Особенности использования логопедических технологий при различных формах заикания
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Александрова Анна Игоревна

 

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Специальный охранительный режим

Рекомендуется резкое ограничение речевых нагрузок или даже полное молчание. Спокойная, несколько замедленная речь в семье, что может способствовать снятию страха и эмоционального напряжения.

Рекомендуется резкое ограничение речевых нагрузок или даже полное молчание. Спокойная, несколько замедленная речь в семье, что может способствовать снятию страха и эмоционального напряжения.

Игра

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.

Дети оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется и потому запрещать такую речь не следует. В процессе игровой деятельности снимается эмоциональное напряжение, снижается фиксация на дефекте. Обогащаются и становятся свободнее возможности невербального общения. Дети этой труппы с удовольствием имитируют особенности поведения разных животных и их общение между собой.

Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр

Дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.

С помощью невербальных игр создаются условия для развитая выразительности жестикуляции и мимики. Постепенно у них формируются умения использовать эти навыки для общения.

Развитие психических процессов

Особое внимание развитие психических процессов уделять не надо.

Особо важно развивать внимание, память, восприятие.

Ритмизация движений и речи

Быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи.

Усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпо-ритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки.

Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся этой группы также крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.

Аутогенная тренировка

Заикающиеся этой группы быстро овладевают расширенной формулой спокойствия, на фоне которой устная речь протекает плавно, без запинок. Их мысленное представление трудных речевых ситуаций сопровождается ярко выраженными вегетативными сдвигами, которые немедленно гаснут при реализации формулы спокойствия. Регулярные занятия аутогенной тренировкой у подростков и взрослых с этой формой заикания способствуют закреплению эффекта логопедической работы и гарантируют длительную ремиссию.

Эффект аутогенной тренировки выражен значительно меньше, чем при невротической форме заикания, а нередко отсутствует вовсе. Заикающиеся этой группы, как правило, не могут овладеть расширенной формулой спокойствия в полной мере. Мысленные представления трудных речевых ситуаций крайне затруднены.

Поэтому лучше ее не проводить.

Моторика

Независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом на завершенность движений, т.е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.

Упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу и не быть длительными по времени.

Двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу. Тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий. Усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда. Сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с заикающимися другой группы.

Артикуляционная моторика

Работа начинается с вызывания по подражанию гласных звуков, логопед старается при этом снять у ребенка излишнее напряжение губных мышц, вызывать у него свободно льющиеся гласные звуки.

Особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста.

Логоритмика

Уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

Дети достаточно быстро усваивают эти упражнения.

Благотворно сказывается не только на состоянии речи заикающихся, но и на личности в целом, так как в процессе занятия корригируются различные моменты вербальной и невербальной коммуникации, расширяющие речевые возможности заикающихся.

Соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки.

Дыхание

Быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они быстро усваивают весь набор предлагаемых им упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

Координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

Интонация

Фиксация внимания на просодической стороне речи значительно улучшает плавность речи.

 

Необходима длительная тренировка и различные виды контроля как за интонационным оформлением синтагмы, так и за ее акустической завершенностью паузой.

Общение

Общественные отношения (с родителями и сверстниками) нарушаются постепенно по мере хронификации речевой патологии и осложнений ее вторичными явлениями.

Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.

Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференцировано, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.

Развитие общественных отношений существенно отстает в своем развитии от нормы.

Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.

Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференцировано, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.

Психотерапия

Следует проводить работу с родителями о правильном воспитании детей и по возможности ликвидировать или уменьшить выраженность воздействия на ребенка конфликтных взаимоотношений. А также не обращать пристального внимания на речь. Обращается внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку, особое значение уделяется психотерапевтическому воздействию.

Следует проводить работу с родителями о правильном воспитании детей и по возможности ликвидировать или уменьшить выраженность воздействия на ребенка конфликтных взаимоотношений.

Следует развивать самоконтроль над речью.

Развитие речи, словаря

При произнесении согласных звуков в слоге внимание ребенка сосредотачивается на гласном звуке.

Постановка звуков осуществляется с привлечением активного внимания ребенка на процесс произнесения и восприятия своей речи, включающий зрительный и кинестезический контроль. Автоматизация поставленных звуков может осуществляться в работе над плавным непрерывным звучанием голоса в слоговых сочетаниях, словах и т. д. Особое внимание уделяется развитию словаря.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учим детей изобретать. Использование ТРИЗ технологии в различных видах детской деятельности».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам использования ТРИЗ технологии в работе с детьми. Рассматриваются вопросы: истории возникновения ТРИЗОсновные понятия в ТРИЗ-педагоги...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "...

Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Различные виды здоровьесберегающих технологий, которые эффективно используются в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Использование медиа технологии в различных формах логопедической коррекционной работы с детьми с ОНР"

Задачи:•- раннее выявление, обследование воспитанников, определение структуры и степени выраженности, имеющихся у них дефектов;•- организация коррекционной помощи;•- оказание консультат...