25.12.2024 Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопдических занятиях
консультация по развитию речи
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам? Как же объяснить детям для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.
Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskie_chuvstva_.konsultatsiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» с. Становое
консультация для педагогов
на педагогической планерке
Учитель-логопед:
Пыхалова Ю.А.
С. Становое
октябрь , 2024 год
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека - гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам? Как же объяснить детям для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.
Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.
Более эффективно осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по данному направлению следует посредством художественно-эстетического развития как средства воспитания патриотических чувств.
Для начала, для дошкольников нужно создать тёплую, уютную атмосферу, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, смехом, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.
Нравственно – патриотическое воспитание должно пронизывать все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Согласно календарно-тематическому планированию для детей с нарушениями речи проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.
Следующие темы:
«Все профессии важны, все профессии нужны», где формируется понятие о нужности и важности всех профессий. Об уважении к труду людей.
В теме «Мама, папа, я - наша дружная семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.
В темах «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Деревья», «Животные жарких стран», «Цветы» - обращаю внимание детей на красоту и богатство нашей природы. И необходимость бережного отношения к ней. Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.
Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи. В которую входят следующие направления:
• правильное звукопроизношение;
• лекико-грамматический строй речи;
• обогащение словарного запаса детей;
• развитие связной речи.
Развитие правильного звукопроизношения.
В данном направлении по вышеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения. Например:
Чистоговорки АША-АША-АША — Россия — родина наша;
ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ - Родину будем беречь;
ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.
АМА – АМА-АМА – у меня есть мама;
АПА – АПА-АПА– мой любимый папа
На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие памяти и внимания, мелкой моторики.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Используются логопедические игры, например:
«Посчитай медали, правильно согласуя слова», - согласование числительных с существительными;
«Назови ласково»- звезда-звёздочка, солдат-солдатик- отработка уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат (каша -солдатская. (какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)
Глаголы (действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.
2 «Закончи предложение»
Родина у нас одна,
Очень сильная …(она).
Защищает нас … (она).
3 «Узнай из какой сказки герой»
Развитие фонематического анализа и синтеза
«Отгадай, какое слово прячется?»
«Расшифруй слово»- подбор слов к звуковым схемам слов и мн. другое.
Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова -синонимы (Родина — отечество, Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.
Также, в течении дня, общаясь с ребёнком, можно поиграть в такие игры как:
1 Как зовут маму и папу?
2 С кем ты живёшь?
3 В каком городе ты живёшь?
4 Угадай о ком я говорю?
Любимая, заботливая, нежная – мама;
Добрая, ласковая, милая – бабушка;
Младший, непоседливый, драчливый – брат;
Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;
Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;
Добрый, серьезный, умный – дедушка.
Во время динамических пауз можно проводить пальчиковые игры о семье, о родине. Их огромное количество.
Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».
С детьми можно провести такие дидактические игры как:
- Найди флаг России;
- Узнай герб ;
-Назови цвета флага;
- Чей костюм и др. игры.
Совместно с воспитанниками можно составить творческий рассказ:
«Город, в котором я живу».
Поиграть в такие дидактические игры:
- «Узнай, где это находится?»;
- «Угадай, что это?»;
- «На картинку посмотри, ее верно назови» и т.д.
В чтении художественной литературы с детьми мы использовали пословицы и поговорки, народные сказки, стихи и рассказы о природе, о дружбе, о войне.
Таким образом на своих занятиях учитель-логопед ДОУ создаёт условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.
Ежедневно прибывая в познавательной, грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь.
Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, можно также поиграть в народные игры, которые способствуют развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы должны готовить их к этому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста
В презентации рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников: определены задачи, принципы, методы, средства, особенности формирования нравственно- патриотическ...
Особенности формирования нравственно- патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Приложение к одноименной презентации.
Текст консультации для педагогов является приложением к одноименной презентации, но может быть использован самостоятельно. В данной работе рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитани...
формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста
Задачи нравственно – патриотического воспитания:· воспитывать уважение к людям;· воспитывать...
Семинар-практикум «Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста на логопедических занятиях» Презентация лого-игры «Стелла»
взаимодействие с педагогами...
Комплекс методических разработок "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В пособии представлен материал по совершенствованию методов обучения и продуктивного использования современных образовательных технологий, в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребн...
План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год
Развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку...
Конспект занятия по формированию нравственно - патриотической позиции у детей дошкольного возраста
Продолжать работать над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы. Обогащать запас слов, обозначающих названия предметов,...