Реализация годового перспективного плана_СНР у ребенка с ЗПРР. II уровень речевого развития. РДА
материал по логопедии (младшая группа)

Матвеева Ксения Андреевна

Реализация годового перспективного плана_СНР у ребенка с ЗПРР. II уровень речевого развития. РДА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация годового перспективного плана логопедической работы

Девочка Е. Логопедическое заключение, диагноз (если есть): 3 г. 8 мес. – нарушение коммуникативной функции речи в структуре первичного дефекта. СНР? II уровень речевого развития; 4 г. 2 мес. – СНР у ребенка с ЗПРР. II уровень речевого развития. РДА.

1-е полугодие. Логопед обращался к ребенку простыми, короткими фразами, говорил медленно. Почти все упражнения были с наглядной опорой. Использовались компенсаторные возможности ребенка: хорошая зрительная память. Работа началась с улучшения понимания обращенной речи и, соответственно, уменьшения постоянного проявления эхолалии. С помощью «Лото» (см. ниже) Е постепенно научилась отвечать на вопросы что? кто? какой? что делает?, не смешивая их (первое время на вопрос кто? Е отвечала: кошка спит и т.д.). С применением элементов методики модельного обучения речевым навыкам В. И. Балаевой [Балаева, c. 122-131] Е училась составлять свои первые предложения:

1. Модель типа П + С. Ребенок отвечает на вопросы кто? что? какой? – это мишка, это мальчик, это сумка, это платье, это чистый, это добрый. В качестве иллюстративного материала использовалось самодельное пособие – «Лото», разработанное по аналогии с пособием П. Е. Лукиной, дефектолога и сурдопедагога Центра развития и абилитации «Логопед-Профи», г. Санкт-Петербург: каждый вопрос – отдельный лист, на него накладываются карточки. Лист помечен одним из основных цветов, чтобы цвет ассоциировался у ребенка с конкретным вопросом (см. Приложение В). В работе используется естественное подкрепление по А.В. Хаустову – ребенок после правильного ответа получает карточку [Филичева, с. 535].

2. Модель типа П + С + Д. Ребенок последовательно оречевляет картинки на фразовом конструкторе, получаются предложения: Мама ест суп; Бабушка ест банан; Папа пьет чай.

3. Модель типа П + С. Ребенок отвечает на два последовательных вопроса: кто? – девочка; что делает? – плывет. В качестве иллюстративного материала использовались листы пособия «От слова к фразе. Книга 1» Т. Н. Новиковой-Иванцовой. Листы были дополнены  нами цветными «кнопками» (две под каждой картинкой). Цвет кнопки, обозначающий ответ на вопрос, такой же, как в «Лото» (1 этап). Здесь при нажатии на «кнопку» ребенок называет целое слово, получается двухсловная фраза (Кошка спит).

Диалог с ребенком начинался уже по пути из группы в кабинет, Е эхолалично повторяла слова и фразы, затем запоминала и пользовалась ими самостоятельно в тех же ситуациях (Идем в группу, там ждут ребята).

Е училась называть себя в 1-м лице (а не в 3-м), учителя-логопеда по имени: Кто молодец? – Я; Кто будет играть? – Я; Кто это? – Я; кто это?  Ксюша (вопрос задавался в т.ч. при работе перед зеркалом или при рассматривании фото). Е училась давать ответы да и нет в играх (например, в конструировании) и простых диалогах; давать указания игрушкам (Ляля, спи); обращаться с просьбами. Е развивала зрительную и слухоречевую память в играх «Что пропало?» и «Домик для зверей».

2-е полугодие. Нами использовался самодельный фразовый конструктор «Я» с фотографией самого ребенка, от которой отходят стрелочки к пиктограммам действий. С его помощью Е училась отвечать на вопрос что ты делаешь?: Я сижу, Я спускаюсь (по лестнице) и др. С помощью иллюстративного материала Т.Н. Новиковой-Иванцовой с кнопками (дополненное нами пособие) Е училась составлять двухсловные предложения типа П + С: Зайка бежит и др.

Е очень нравилась игра для развития сенсорных ощущений «Сенсорные баночки – угадай по запаху» – это наша самодельная игра, где среди наполнения баночек: духи, мед, гречка, чай, кофе, какао, ромашка, еловая шишка, мандарин, мыло, укроп, корица. Каждая баночка – маленький пластиковый контейнер с плотной крышкой. После угадывания содержимого баночки ребенок кладет на крышку карточку с изображением содержимого. Это первая игра, которую Е стала активно сопровождать самостоятельной речью, которая потом проявлялась и в другой деятельности: Чего-то не хватает; Умница, молодец; Аккуратно!

Обучение выражению эмоций и чувств проходило в игре «У доктора»; коммуникативные навыки – в играх «Магазин» и простых диалогах; проявление инициативы – в игре «Кто сказал?» (Е прятала фигурки животных за спину и озвучивала по одному звукоподражанию; если логопед правильно угадывал, кто это, доставала эту игрушку и говорила: Правильно). Е училась отвечать на вопрос зачем? для обозначения функций предметов (Чашка зачем? – Пить). Е очень нравились логоритмические упражнения с использованием карточек со стихами (Сколько гусениц на кочке – столько встанем на носочки и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 2 уровень речевого развития) старшая группа Октябрь

Материал соответствует лексическим темам ДОУ , направлен на развитие речи и мышления ребенка  с ЗПР ( 2 уровня реч. развития)...

Реализация годового перспективного плана_СНР у ребенка с ЗПР. I-II уровень речевого развития. Моторная алалия. Дизартрия

Реализация годового перспективного плана_СНР у ребенка с ЗПР. I-II уровень речевого развития. Моторная алалия. Дизартрия....

Реализация годового перспективного плана_значительная ЗРР

Реализация годового перспективного плана_значительная ЗРР...

Реализация годового перспективного плана_СНР у ребенка с ЗПР. I-II уровень речевого развития

Реализация годового перспективного плана_СНР у ребенка с ЗПР. I-II уровень речевого развития...

Реализация годового перспективного плана_грубая ЗРР

Реализация годового перспективного плана_грубая ЗРР...

Реализация годового перспективного плана_нарушение речевого развития невыясненного патогенеза: элективный мутизм

Реализация годового перспективного плана_нарушение речевого развития невыясненного патогенеза: элективный мутизм?...