Особенности музыкально- коррекционной работы с детьми с невротической и неврозоподобной формой заикания.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Особенности работы музыкального руководителя с заикающимися детьми.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности музыкально- коррекционной работы с детьми с невротической и неврозоподобной формой заикания.
Плавность речи – необходимое условие успешной коммуникации. Но, как известно, запинки в речи возникают в детском возрасте. У некоторых детей запинки возникают достаточно рано, до двух лет, у других – позже, во время овладения простой неразвернутой фразой. Но у большинства детей запинки появляются в период становления развернутой фразовой речи – от двух до пяти лет. Всем этим детям необходима слаженная коррекционная работа разных специалистов.
При работе с заикающимися детьми необходимо учитывать различия в состоянии двигательных функций при разных формах заикания. Это касается моторики, координации движения, музыкально – ритмических способностей и пр.
Выделяют две формы заикания- невротическую и неврозоподобную. Появлению заикания невротической формы, как правило, предшествует психическая травма, испуг. Между тем, в анамнезе пренатального, натального и раннего постнатального периода патологии не наблюдается. Зачастую такие дети отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональностью. Они тревожны, с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада. Эмоциональное напряжение и утомление усиливает заикание.
Неврозоподобная форма заикания проявляется в возрасте 3-4 лет, без видимых внешних причин. Как правило, пренатальный, натальный или ранний постнатальный период протекает с осложнениями. При клиническом обследовании у таких детей обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга. Физическое развитие - с задержкой, дети беспокойны, возбудимы. Для них характерна моторная неловкость, координация движений нарушена. При работе с такими детьми необходимо учитывать, что детям тяжело запомнить последовательность движений, а также переключить одни движения на другие. Музыкальный слух у таких детей развивается плохо, заданный темп и ритм удерживается и воспроизводится с трудом.
Всвязи с перечисленными особенностями необходимо признать, что работа с данными детьми должна выстраиваться дифференцировано.
Для детей с невротической формой заикания в движениях необходимо отрабатывать точность и качество. Эти движения должны быть завершенными и выполняться в соответствии с инструкцией. Ритм и темп должен варьироваться. Хотя двигательная функция таких детей близка к норме, дети обладают повышенной утомляемостью, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными.
Музыкальное сопровождение применяется сразу.
Для детей с неврозоподобной формой заикания упражнения необходимо разложить на составляющие, отрабатывая каждую часть отдельно. Упражнения на координацию и переключаемость движений должны постепенно, по мере усвоения, усложняться. При этом необходимо помнить, что сроки усвоения упражнений будут значительно дольше, чем в предыдущей группе.
Необходимым условием успешной работы с заикающимися детьми является логоритмика.
Занятие должно быть выстроено динамично, со сменой заданий и тематикой, вызывающей интерес у ребенка. Начать его необходимо с ритмической разминки, целью которой является развитие координированных движений под музыку, а также умение менять ритм и темп в соответствии со сменой музыки. Например, марши со сменой направления.
В репертуар можно включить «Марш», муз. М. Робера, «Шагают девочки и мальчики» , муз. В. Золотарева.
Далее целесообразно использовать упражнения на развитие мышечного тонуса. Целью этих упражнений является снижение мышечного тонуса. Полезно чередовать упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Репертуар: «Качание рук», польск нар мел. В обработке В. Иванникова.
На следующем этапе включаются упражнения, развивающие чувства ритма в заданном темпе. Это - различные звучащие жесты, отхлопывание, отстукивание с переходом к ритмичному пропеванию слогов, слов и песенок.
Например, всем известное упражнение «Василек».
Ва-си-лек, ва-си-лек.
В этом могут помочь такие упражнения, как «Дудка», «Кукушечка» муз Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
Далее вводятся упражнения на координацию речи с движением.
На качелях я лечу. – Дети, стоя, покачиваются с ноги на ногу.
Вверх – вниз, вверх – вниз. – Поднимают и опускают руки.
Я пою, смеюсь, кричу. – Покачиваются.
Вверх – вниз, вверх – вниз. – Поднимают и опускают руки.
(Л. Дымова)
У детей с невротической формой заикания подобные упражнения не вызывают особых сложностей, в то время как для детей с неврозоподобной формой заикания эти упражнения достаточно сложны и требуют длительной проработки.
Следующий вид деятельности логоритмического занятия – пение.
Его основная цель – стабилизация речевого дыхания и сохранение нужного темпа речи.
Произведение должно отличаться удобным ритмом.
Давно замечено, что при пении и пропевании заикание значительно нивелируется.
Песни следует выбирать с удобным темпом и диапазоном, такие как «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой, «Улетают журавли», муз. В. Кикто и другие.
Для закрепления полученных навыков в конце занятия используется игра, которая также может помочь детям ориентироваться в пространстве. Например, «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой, «Пастух и козлята», рус нар. мел. В обработке М. Красева.
Таким образом, занятия для заикающихся детей гораздо продуктивнее, если детей разделить на подгруппы, в зависимости от особенностей заикания. И соединение детей в одну группу происходит после анализа достигнутых результатов в каждой подгруппе.
Планомерная и последовательная работа помогает детям улучшать свою речь. А как известно, именно чистая и правильная речь является залогом успешной коммуникации в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении
Моя исследовательская работаЗадачи исследования:Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.Дать теоретическое обоснование условий и содер...
Сообщение""Применение Орф-подхода в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ"
Что такое Орф-подход, какие его главные принципы и суть? Как помогает Орф-подход в развитии ребенка - об этом это сообщение....
Выступление на РМО "МУЗЫКАЛЬНО – КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ КАРЛА ОРФА"
Выступление на РМО "МУЗЫКАЛЬНО – КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ КАРЛА ОРФА"...
Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуал...
Мастер - класс по теме " Инновационные методики в музыкально - коррекционной работе с детьми ОВЗ"
Отчёт по теме самообразования....
Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Консультация музыкального руководителя для воспитателей...
Содержание и особенности организации коррекционной работы с детьми с ЗПР. Консультация
Дети с задержкой психического развития не имеют возможности овладевать учебным материалом в те же сроки, что и нормативно развивающиеся дети дошкольного возраста. Помощь во время прохождения ступени д...