Конспект логопедического занятия Дикие животные. Формирование лексико-грамматических категорий.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект логопедического занятия разработан для старших дошкольников с  ОНР III-IV уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» ЗАТО г. Заозерска Мурманской области

Конспект логопедического занятия

 «Дикие животные. Формирование лексико-грамматических категорий»

Автор  -  учитель-логопед Ганзя Александра Борисовна.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнять и активизировать словаря по теме «Дикие животные»;
  • расширять представления о жизни диких животных зимой;
  • совершенствовать грамматический строй речи (закреплять навык употребления в речи притяжательных прилагательных, предлогов, имеющих пространственное значение, существительных в дательном падеже; закреплять навык образования существительных с помощью суффиксов –онок (ёнок)- ).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать воображение;
  • развивать навык координации речи с движением;
  • учить регулировать силу и длительность выдоха;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать внимание и память;
  • развивать тактильную чувствительность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • формировать навыков сотрудничества;
  • воспитывать   доброжелательности.

Место занятия в учебном плане – одно занятие в неделю (согласно Рабочей программе) по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Дикие животные».

Форма организации – подгрупповая.

Категория детей:

  • возраст  (группа) – 6-7 лет (подготовительная);
  • логопедическое заключение – ТНР: ОНР III - IV ур.р.р.

Формирование предпосылок УУД.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

- способность к мобилизации сил и энергии

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- контроль и оценка  результатов деятельности

  •  оценка действий партнера

- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Оборудование: комплект MIMIO (мультимедийный проектор, доска, стилус, приставка); аудиозаписи: шум вьюги, хруст веток, лай лисы и др.; декорации для  зимнего леса: ёлка, сугроб, снежный ком и другие; игрушки-дикие животные (исключая медведя); карточки с контурами хвостов диких животных и цветные карандаши по количеству детей; карточки со следами диких животных по количеству детей.

Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие.

Мотивационно-проблемный этап.

  1. Организационный момент.

                Под шум метели дети заходят в группу. Группа оформлена как зимний лес.

- Ребята, какие звуки можно услышать в зимнем лесу?

Дети отгадывают неречевые звуки (скрип снега, лай лисы, хруст ломающихся веток и др.)

  1. Введение в игровую ситуацию.              

 - Ребята, кто следит за порядком в лесу? (лесник).

Лесники очень внимательные и могут заметить животных, даже если они прячутся. Мы сегодня превращаемся в лесников и отправляемся в лес.

На доске появляется изображение с наложенными друг на друга контурами диких животных: лисы, зайца, лося, волка, белки, оленя  и медведя.

- Посмотрите внимательно. Каких животных вы видите? А кто здесь лишний? (медведь) Почему? (Медведь зимой спит в берлоге.)        

Деятельностный этап.

  1. Прогулка в зимний лес. Игра «Прятки».

Логопед предлагает детям погулять по зимнему лесу.  Прячет животных-

игрушки.

- Куда спряталась лиса? (за сугроб) А волк? (за дерево) и т.д.

- Откуда выглядывает заяц? (из-за ёлки) и т.д.

  1. Игра «Следы».

Все подходят к ёлке. Около ёлки следы.

- Чьи это следы? (волчьи) Ребята, возьмите со стола один конверт,

внимательно рассмотрите следы диких животных и отнесите карточку к тому, кто их оставил.

Каждый ребенок рассказывает, чьи следы были у него на карточке. Все

        обсуждают ответы.

  1. Динамическая пауза. Речь с движением.

        

Зимним днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

Спокойно идут по кругу.

За мамой лосихой топал лосёнок.

Идут, громко топая.

За мамой лисицей крался лисёнок.

Крадутся на носочках.

За мамой ежихой катился ежонок.

Идут «гуськом».

За мамой медведицей шёл медвежонок.

Идут вперевалку.

За мамою белкой скакали бельчата.

Прыгают.

За мамой зайчихой – косые зайчата.

Скачут как зайцы.

Волчица вела за собою волчат.

Идут, растопырив пальцы.

Все мамы и дети напиться хотят.

Идут в круг, «пьют» из ладошек.

        

  1. Дыхательная гимнастика.

                - Ребята, подул ветер, в небе закружились снежинки. Чья снежинка улетит         дальше?

                Дети берут бумажные снежинки, становятся на одну линию и одновременно         дуют на них. Смотрят, чья улетела дальше.

  1. Игра «Чей хвост?»

                На экране появляются контурные изображения хвостов животных. Дети         садятся за столы, отвечают на вопросы и обводят у себя на листочках хвосты         нужным цветом. Один ребенок выполняет задание у доски, пользуясь стилусом.

                - Чей это хвост? (например, лисий) Каким цветом нужно обвести лисий         хвост? (оранжевым) и т.д.

                После выполнения задания еще раз проговаривают словосочетания.         Например, это рыжий лисий хвост.

  1. Игра – соревнование «Назови семейку».

                - Ребята, сейчас посмотрим, а сможете ли вы ответить на мои вопросы.         Возьмёте с подноса фишки и разделитесь на две команды. Я буду задавать вопрос и         бросать снежный ком. За каждый правильный ответ команда получает очко.         Посмотрим, кто выиграет.

                - У лисы детеныш кто? (лисенок) Мама - лиса, а папа кто? Лис, лиса,         лисенок – чья это семья? (лисья) и т.д.

  1. Беседа о труде лесника.

                - Что делает лесник? (следит за численностью животных, подкармливает)         если лесник найдет животное, попавшее в капкан. Что он сделает? Если найдет         осиротевшего детеныша?

  1. Упражнение «Кому что?».

                - Каждый лесник должен знать, чем питаются дикие животные. Накормите         зверей.

                Дети подходят к рюкзаку, достают из него предметы и рассказывают, кому         нужна эта еда.  Например, кора нужна зайцу.

  1. Выход из игровой ситуации.

                - Кажется, мы с вами  заблудились. Нет? Тогда расскажите, как добраться         домой.

                На экране появляется план, по которому можно добраться до дома лесника.         Дети рассказывают: «Нужно от сосны пойти вперед, перед березой повернуть         налево, дойти до большого сугроба и повернуть направо и т.д.»

Рефлексивный

  1. Итог.

                - Где мы сегодня гуляли? Кого встретили? Что понравилось больше всего?         Что не понравилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ"

Конспект разработан на старший дошкольный возраст. Материал подобран в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект логопедического занятия "Дикие животные наших лесов или Приключения Вредины"

Конспект итогового логопедического занятия "Дикие животные наших лесов или Приключения Вредины"...

Конспект логопедического занятия "Дикие животные наших лесов"

Документа содержит конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дикие животные наших лесов. Автоматизация звука [л] во фразах", приложение к конспекту, включающее арьтикуляционн...

Конспект логопедического занятия "Дикие животные зимой"

Лиса.Т. ПатракееваВы не видели в лесуЯрко-рыжую лису?Эта рыжая плутовкаСлед свой прячет очень ловко,То по веточкам пройдёт,То обратно повернёт.Не распутать этот след –Ни конца, ни края нет.Тольк...

Подгрупповое логопедическое занятие на тему: Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Космический гость»

Цель: формирование лексико-грамматической и связной стороны речи.Задачи:-развитие фонематических представлений, определение места звука в слове;- упражнять в составление предложений;-упражнять в согла...

Конспект логопедического занятия "Дикие животные наших лесов" в подготовительной группе.

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения де...