Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.
Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Закрепить образование множественного числа существительных. Закрепить умение использовать в речи существительные в косвенных падежах.
Коррекционно - развивающие задачи: Развивать слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление, общую моторику.
Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать интерес к природе родной страны.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Занятие с использованием ИКТ», снежинки, предметные картинки, письмо от Незнайки, наборы цифр от 1 до 5 для каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.
Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Закрепить образование множественного числа существительных. Закрепить умение использовать в речи существительные в косвенных падежах.
Коррекционно - развивающие задачи: Развивать слуховую память, зрительное внимание, логическое мышление, общую моторику.
Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать интерес к природе родной страны.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Занятие с использованием ИКТ», снежинки, предметные картинки, письмо от Незнайки, наборы цифр от 1 до 5 для каждого ребенка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Ребята, давайте начнем нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра. А теперь посмотрите на экран и скажите, кого вы узнали?
На экране появляются силуэты диких животных.
- Я узнал лису.
- Я узнала волка.
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?
- О животных.
- Как называют животных, которые живут в лесу?
- Дикие животные.
- Почему этих животных называют дикими?
- Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилище и добывают пищу, боятся человека и могут напасть на него.
II. Основная часть.
1. Игра «Назови детеныша».
На экране Дед Мороз едет на тройке с подарками.
- Скоро Новый год и Дед Мороз торопится развести подарки всем малышам. Давайте вспомним названия детенышей животных и напомним Дедушке Морозу, кто его ждет в зимнем лесу. Я начну предложение, а вы его продолжите.
- Лиса живет с маленьким… (лисенком).
- Волчица живет с маленьким …
- Зайчиха живет с маленьким …
- Лосиха живет с маленьким …
- Белка живет с маленьким ...
2.Упражнение «Скажи во множественном числе».
На экране лес, занесенный снегом, несколько снежинок закрывают жилища животных.
- Дед Мороз не может подарить подарки детенышам животных, он не видит вход в их жилище. Давайте найдем такую же снежинку на ниточке, как в верхнем левом углу экрана и выполним задание. Если мы справимся, снежинка растает и детеныш получит подарок.
Дети находят снежинку. Воспитатель читает задание.
- Я прочитаю предложение об одном животном, измените его так, чтобы в нем говорилось о нескольких животных.
В лесу живет заяц. - В лесу живут зайцы.
В берлоге спит медведь. - …
На дереве сидит белка. - …
На охоту вышел волк. - …
По тропе идет лось. - …
Логопед оценивает ответы детей, снежинка исчезает и открывает дупло белки.
III. Физкультминутка.
- Бельчонок получил свой подарок. Найдите снежинку такую же, как в нижнем левом углу экрана. Я буду читать задания о животных, а вы выполняйте движения.
Медведь по лесу идет, ветки ломает, кусты гнет. | Дети идут вперевалочку. |
Волк зимой холодной ходит злой, голодный. | Идут, высоко поднимая колени. |
На лесной полянке скачут быстро зайки. | Прыгают. |
Рога раскинув широко, лось ходит по лесу легко. | Спокойная ходьба. |
Снежинка исчезает и открывает логово волка.
IV. Закрепление полученных знаний.
1. Игра «Один, два, три, четыре, пять — надо всех пересчитать».
- Волчонок получил подарок, но за снежинкой в верхнем правом углу кто-то ждет Деда Мороза. Поможем лесному детенышу?
Дети находят снежинку, к ней прикреплен конверт с заданием.
Логопед раздает детям по картинке с изображением дикого животного и наборы цифр от 1 до 5. Предлагает слева от картинки положить цифру 1 (2, 3, 4, 5) и назвать дикое животное с этим числом.
- У меня один заяц.
- У меня три лисы.
- У меня два волка.
- У меня четыре лося.
Снежинка исчезает, открывает ель, под которой укрывается семейство лосей.
2. Игра «Поправь Незнайку».
- Вот и лосенок получил подарок. В нижнем правом углу кто-то грустит. Помогите ему.
Дети находят парную снежинку на ниточке, с конвертом от Незнайки.
- Смотрите это письмо от нашего знакомого. Как его имя?
- Его зовут Незнайка?
- Почему он получил такое имя?
- Когда его о чем-то спрашивают, то он отвечает: «Не знаю».
- Незнайка рассматривал альбом с фотографиями диких животных и составил предложения о них. Вот послушайте и скажите, все ли он выполнил правильно?
- В лесу живет много медведи и волки.
- В лесу живет много медведей и волков.
- Пять волки собрались в стаю.
- Пять волков собрались в стаю.
- На поляне пасется стадо олень.
- На поляне пасется стадо оленей.
- Зимой в своих жилищах спят все медведь и все еж.
- Зимой в своих жилищах спят все медведи и все ежи.
Снежинка открывает вход в нору лисицы.
3. Упражнение «Назови ласково».
- Лисенок получил подарок. Найдите снежинку такую же, как в середине экрана. Чтобы малыш дождался свой подарок, мы должны названия диких животных проговорить в уменьшительно - ласкательной форме.
Волк – волчок Бобренок - бобреночек
Белка - … Рысенок - …
Заяц - … Медвежонок - …
Барсук - … Лосенок - …
Еж - … Мышонок -…
4. Упражнение «Подумай и скажи».
- Нам осталось выполнить последнее задание. Найдите снежинку, такую же, как на экране. В конверте лежат картинки животных. Придумайте предложения про этих животных. Но помните называть животное надо в уменьшительно – ласкательной форме.
При затруднении логопед задает наводящий вопрос и просит ответить полным предложением.
- Лисичка бежит по снегу.
- Зайчик боится волка.
- Ежик зимой спит в норе.
- Белочка грызет орешки.
- Барсучок уснул до весны.
5. Упражнение «Жилище дикого зверя».
- Рысенок получил свой подарок. И все вышли поблагодарить Деда Мороза.
На экране появляются детеныши животных.
- Напомните, как называется жилище у волчонка?
- Волчонок живет в логове.
- Где зимует бельчонок?
- Бельчонок зимует в дупле.
- Где ночуют лоси?
- Лоси ночуют в кустах под деревьями.
- Где прячется лисенок?
- Лисенок прячется в норе.
V. Итог занятия.
- Что новое и интересное вы узнали сегодня?
- Мы узнали, кому Дед Мороз в лесу подарил подарки.
- Дома расскажите родителям, как вы помогали Деду Морозу, какие задания выполняли.
На экране появляется Дед Мороз, который уезжает из леса.
- Вы сегодня помогли диким животным. Попрощаемся с Дедушкой Морозом и будем ждать встречи с ним у нас в детском саду.
На экране картинка медленно уменьшается и исчезает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НООД по теме: «Домашние животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данное занятие является обобщающим знания детей по теме "Домашние животные" и предполагает использование мультимедийного оборудования....
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме «Сокровища царицы Математики» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Ход НОД:Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...
Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....
Планирование по лексической теме "Дикие животные" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Планирование недельное включает коррекционную работу, планирование организованной образовательной деятельности и повседневной работы в старшей логопедической группе....
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....