Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ФФНР "Научи меня рычать"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Андреева Ирина Анатольевна

Автоматизация звука всегда трудоемкий процесс для детей, упражнения и игры в логопедическом занятии помогают весело и интересно проводить коррекционную работу по закреплению звука [р] в словах и в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_avtomatizatsii_zvuka_r_v_slovah.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Составитель: Андреева Ирина Анатольевна,  учитель-логопед

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи.

        

Тема: «Научи меня рычать».

Цель:  автоматизация звука [Р] в словах, в предложении

Задачи: 1. Образовательные:

- формировать слуховой и моторный образ звука  [Р];

- автоматизировать звук [Р] изолированно, в слогах, в словах, предложениях;

- активизировать словарь детей по теме «Животные»;

- уточнить название детенышей животных;

- закрепить деление слов на слоги;

- учить подбирать однокоренные слова к слову «рыба».

           2. Коррекционные:

- развивать мимику, используя психогимнастику.

- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику;

- развивать внимание и мышление;

- развитие навыка звукового анализа и синтеза

            3. Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

Оборудование:.

Щенок Мухтар – перчаточная кукла, мимический кубик, артикуляционный кубик, схема анализа артикуляции звука, схема  характеристики звука, схема самомассажа языка,  мяч, дид. игра «Телевизор», озеро, удочка,  колокольчики,  картинки (в траве гитара, в траве карандаш и т.д.), пособие «Зоопарк», зеркала, вата, макет города Красивой речи, цветовые фишки для звукового анализа слова, звуковички, элементы буквы Р.

Ход занятия

  1. Орг. момент (дети стоят в кругу)

                            Ребята с каким настроением вы пришли в детский сад? (ответы детей)

                            Игра с мимическим кубиком (ловят кубик и выполняют

                            психогимнастику)    

«Нужно говорить всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Вспомнить обязательно,

Что учили на занятиях!»  

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите признаки зимы (стало холодно, морозно,  идет, снег, метет метель и т.д. В какие зимние забавы вы играете зимой?(играют в снежки, катаются на лыжах, санках, с горки, лепят снеговика и т.д.)

Давайте с вами выполним самомассаж «Снеговик»

2. Самомассаж биологических активных зон «Снеговик»

Раз, два, раз , два –

Лепим мы снеговика

Имитируют лепку снежков

Мы покатим снежный ком

Кувырком, кувырком.

Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева.

Мы его слепили ловко

Проводят пальцами по щекам сверху вниз

Вместо носа есть морковка,

Растирают указательными пальцами крылья носа.

Вместо глазок –угольки,

Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб.

Ручки – веточки нашли

Трут ладонями друг о друга.

А на голову – ведро.

Раздвигают указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирают точкиперед ушами и за ними.

Посмотрите, вот оно!

Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.

3. Сообщение темы

Ребята к нам сегодня в гости пришел щенок, а зовут его - Мухтар. Он еще очень маленький,  поэтому он не умеет рычать, но очень хочет научиться.  А для этого ему надо попасть в город Красивой речи в гости  к звуку, а к какому вы должны отгадать загадку и определить последний звук в отгадке:

Почему-то не до игр,

Если рядом бродит ….          (тигр)

Правильно, Мухтар хочет отправится в гости к звуку [Р] и просит  вас отправится с ним в дорогу. Но дорога в город Красивой речи  очень трудная, Мухтару одному не справится. Поможем ему?

Но прежде, чем  нам идти в город Красивой речи,

Мы должны показать, как умеем выполнять артикуляционную гимнастику.

4. Артикуляционная гимнастика (с использованием артикуляционного кубика)

Губы: Улыбнемся мы лягушкам.

Губы тянем прямо к ушкам.

Угостили нас вареньем,

Все в хорошем настроенье.

Язык:   Упр. «Лопатка»

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

              Самомассаж языка (с использованием схемы)

Упр. «Маляр»

Пригласили маляра,

Красить стены нам пора.

Упр. «Грибок»

Язык к небу поднимаем

И грибочек получаем.

                                 Воздушная струя: упр. «Фокус»

5. Автоматизация звука [р] изолированно.

Давайте покажем  Мухтару как мы с вами  научились

 рычать: давайте  покажем р-р-р

И расскажем, что мы уже знаем про звук Р

6. Анализ артикуляции звука  и его характеристика (используя схемы)

Вы на схемы посмотрите,

Все о звуке расскажите.

Губы: в улыбке.

Зубы: разомкнуты.

Язык: язык поднят к верху, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик дрожит.

Воздушная струя: прерывистая

                                 Голосок: работает.

- Что еще можно сказать о звуке [р]?

