Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осень. Осенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:
1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Осень. Осенние месяцы».
2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Осень. Осенние месяцы».
3. Графический материал по лексической теме «Осень. Осенние месяцы».
4. Домашнее задание по лексической теме «Осень. Осенние месяцы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лексико-грамматических категорий Осень. Осенние месяцы | 29.08 КБ |
Связная речь Осень. Осенние месяцы | 26 КБ |
Графическая схема Осень. Осенние месяцы | 2.5 МБ |
Домашнее задание Осень. Осенние месяцы | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Осень. Осенние месяцы»
Цель: Обогащение и активизация активного словаря детей по теме «Осень. Осенние месяцы».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• Закрепить знания детей о характерных признаках осени.
• Совершенствовать связную речь, творческое воображение.
• Формировать навык работы по алгоритму.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
• Расширить и активизировать словарь глаголов.
• Расширить и активизировать словарь прилагательных.
• Развивать речевой слух и внимание.
• Развивать общую и мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать культуру общения.
• Развивать умение выслушать сверстника.
4. Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей
Оборудование:
Картинки «Золотая осень в лесу», «Осень в грибном лесу», «Осенний дождь», серия иллюстраций «Дары осени», иллюстрация к рассказу Сладкова «Осень на пороге», графическая схема рассказа, индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, мяч, шишки для массажа.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: сейчас я загадаю вам загадку – отгадка и есть тема нашего сегодняшнего занятия:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Дети садятся на стульчики.
Ребята, а что мы можем рассказать об осени? Посмотрите на картинки с изображением осенних явлений. Они помогут нам рассказать о ней.
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Закончи предложение об Осени»
Я буду говорить начало предложения, а вы должны его закончить.
• На смену лету пришла… (осень).
• Солнышко все чаще прячется за (тучами)
• Зеленая летняя травка постепенно становится сухой и (желтой)
• Листья на деревьях становятся (красные, желтые, оранжевые), а потом с деревьев (опадают)
• Погода на улице (серая, пасмурная). На небе серые (тучи). Все чаще идет (дождик)
• Ветер становится (холодным)
• Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края).
• Зверям некогда резвиться, они собирают зерна, орехи, ягоды и делают… (запасы на зиму).
Вопросы:
• После какого времени года наступает осень?
• Когда можно сказать, что осень наступила? (называем характерные признаки)
• Какие листья бывают осенью? (Разноцветные, желтые)
• Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)
- Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!
3.Упражнения для язычка:
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.
По дороге в лес увидел «Ручеек» - холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)
Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок» - широкий язык «присасывается» к нёбу.
Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот подберезовик, а вот подосиновик, вот еще свинушка, а это сыроежка. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора.
пр. «Моторчик» - во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающий вертолет. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
4. Логопед: Ребята, посмотрите в окно: с деревьев опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад)
Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я раздам вам листочки на ниточках, а вы хорошенько на них подуете, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носом, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 5 раз).
5. Сказка: Николай Сладков «Осень на пороге» (Развитие речевого слуха и внимания)
Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге» о том, как животные в лесу готовятся к наступлению холодов.
Николай Сладков «Осень на пороге»
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы.
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Ребята, вам понравился рассказ?
Беседа по содержанию рассказа
- О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?
- Что сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое второе дело сделает осень?
- Что ответили звери?
- Что ответили птицы?
- Какое третье дело сделает осень?
- Что ответили звери и птицы?
Кто переодевается в зимние шубы? (Белки, зайцы, лисицы)
Кто прячется в теплые норы? (Барсуки и еноты)
Кто впадает в спячку до весны? (Ежи и медведи)
Какие птицы улетают на юг? (перелетные)
А как называют птиц, которые остаются зимовать в лесу? (оседлые)
6. Игра с мячом «Что делает?»
(Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)
Логопед: а сейчас я предлагаю встать полукругом и вспомнить, а что бывает осенью?
- Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект осенью. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»
- Дождь. (Льет, мочит, моросит)
- Ветер. (Дует, срывает, воет)
- Тучи. (Ползут, летят, закрывают)
- Листья. (Желтеют, кружат, опадают.)
- Животные (Прячутся, готовят, засыпают.)
- Деревья. (Качаются, желтеют)
- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)
- Люди. (Переодеваются, мокнут, собирают).
7. Пальчиковая гимнастика. «ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (волна)
Ветер листики считал: (сжимать-разжимать ладони)
Вот дубовый, (загибаем пальцы)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (подуть на ладони)
III. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?
-Кто напомнит как называется рассказ?
-А кто написал этот рассказ?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.
Источники:
1. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
2. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс, 2015.
3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 8-13
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме
«Осень. Осенние месяцы»
Цель: развитие связной речи, закрепление представлений о признаках осени и осенних месяцах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствовать связность и последовательность пересказа с опорой на наглядный материал;
- Учить отвечать полным ответом;
- Учить пересказу по схеме.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
- Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Ход занятия
1. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
Логопед: А теперь достанем зеркала и поставим их перед собой. Сделаем зарядку для нашего Язычка!
2.Упражнения для язычка:
• Представьте, что мы все вместе отправились на прогулку в осенний лес. Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. А там медведь уже ложится спать и широко-широко зевает. (Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.)
• Рядом с Мишкиной берлогой всегда растет много ягод. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. (Имитировать жевание.)
• Нам радостно и весело в осеннем лесу, давайте широко-широко улыбнемся друг другу и лесным обитателям. (Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
• Вот несет в свою нору орехи Хомячок-толстячок. Бежит и перекатывает орешек из одной щеки в другую. (Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы.)
• Хомячок высыпал зерно в норке. (Надуть обе щеки одновременно. Втянуть щеки.)
• Белочка грызет орешки. (Улыбнуться и постучать зубами.)
• Мы с вами зашли в самую чащу леса. Пробираемся через колючие еловые ветки. (Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.)
• А теперь нам нужно пробраться через густые деревья и кусты, это называется бурелом. (Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.)
• В чаще леса мы увидели рыжую, яркую белку. По деревьям мелькает беличий хвостик. (Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.)
• Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. («Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.)
• Здорово и свежо в осеннем лесу. Вдыхаем аромат леса. (Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.)
3. Повторное чтение сказки. (Развитие речевого слуха и внимания)
Логопед: А сейчас я прочитаю вам сказку про осенний лес еще раз, а вы помогите мне. Дети договаривают начатые педагогом фразы.
Николай Сладков «Осень на пороге»
4. Пересказ с наглядной опорой в виде графической схемы и иллюстрации к рассказу.
Развитие связной речи. Формирования навыка работы по алгоритму.
Молодцы, ребята, как внимательно вы слушали рассказ!
5. Упражнение «Шишки» (Развитие тонкой моторики и ловкости. Расширение и активизация словаря прилагательных.)
Логопед предлагает взять детям по одной шишке.
- Давайте вспомним упражнение «Шишки». Держите шишки крепко, катайте их в руках, старайтесь не уронить.
Шишку в ладони я крепко держу,
Шишку в ладони кручу и верчу.
Я ловко катаю шишку в ладошке,
Она убегает, как мышка от кошки.
Дети складывают шишки обратно в корзинку.
- Вы были очень ловкими и не уронили ни одной шишки.
- А какие они на ощупь? (Колючие, шершавые) Какие еще плоды можно собрать на прогулке? (Ягоды рябины, шишки.)
- Вспомните и расскажите, какие они? (Шишки большие, маленькие, шершавые, коричневые…; ягоды рябины: оранжевые, красные, маленькие, мягкие)
6. Игра «Да-нет»
Игра «Да – нет»
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
Дети в шортиках гуляют?
А букашки прилетают?
Спать в листочки заползают?
Солнце светит очень ярко?
На прогулке стало жарко?
Можно детям загорать?
Нужно листья убирать?
Ну, а что же людям делать? (придумывают варианты ответов: надевать шапки, надевать куртки, брать зонтики; собирать грибы, овощи, фрукты, красивые листья)
7. Игра «Назови ласково»
Логопед: Чтобы с осенью подружиться, нужно ее похвалить. Давайте мы похвалим те явления и предметы, которые можно встретить осенью.
Листья-листочки, дождь-дождик, ветер-ветерок, тучи-тучки, птицы-птички, орехи-орешки, лужа-лужица, зонт-зонтик, сапоги-сапожки, шарф-шарфик, плащ-плащик, дерево-деревце, куст-кустик, гриб-грибочек, ягоды-ягодки, цветы-цветочки, рябина-рябинка, осина-осинка, береза-березка, дуб-дубок.
III. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Дети, а вам понравилось сегодня заниматься?
-Чем мы занимались?
-Чему вы сегодня научились?
-Что запомнили?
Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете об осени и ее приметах.
Список литературы:
1. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
2. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. – СПб. : Детство-пресс, 2015.
3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 8-13
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Насекомые и пауки». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Грибы и ягоды». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные жарких стран». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные холодных стран». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...