семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи
Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_no3_praktika.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
семинар - практикум
Подготовили: учитель-логопед Ефимова Е.М.,
воспитатель Маненкова Т.Н.
Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.
Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. В норме к восьми годам ребенок полностью усваивает грамматический строй языка.
У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является главным педагогическим условием их развития.
Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её рекомендуют использовать как один из основных приёмов в формирование грамматического строя речи. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
-настольно-печатные;
-дидактические;
-подвижные игры;
-сюжетно – ролевые;
-компьютерные игры.
При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.
Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.
Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)
1. Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
2. Игра «Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.
Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.
Ход игры:
Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?
Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.
3. .Игра «Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа
Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.
Ход игры:
Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
(Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.
ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.
Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.
4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
5. Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ;
Стучать… ., строгать… ., сверлить…. , резать…. , копать… ., подметать… .,
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем)
-Пончик намазывает (что? чем)
-Винтик грозит (кому чем)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем)
6. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос: «О ком (чем) заботятся дети? ».
7. Игра «Что делают птицы»
Цель: Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.
Оборудование: картинки ласточки и скворцов.
Ход игры:
Воспитатель: Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.
8. Игра «Морские сокровища»
Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.
9. Игра в лото «Два и пять»
Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа .
Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
10. Игра «Займи свой домик»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.
Ход игры:
Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками .
11. Дидактическая игра «Три рейки».
Цель: определение рода имени существительного.
Оборудование: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо) .
Ход игры:
Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.
12. Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет) ;
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит) ;
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) ;
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) ;
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит) .
Игры на развитие грамматического строя речи
Задание №1.
Дать «ласковые имена»:
Валя-Валечка Вася Соня
Саша-Сашенька Даша Ира
Люда Катя Аня
Зина Рая Сима
Серёжа Миша Костя
Дима Наташа Вера
Задание №2.
Покажи на себе и на кукле и назови:
Голова-головка Лоб Уши
Нога - ножка Затылок Губы
Рука Щёки Пальцы
Спина Глаза Ногти
Живот Брови Ресницы
Шея Нос Язык
Задание №3.
Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много.
Огурец - огурцы
Баклажан - ... Редька - ... Помидор - ... Кабачок - ... Редиска - ... Боб - ... Тыква - ... Патиссон - ...
Задание №4.
Считай овощи до трёх по образцу:
Один помидор, два помидора, три помидора.
Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .
Задание №5.
Проведите игру «Есть - нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».
- У меня есть свежая капуста.
- У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.
Задание №6.
Подбери как можно больше определений к каждому предмету.
Нарисуй в тетради.
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
Задание №7.
Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.
Стол-столик
Булка - ... Стул - ... Чашка - ... Салфетка - ... Тарелка - ... Огурец - ... Конфета - ... Диван - ... Полка - ... Нож - ... Кружка - ...
Задание №8.
Проведите игру с мячом «Один-много».
Яблоко – яблоки
Груша – груши
Слива – сливы
Персик, банан, ананас
Затем проведите игру «Много-один».
Апельсины – апельсин
Абрикосы – абрикос
Помидоры – помидор
Огурец, мандарин, лимон
Задание №9.
Дополнить предложения, изменив слово в скобках.
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода), чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.
В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.
Задание №12.
Подобрать по несколько существительных к прилагательным.
Красные машины, стулья, блюдца.
Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …
Существительные должны быть всех трёх родов.
Задание №13.
Проведите игру «Большой-маленький».
Шапка – шапочка Кофта - ...
Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки
Задание №14.
Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).
Задание №15.
Измените предложения по образцу:
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …
Задание №16.
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Хвост собаки – собачий хвост.
Молоко коровы – коровье молоко.
Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …
Задание №17.
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Шуба из белки – беличья шуба.
Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …
Задание №19.
Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд …
Задание №21.
«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.
Например:
Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.
Задание №22.
Скажи по образцу, какая посуда.
Из стекла – стеклянная.
Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …
Задание №24.
Дай полные ответы на вопросы.
Чем дворник подметает улицу?
Чем медсестра делает укол?
Чем парикмахер расчёсывает волосы?
Чем повар режет морковь?
Чем садовник рыхлит землю?
Чем маляр красит стены?
Чем столяр строгает доски?
Задание №36.
Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.
Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.
Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.
Задание №37.
Изменить по образцу:
Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий
Литература
1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1995. - 95 с.
2. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Сост. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. - М. : 1989. - 280с.
4. Крылова Л. Н., Корц М. А., Кузевич Л. М. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни // Дефектология. № 5. 1978. - С. 65-71.
5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М. : 1998. - 470с.
6. Максаков А. Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 98 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...