Семинар - практикум «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Виданова Наталья Витальевна

Методы и приемы формирования связной речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_doshkolnikov_svyaznoy_rechi._rech.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста , как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Диалог – это явление социальной жизни человека. Поэтому для поддержания и развития диалога необходимо владеть следующими умениями: слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Для формирования данных умений необходимо создавать в жизни детей определенные условия, требующие от них активного использования диалогов (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, групповые и семейные традиции, театрализованная деятельность и т.д.).

Развитие диалогической речи осуществляется в основном в повседневной жизни в виде своеобразного диалогического тренинга. Прекрасными моментами для проведения подобного тренинга являются традиции группы (приветствие, подведение итогов дня, прощание, традиционные встречи и т.д.); экскурсии (обязательным моментом любой экскурсии является отработка речевого этикета и культуры поведения); специальная организация детей для выполнения заданий и поручений (парами, подгруппами). Для пополнения речевого оформления диалога используются образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из художественных произведений.

Монолог – это форма связной речи, для которой характерна «длительность и обусловленная его связность, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику, наличие заданности, предварительного обдумывания». Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связных высказываний.

В Программе развитие речи и художественная литература представлены параллельно, значит решать задачи, поставленные перед разделами Программы, мы можем осуществлять в тесной взаимосвязи на занятиях и в режимных моментах. Речь воспитателя должна быть правильной, красивой, богатой и с теплотой, чтобы дети могли воспринимать образец для подражания. Воспитатель может использовать весь арсенал средств для развития связной речи детей.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования дидактических игр и игровых приемов, а именно: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение», «Найди ошибку», «Узнай по описанию» (Например: он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу, еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице).

В процессе обучения планированию высказываний задается схема, называя начало предложения, подсказывается последовательность, способы связи. («Жила-была девочка… Однажды она… А навстречу ей…»). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

В игре «Магазин игрушек» ребенок – покупатель должен описать игрушку, опираясь на схему – модель, а продавец – отгадать, какая эта игрушка и продать ее. Условием получения игрушки кроме описания можно поставить требование: назвать отдел, полку, на которой она стоит. В индивидуальной работе с детьми можно вносить соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»).

Упражнение «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок нарушенной последовательности. Детям предлагается разобрать картинки и разложить их так, чтобы получился рассказ.

В задании «Продолжи рассказ» - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета.

В упражнении «Что пропустили?» расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки, и опять составляется рассказ, затем сравниваются рассказы между собой.

Игровое упражнение «Что сначала, что потом». Участники выставляют правильную последовательность, и составляют рассказ по картинкам.

Игра «Перевертыши» состоит в следующем: по аналогии сочиняется сказка, заменяя только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений, на примере сказки «Красная шапочка».

В игре «Сказочники» используются различные виды театра, вместе с детьми сочиняются уже новые сказки. В своих сочинениях необходимо сохранить описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. В результате речь детей становится грамматически правильной, логичной, последовательной. Дети проявляют интерес к самостоятельному сочинению, придумывая сказки, и пользуются обобщающими словами и понятиями, разнообразными средствами выразительности.

Рассказ по картинке обогащает словарный запас ребенка. Ребенок излагает мысли, проявляет свои чувства. Развивается письменная и устная речь. Учить рассказывать нужно тогда, когда ребенок узнает и называет предметы на картинках. Ребенок должен легко понимать содержание. От простых фраз, состоящих из двух или трех предложений следует постепенно переходить к более подробному описанию. Демонстрация простых картинок с изображением предметов постепенно заменяется показом картинок – сюжетов, с изображением тех или действий.

Цель рассказа по картинке состоит:

  • в подробном рассмотрении и понимании ребенком простых сюжетов;
  • в увеличении словарного запаса;
  • правильное звукопроизношение;
  • усваивать новые слова;
  • обогащать эмоциональность, выразительность речи;
  • умение самостоятельно работать с книжками – картинками.

Работать с ребенком нужно, используя простые сюжеты с несложным содержанием. Необходимо показывать картинки и объяснять, рассказывать. Обязательно должно быть смысловое содержание сюжета. Заботиться надо о пополнении словарного запаса речи ребенка и понимании им слов - обобщений. Очень важно развить мышление и речь ребенка. Знакомство с картинками продолжать более эмоционально, побуждать ребенка к активной речи. Если дети видят картинку первый раз, сначала нужно им предоставить возможность активно и внимательно присмотреться к ней, потом предложить послушать свой рассказ по картинке. При этом нужно следить за детьми, как они реагируют на рассказ. Стараться изменять речь в зависимости от реакции ребят. Некоторые моменты повторять, подтверждать. Если ребенок способен сам рассказать о том, что изображено на картинке, следует поправлять его, задавать вопросы, обобщать.

План рассказа по картинке должен состоять из вступления, основной части и заключения. Рассказ может быть описательным, повествовательным и рассказ-рассуждение.

Текст-описание – это предметы, животные, явления природы. Повествование – изображение события. Рассуждение – причина явлений или событий. Речь и мышление нужно развивать, приучать ребенка хорошо рассказывать по картинке. Также использовать опорные схемы, интеллект карты.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Все это обязательно нужно комментировать обсуждать, оформлять в форме беседы. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя и т.д. Это развивает у ребенка слуховое внимание.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский)

Игры для воспитателей:

Игра 1 «Скажи правильный ответ»:

-Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

-Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

-Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

-Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

-Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

-Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

-Рассказ, сюжет которого развертывается во времени (рассказ повествование)

-Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

-С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

-Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

-Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

-Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Игра 2. Переведите пословицы на русский язык

-Сын леопарда - тоже леопард (Африка) /яблоко от яблони недалеко падает/

-Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

-Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

-Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

-Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

-Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/.

Алгоритм формирования навыка устной связной речи дошкольников:

Подготовительный этап.

1. Звук, его формирование.

2. Слово.

Основной этап.

1.Предложение.

2.Развитие связной речи.

3.Развитие понимания речи;

4.Формирование умения чётко излагать свои мысли:
- с пересказа (услышанного) с опорой на вопросы;
- действия — предметные картинки, денные в последовательности услышанного рассказа;

5.Обучение составлению описания предмета с помощью опорных схем;

6.Организация самостоятельной активной речевой деятельности ребёнка (монологическая речь) через развёртывание программы высказывания в следующей  последовательности:

а) составление плана рассказа при помощи картинок;

б) составление рассказа по опорным словам;

в) составление рассказа по серии картинок;

г) составление рассказа по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности;

д) обучение составлению пересказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям ребёнка.

Заключение

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Уровень развития речи дошкольников различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла.

При рассмотрении картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. Данные занятия расширяют представления детей, запас слов, в том числе слов с противоположным значением, учат правильно и грамотно строить предложения.

На занятиях с использованием серии сюжетных картин, правильно и точно поставленные вопросы, позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании.

Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а впоследствии грамотного построения монолога.

Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти ложится на плечи педагогов. Педагог должен воспитывать своей речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вто­рых, от качества связной речи впрямую зависит ус...

Семинар- практикум в ДОУ "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники"

Семинар позволяет обобщить, распространить опыт работы ДОУ по применению приёмов мнемотехники, дать практические рекомендации молодым педагогам по развитию речи у дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возмо...