Семинар-практикум «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях» Презентация лого-игры «Стелла»
материал по логопедии

Рыбакина Евгения Вячеславовна

взаимодействие с педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум №2

«Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду»

«Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях»

Презентация лого-игры «Стелла»

                                                                                        Подготовила:

учитель-логопед

                                                                                                  Рыбакина Е.В.

                                                                                   

«Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях»

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам? Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.

Согласно календарно-тематическому планированию для детей с нарушениями речи  проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.

Следующие темы:

 «Наши права», где детям рассказывается об их правах и обязанностях, закрепленных в законодательных документах.

 «Все профессии важны, все профессии нужны», где формируется понятие о нужности и важности всех профессий. Об уважении к труду людей.

В теме «Мама, папа, я - наша дружная семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.

В темах «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Деревья», «Морские обитатели», «Животные жарких стран», «Цветы» - обращаю внимание детей на красоту и богатство нашей природы. И необходимость бережного отношения к ней.

Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.

Особое внимание уделяется теме о главном празднике для нашей страны «День Победы» Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка, которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Особенно очень важно в наше непростое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей.

Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи. В которую входят следующие направления:

• правильное звукопроизношение;

• лекико-грамматический строй речи;

• обогащение словарного запаса детей;

• развитие связной речи.

Развитие правильного звукопроизношения.

В данном направлении по вышеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения. Например:

Чистоговорки АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ - Родину будем беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.

Пословицы (Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством. Бой отвагу любит. Мир строит, а война разрушает.

Речевые игры (4 лишний, родственные слова)

4 лишний

Снайпер, сапёр, танкист, артист.

Пистолет, генерал, винтовка, ружьё.

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика «Я по городу хожу»

 Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу. Хлопки

Поликлиника, аптека, Сгибают пальцы на обеих руках

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов Разжимать по очереди пальцы

И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей, Стучать пальчиком о пальчик

Город нужен для людей. Хлопки

На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Используются логопедические игры, например:

«Сложи и расскажи»

Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.

Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен.

Словообразование: граница- пограничник, пограничный;

Преобразование прилагательных от существительных: слово – солдат (каша -солдатская. (какая) ремень- солдатский (какой, сапоги — солдатские (какие)

Глаголы (действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.

Обогащение словарного запаса детей.

Подбираем слова –синонимы (Родина — Отечество, Отчизна);

Защитник отечества (солдат, воин, боец);

Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.

Развитие связной речи.

Работая над развитием связной речи мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице, учимся составлять нерифмованные стихи по методу Синквейн, делаем вывод.

Таким образом, на логопедических занятиях мы создаем условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.

Лого-игра «Стелла»

Цель:

  • Формировать целостную картину мира
  • Расширять кругозор детей
  • Развивать познавательную активность детей
  • Формировать интерес к истории и достопримечательностям родного города Ишимбай, республики Башкортостан, России.
  •  Воспитывать нравственную и эмоциональную отзывчивость у детей.

Игра представляет собой настольную конструкцию в виде  башни или памятника, состоящую  из 3 осей и набор картинного материала. Детям предлагается рассортировать данные картинки  прикрепив  их к определенной оси с помощью прищепок.

Пример игры:

Расположить карточки с изображением достопримечательностей города Ишимбай на верхней оси «Стеллы», карточки с изображением достопримечательности города Уфа -  на средней оси «Стеллы», а достопримечательности Москвы – на нижней оси «Стеллы».

https://sun9-26.userapi.com/impf/xRPaTcxsdWLMiJPbJqWwe0cxGRdS3JPI9ey4ag/usm9pKI40rc.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=68fe3e32eedaaebe4d327f58d8b46ad6&type=album https://sun9-24.userapi.com/impg/D7fVuv5HKrPHP4zCB6ALkAvI8QJXyfCuRnIEvA/1dNBHDdhNkE.jpg?size=1040x780&quality=96&sign=8403d0d258dd50352b5ad600282671e5&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Формирование саморегуляции и самоорганизации деятельности у детей дошкольного возраста»

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное ново...

Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....

Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возра...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.Ребенок в семье и обществе.9 мая-День Победы.С чего начинается Родина.Помним.Гордимся.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Ребенок в семье и обществе.9 мая-День Победы.1).Презентация по теме:"Нравственно-патриотическое воспи...

Семинар - практикум «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Методы и приемы формирования связной речи у дошкольников...