- Звук [р] – согласный (воздух встречает преграду, не тянется), звонкий (голосок работают), твердый (как что …).

Дети из звуковичков.выбирают звук [Р].

7. Работа по развитию  фонематического слуха.

Мухтар принес нам с вами колокольчики и просит поиграть с ним :

Как услышишь звук [р],

Колокольчиком звени.

р-м-н-р-к-г-р-м-н-б-р-к-н-р;

ра-ма-но-ро-ку-гу-ру-мы-ры-ка-ра;

Роза, мама, арбуз, нога, кукушка, гусь, труба.

8. Автоматизация звука в слогах ( с опорой на схемы артикуляции гласных звуков)

Звук [р] сейчас возьмите

К гласным в гости заходите. (выбрать из звуковичков – звук [Р] )

ра-ра-ра             ар-ар-ар

ро-ро-ро            ор-ор-ор

ру-ру-ру            ур-ур-ур

ры-ры-ры          ыр-ыр-ыр

Чтобы в город Красивой речи попасть, давайте ребята вместе с Мухтаром немножко отдохнем и выполним физминутку.

9.Физминутка         Щенок смелый и веселый

Добрый, нежный и здоровый.

Любит, как волчок вертеться

И на солнышке погреться.

Перескакивать, сгибаться,

На коньках любит кататься,

Любит бегать и скакать,

Танцевать и крепко спать.

                 (имитация движений по тексту)

Звуковичок [Р ] приготовил для вас задания и пригласил нас в зоопарк:

10. Пальчиковая   гимнастика  «Зоопарк».

 В зоопарк пойдем скорей

                                                          Много разных там зверей

(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)

и огромные слоны,

(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних – это хоботы)

Уж невиданной длины

(делать волнообразные движения правой рукой)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть ….

Впрочем, всех не перечесть!

 (соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев – это «крокодилова пасть»)

Задание 1.  Давайте посмотрим, какие животные живут в зоопарке? Ребята, а только ли животные живут в зоопарке? (птицы,) Назовите всех животных и птиц  каких вы видите?

(белка, жираф, носорог, обезьяна, кенгуру, крокодил,  страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона, слон, волк, лось и др.). 

А теперь помогите Мухтару выбрать только тех животных, в названии которых есть звук [Р].

(жираф, носорог, кенгуру, крокодил,  страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона,)

  • Игра с мячом «Назовите детенышей животных» –

У кенгуру – кенгуренок

У тигра –

У зебры –

У крокодила –

У страуса-

У рыси -  

11. Работа по развитию навыка звукового анализа

Задание 2.

Игра «Телевизор»  - деление слов на слоги (слова со звуком [р])

  • Выполните с помощью фишек схему слова   - рак.
  • Выложите из элементов букву Р.

Задание 3.

Разминка (подбор слов-родственников к слову рыба).

Давайте закончим стихотворные строчки, подобрав слова в рифму:

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как …     (рыбы).

Я б хвостом махала гибким

И резвилась, словно …    (рыбка)

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая … (рыбешка)

Выплывает корм ища,

Пребольшая …        (рыбища)

«Эх, сорвался мой улов! –

рассердился …          (рыболов).-

рыба не клюет никак,

видно, я плохой …       (рыбак)».

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день …  (рыбачит)

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась   …        (рыбалка)

Давайте поможем Мухтару поймать рыбки из озера.

  • Игра «Рыбалка» (картинки - контуры)

В траве гитара. В траве карандаш и т.д.

  • Составьте предложение со словом  ворона.

12. Итог занятия.  

Спасибо ребята, что помогли Мухтару: он научился рычать, послушайте как звонко он рычит: р-р-р, а также он узнал что звук Р – согласный, твердый, звонкий..

Список литературы:

  1. Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. – Екатеринбург: Издательство “Сократ”, 2000.
  2. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.Е. Громова. – М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2008
  3. Картушина М.Ю. праздники для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2008 (серия «Вместе с детьми».)
  4. Лебедева И.Л   Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Вентана –Граф, 2004
  5. Ярош Е.А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. Екатеринбург: Издательство “Центр Проблем Детства”, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                    Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы с логопедическим заключением - ОНР, 2 уровень речевого развития.

Конспект и презентация разработаны совместо с логопедом  СПб ГБУЗ "Городская поликлиника № 122" Пучковой Верой Анатальевной.Тема: Автоматизация звука (Г) в словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р. Тема: «Пришельцы из космоса».

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р],  знакомство с буквой Р. Задачи:Коррекционно-образовательные:активизация слухового внимания;четкое произнесение и характеристика з...