Конспект занятия "Секреты звука Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Секреты звука Р»
Цель: учить правильно произносить звук (Р) механическим способом.
Задачи:
1. Упражнять в определении наличия и места звука;
2. Способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
3. Создать условия для развития фонематических процессов;
4. Развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.
5. Воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.
Ход занятия
Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
- Вспомним правило.
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук «р».
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы продолжим работу над звуком «р» и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика «Весёлая прогулка язычка».
- Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. (Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. Повторить 8–10 раз).
- Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. (Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. Повторить 8–10 раз).
- Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. (Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. Повторить 10–15 раз).
- Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. (Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. Повторить 8–10 раз).
- Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. (Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. Повторить 10–15 раз).
- Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. (Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. Повторить 10–15 раз).
- Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. (Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. Повторить 10–15 раз).
- Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. (Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.).
- Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.).
Основной этап.
1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.
- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!
-Посмотри на меня как я произношу звук «р».
- Какое положение принимают губы? (губы открыты)
- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)
- Когда ты произносишь звук «р», есть преграда во рту? (да)
- Значит, какой это звук?
- Гласный или согласный (согласный)
-Глухой или звонкий? (звонкий)
- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)
- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)
2. Физкультминутка «Ромашка».
Ромашка на кармашке
(сжимать и разжимать кисти рук на уровне груди)
У маленькой Наташки.
(развести руки в сторону)
А в кармашке у Наташки.
(ритмично хлопать по бёдрам)
Разноцветные стекляшки.
(делать «фонарики»)
3. Упражнения на дыхание. Работа с тренажёром «Аэробол».
-Для правильного произношения звука «р» нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью тренажёра «Аэробол». Помоги шарику подняться вверх и обратно опуститься на место. Постарайся сделать длительный плавный выдох.
4. Постановка звука «Р» механическим способом от сохраненной фонемы «Д».
- Замечательно получилось!
-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд д-д-д-д (В это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука «Р»).
5.Развитие фонетического слуха.
- Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; о; э; р; з; а; и; к; р; м.
- Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: да-ра-ма-кы-ры-два-дра.
- Подними руку, если услышишь звук Р в словах: трамвай, автомобиль, кран, ракета, поезд, троллейбус.
6.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР
- Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:
ДР…А – ДР…А – ДР…А
ДР…О – ДР…О – ДР…О
ДР…У – ДР…У – ДР…У
ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы
(во время выполнения упражнения производим колебательные движения ватной палочкой).
Заключительный этап.
1. Физкультминутка
Дружно хлопнем мы в ладоши
(хлопать)
Дружно топнем мы ногой
(топать)
Всё во что мы здесь играли
Мы запомнили с тобой.
Говорим мы: «До свидания!»
Возвращаемся в группу.
2. Итог занятия
- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук «Р»)
-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)
-Дай характеристику этому звуку (Звук «Р» – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)
3. Домашнее задание
- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью ватной палочки.
Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.
- Спасибо тебе за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...