22.02.2023 г. Конспект открытого логопедического занятия "Путешествие по стране Правильной речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
коррекция дефектов устной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в игровой и учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_strane_pravilnoy_rechi.docx | 926.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого логопедического занятия
"Путешествие по стране Правильной речи"
Цель занятия: коррекция дефектов устной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в игровой и учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знания о звуках, дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закреплять артикуляцию звуков; соотносить звуки и буквы с символами. Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия, звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма. Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи; улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок. Развитие логического мышления. Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу. Профилактика дисграфии.
Оборудование:
Разрезные картинки, раскраски с изображением букв, цветные карандаши, картинки на звук [р], [л], магнитная доска, магниты, буквы и слоги для составления слов, презентация, логопедические пособия (сделанные своими руками), индивидуальные зеркала.
1 часть: Вводная
Ход занятия:
(слайд 1) Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Скажите, с каким настроением вы пришли на занятие? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения. Молодцы, ребята.
(садятся на свои места)
Логопед: Все вы занимаетесь на логопедических занятиях. Вы учитесь правильно произносить звуки, слышать звуки, различать похожие звуки, вы учитесь чётко и понятно говорить. Давайте посмотрим, как мы это умеем.
Логопед: Я приглашаю вас совершить путешествие по стране Правильной речи. Красивую речь приятно слушать, вы согласны? А какую речь можно назвать красивой?
(ответы детей)
Логопед: Итак, мы отправляемся в путешествие по стране Правильной речи. А на каком транспорте можно путешествовать?
(ответы детей)
Логопед: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить - не шуми,
Только руку подними.
Мы с вами отправимся в путешествие на паровозике. Итак, в путь! Ту-ту!
2 часть: Основная
(слайд 2) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 3) Станция Гимнастическая Звучит цирковая музыка
Логопед: Мы прибыли на станцию «Гимнастическую» и сейчас будем выполнять гимнастику для наших губ и язычков.
Цель упражнения: Развитие артикуляционной моторики.
- «Заборчик»
- «Вкусное варенье»
- «Чашечку»
- «Горочка»
- «Часики»
- «Чистим зубки»
Логопед: Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждёт станция «Загадок». Вперед!
(слайд 4) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 5) Станция Загадок
Логопед: Мы прибыли на станцию «Загадок». Потренируем смекалку, сообразительность, ум.
Цель упражнения: Развитие умения слушать и слышать, понимать фразу.
(слайд 6)
РА! РА! РА!
РА! РА! РА!
Дом собаки - ... (конура)
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Нитку вдели мы в ... (иглу)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Футболист бьёт по ... (мячу).
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
В дождь наденем мы ... (плащи)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Точим нос ... (карандаша)
ЖУ-ЖУ-ЖУ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ -
Волк не страшен лишь ... (ежу)
ЦА-ЦА-ЦА,
ЦА-ЦА-ЦА -
Есть у палки два ... (конца)
Логопед: Мы снова отправляемся в путь. Давайте будем произносить звуки, похожие на движение поезда!
(слайд7) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд8) Станция Звуковая
Цель упражнения: Умение различать речевые и не речевые звуки.
1 задание – сейчас вы услышите разные звуки, вам нужно узнать кто кричит или что звучит…
(включаются поочередно фонограммы, дети называют)
Цель упражнения: Развитие фонематического восприятия.
2 задание – сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [ш], топнуть ножкой 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [ж]:
- ужи-уши, шарил-жарил, тужил-тушил, шалил-жалил
А теперь, нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [с], топнуть ножкой 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [ш]:
- со звуком [с]: крыса – крыша, шутки – сутки, уши – усы, мишка – миска
Цель упражнения: Формирование навыка звукового анализа.
3 задание – дети по очереди называют слова, в которых есть звук «р».
Цель упражнения: Развитие звукового анализа.
4 задание – я буду читать вам предложения, а вы внимательно слушайте – все ли слова я буду правильно говорить. Если какое-то слово я произнесу неправильно, то вы должны исправить ошибку.
- Над цветком кружит и жужжит зук.
- Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку.
- В обед вся наша семья собирается за большим штолом.
- Перед обедом обязательно вымой луки.
Цель упражнения: Формирование навыка звукового анализа.
Дифференциация звуков.
5 задание – каждому учащемуся предлагаю картинки. Определите, в названии каких картинок есть звук [р], а в каких звук [л]. Мы будем прикреплять картинки под соответствующими буквами на магнитную доску.
Логопед: Мы отправляемся к следующей станции. Вперед!
(слайд 9) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 13) Станция Ловкие пальчики
Цель упражнения: Развитие мелкой моторики.
Задание 1.
Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук.
возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза
Вот ладошечки шуршат,
потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат.
потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей,
хлопки
А теперь ты их согрей.
ладони на щеки
К путешествию готовы?
кулаки на коленях
Да!
руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова:
вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет.
руки вытянуты в стороны, ладони напряжены
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.
ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз
Едет поезд,
ребром ладони двигаем по коленям или по столу
Колеса стучат.
кулачки стучат по коленям или по столу
В поезде много веселых ребят.
подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени или на стол
Цель упражнения: Развитие логического мышления.
Задание 2. Давайте продемонстрируем ловкость наших пальчиков, ребята, вы должны собрать картинку и правильно назвать то, что на ней изображено.
Цель упражнения: Профилактика дисграфии.
Задание 3. А сейчас ваши ловкие пальчики будут раскрашивать буквы. Через минуту вы должны будете представить раскрашенную букву и назвать её.
Логопед: Впереди нас ждёт станция «Чистоговорок». Ту-ту!
(слайд 14) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд10) Станция Физминутка
Цель упражнения: Развитие общей моторики, координированность движений, чувство ритма.
(слайд 11)
Физминутка «На лугу»
Мы по лугу прогулялись
И немножко запыхались.
(Ходьба на месте).
Встанем, глубоко вздохнем,
(Движения по тексту).
Упражнения начнем.
Руки в стороны, вперед,
(Махи руками в стороны, вперед).
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
(Приседания).
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Вот как дружно хлопаем
(Хлопки в ладоши).
И ногами топаем!
(Топанье ног).
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
(Ходьба на месте).
Логопед: Мы отправляемся к следующей станции. Поехали!
(слайд 12) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 15) Станция Чистоговорок
Цель упражнения: Развитие всех сторон речи ребенка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматика, связная речь) Автоматизация, дифференциация звуков.
Логопед: Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки. Я буду внимательно следить, кто произнесёт скороговорку лучше всех.
(слайд 16)
Са-са-са – вот летит оса.
За-за-за – бегает коза.
Ши-ши-ши – наши малыши.
Жа-жа-жа – иголки у ежа.
Чу-чу-чу – чаю я хочу.
Цо-цо-цо – на пальце кольцо.
Лы-лы-лы – мы ещё малы.
Ру-ру-ру – будем мы играть в игру.
Логопед: Мы снова отправляемся в путь. Поехали!
(слайд 17) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 18) Станция – Словарная
Цель упражнения: Развитие связной речи.
Логопед: Мы прибыли на станцию словарная. Я раздам Вам конверты, а Вы должны:
1 задание – составить слово из букв.
2 задание – составить слово из слогов.
Логопед: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы снова отправляемся в путь!
(слайд 19) Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
3 часть: Заключительная
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Красивой речи. Ребята вам понравилось путешествие. А на каких станциях мы побывали и что вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
Логопед: Посмотрите, ребята с каким настроением вы пришли на занятие. А сейчас у Вас изменилось оно или осталось прежним? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения. Молодцы, ребята. (садятся на свои места).
(слайд заключительный)
Логопед: Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить, и научиться слушать собственную речь. Говорите правильно и красиво!
Самоанализ
открытого логопедического занятия
по теме: "Путешествие по стране красивой и правильной речи"
Логопедическое занятие, проведенное мною в подготовительной логопедической групе, направлено на профилактику и коррекцию дефектов устной и письменной речи детей, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.
У детей отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произвольной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения устной и письменной речи очень часто встречается у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения детей группы (ОНР 2 и 3 уровня), особенности психического развития детей дошкольного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка.
Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Цель занятия: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знания о звуках, дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закреплять артикуляцию звуков; соотносить звуки и буквы с символами. Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия, звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма. Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи; улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок. Развитие логического мышления. Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу. Профилактика дисграфии.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений.
Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествуя на паровозике по станциям, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети произносили изолированные звуки, затем слоги и слова с изучаемыми звуками.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физминутка, которая отражала тематику занятия: развитие общей моторики, координированность движений, чувство ритма.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия (в том числе и сделанные руками учащихся), дидактический раздаточный материал, и ТСО. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.
На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого музыкального занятия "Путешествие в страну музыки"
Дети отправляются в страну Музыки, во время своего путешествия выполняют музыкальные задания....
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКА Р"
иаМесто работы : МБДОУ д/с «Радуга» р.п. Лысые ГорыВоспитатель подготовительной группы. МБДОУ, д/с «Радуга» .Конспект для детей подготовительной группы 5-6 летСписок литературы :1. А...
Конспект открытого познавательного занятия «Путешествие в страну С. В. Михалкова» для родителей воспитанников средней группы ДОУ.
Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания детей о творчестве С.В.Михалкова в форме игрового путешествия....
Конспект открытого музыкального занятия "Путешествие в страну Витаминов"
Если хочешь быть здоров,ешь побольше витаминов!...
Конспект открытого итогового занятия "Путешествие в страну знаний"
Итоговое интегрированное занятие по речевому развитию, познавательному развитию в подготовительной группе....
Конспект открытого музыкального занятия " Путешествие в страну музыкальных инструментов"
Для старшего возраста...
Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну знаний»
Развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми...