюленя – …

У совы – …

У выдры – …

У кита – …

3. Игра «Посчитаем»

1

2

5

Один кит

два кита

пять китов

Один пингвин

Один морж

Один тюлень

Одна сова

Одна выдра

Один олень

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Далеко на самом юге,

Где лишь лёд, мороз и вьюги,

Не снимая черный фрак,

В море прыгает рыбак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осень. Осенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматически...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Насекомые и пауки». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Грибы и ягоды». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные жарких стран». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «День защитника Отечества». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...