Дикие животные. Развитие лексико-грамматических категорий.
план-конспект занятия по логопедии
Необычный подход к известной теме. У человека информация приходит в большей части через зрительный анализатор.. На этом занятии мы с ребятами работаем со всеми анализаторами человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye._izuchenie_leksiko-_graammatichesskih_kategoriy.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Удивительное путешествие к себе». Изучение лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» с подключением всех анализаторов человека.
Цель:
- воспитание речевой активности детей с помощью активизации различных анализаторов…..Сенсорно-интегративная терапия в коррекционной работе.
Задачи:
-развивать связную речь и творческое мышление;
- повышать уровень речевой активности;
-развивать звуковую культуру речи (автоматизация звуков, словарь, грамматический строй, связная речь);
- развивать внимание, сознательный анализ языкового материала;
-формировать умение сравнивать и обобщать;
-развивать коммуникативные навыки, психологическую раскованность и уверенность в себе;
- воспитывать сотрудничество и уважительное отношение друг к другу;
Оборудование: картинки диких животных, скульптурная масса, дощечки, домики-картинки анализаторов (руки, нос, рот, ухо, глаз, сердце), фигурки диких животных из фамерана, сюжетная картина «В лесу», мягкие игрушки-детеныши диких животных.
Предварительная работа:
Предварительная работа включает использование разных видов деятельности для развития творческого потенциала детей
-вопросно- ответный метод ;
-сочетание чтения, показа и продуктивной деятельности;
-сотворчество педагога с детьми;
-беседа;
-введение правил .
Подготовка к занятию: Использование логопедом в учебном процессе материалов и упражнений для всех анализаторов.
Демонстрационный материал:
Картинки с заданиями; фигурки диких животных из фамерана; заготовки из скульптурной массы для изготовления корма для зверюшек; карточки-домики для городка человеческих анализаторов; сюжетная картинка «лес»; мягкие игрушки диких животных.
Ход занятия:
1.Находим конверт с письмом: «Дорогие дети, приходите в гости. Мы вам расскажем много интересного.» Вдалеке городок с домиками. Идем в гости в новенький городок.
2. Домик с картинкой «РУКИ». Предлагаю задание. Определить животных по фигуркам из фамерана. Не глядя, на ощупь ребенок называет признаки и определяет своего животного. В качестве приза берем карточку с рисунком помощников-рук и баночку со скульптурной массой. Потом изготовим своими руками лакомства для диких животных. Благодарим наши умные ручки.
СЛОВА-ПРИЗНАКИ.
3. Домики «НОС» и «РОТ». Каждому ребенку логопед подает стаканчик с кубиком- морковь, яблоко, капуста, зелень, колбаска. Какой зверек будет рад такому угощению? Что лишнее? Благодарим наш умный нос и наш умный «рот». Забираем карточки с рисунком помощника-носа и помощника-рта. Благодарим умный нос и умный рот.
СЛОВА-ПРИЗНАКИ.
4.Домик «УХО». Все дети закрывают глаза и слушают звуки. По очереди каждый ребенок издает звуки- трещит ветками, прыгает, грызет, шуршит, воет- дети отгадывают действия и отвечают (трещит-треск, прыгает-звук прыжка, хрустит- хруст, шуршит- шорох, воет- вой). Берем карточку с рисунком помощника-уха. Благодарим умное ухо.
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ, СЛОВАРЬ ЗВУКОВ.
5.Домик «ГЛАЗ». Дети составляют предложения. «Я вижу лося» и т.д. Логопед лишь мотивирует и ВЕДЕТ эмоционально. Берем карточку с рисунком помощника- глаза. Благодарим наши умные глаза.
СОСТАВЛЯЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
6. Раскладываем карточки. Дети говорят, что это есть у всех и помогают все помощники- анализаторы. Находим карточку- «ДУМАТЬ». Дети размышляют. Думать –это главное.
НО САМОЕ ГЛАВНОЕ-ЭТО СЕРДЦЕ. Идем к домику «СЕРДЦЕ».
7. Домик «СЕРДЦЕ». На каждом стульчике сидят детеныши диких животных. В качестве приза всем взрослым и детям умная ласковая колыбельная «Гаснут, как фонарики огоньки последние…». Дети качают и поют.
КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. ПСИХОЭНЕРГОПЛАСТИКА,
Я открыла для себя мысль о преобладании развития зрительного анализатора много лет назад. Но мы все разного плана развития. У каждого в приоритете разные анализаторы. Пособия этого плана находятся сами или их делаем я, мамы и дети из различного материала. Используем минимум атрибутов. А еще- всегда составляем мнемотаблицу, иногда интеллект-карту. ВСЕ ПОД РУКОЙ ДОЛЖНО ПОМОГАТЬ. Главное – замотивировать, детям знать сюжет и обрести в руках фигурки или даже просто бумажки с самостоятельно нарисованными предметными картинками. Результатами использования этих приемов в развитии связной речи наших детей являются:
-повышение концентрации внимания, которое, как правило, у детей с нарушениями речи очень неустойчивое ;
-повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса , формирование правильного лексико- грамматического строя речи;
-формирование навыков связной речи с прослеживанием логики событий и изображение схематично ;
-развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
-положительная динамика в развитии памяти, где ребенку нужно запомнить и правильно употребить словесно;
-активизация мыслительной деятельности, где ребенку необходимо разрешить ситуацию и объяснить словесно;
--снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны.
Сюжет всегда сопровождается речью. Ребенок не знает, что ОН НЕ УМЕЕТ говорить. Речь проистекает сама. Активно, как получается. Логопед последовательно из занятия в занятие речь корректирует. Это очень интересная и в речевом плане активная практическая совместная работа. Именно это я с ребятами и применяю много лет. Меняются материалы, жизнь и пособия становятся краше. Появилась возможность видео. Успехами хотелось поделиться.
Я рассказала лишь о моем видении использования человеком всех анализаторов. Хочется находить интересное воплощение этой темы.Думаю возможно и вам создать свою собственную модель сенсорной интеграции … Дети помогают делать ВСЕ. А если сделали САМИ, то и САМИ могут рассказать! Моим давним девизом и руководством к деятельности с институтских времен служит высказывание Л. С. Выгодского: «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-то деятельности, ЗАИНТЕРЕСУЙ его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что ОН ГОТОВ к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее. Тогда учащийся будет ДЕЙСТВОВАТЬ САМ. Преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дикие животные весной"
Целями данного конспекта является систематизация и обобщение знаний детей о диких животных и их детёнышах, а также развитие грамматической стороны речи, психических процессоов....
Конспект логопедического занятия Дикие животные. Формирование лексико-грамматических категорий.
Конспект логопедического занятия разработан для старших дошкольников с ОНР III-IV уровня....
Конспект образовательной деятельности по развитию лексико - грамматических категорий с использованием обучающих структур Сингапурской методики на тему "Дикие животные" в старшей логопедической группе
Конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в старшей логопедической группе....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить испол...
Конспект логопедического занятия в группе детей 6-7 лет по развитию лексико-грамматических категорий по теме "Дикие животные"
Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Дикие животные"...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».
Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....
Конспект занятия на развитие лексико-грамматических категорий на тему :"Дикие животные"
Уточнить и закрепить знания детей о диких животных....