Особенности музыкально- коррекционной работы с детьми с невротической и неврозоподобной формой заикания.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сажина Лариса Юрьевна

Особенности работы музыкального руководителя с заикающимися детьми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкально- коррекционной работы с детьми с невротической и неврозоподобной формой заикания.

Плавность речи – необходимое условие успешной коммуникации. Но, как известно, запинки в речи возникают в детском возрасте. У некоторых детей запинки возникают достаточно рано, до двух лет, у  других – позже, во время овладения простой неразвернутой фразой. Но  у большинства детей запинки появляются в период становления развернутой фразовой речи – от двух до пяти лет. Всем этим детям необходима слаженная коррекционная работа  разных специалистов.

      При работе с заикающимися детьми необходимо учитывать различия в состоянии двигательных функций при разных формах заикания. Это касается моторики, координации движения, музыкально – ритмических способностей и пр.

Выделяют две формы заикания- невротическую и неврозоподобную. Появлению заикания невротической формы, как правило, предшествует психическая травма, испуг. Между тем, в анамнезе  пренатального,  натального и  раннего постнатального периода патологии не наблюдается. Зачастую такие дети отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональностью. Они тревожны, с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада. Эмоциональное напряжение и утомление усиливает заикание.

Неврозоподобная форма заикания проявляется в возрасте 3-4 лет, без видимых внешних причин. Как правило, пренатальный,  натальный или  ранний постнатальный  период  протекает с осложнениями. При клиническом обследовании у таких детей обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга. Физическое развитие  - с задержкой, дети беспокойны, возбудимы. Для них характерна моторная неловкость, координация движений нарушена. При работе с такими детьми необходимо учитывать, что детям тяжело запомнить последовательность движений, а также переключить одни движения на другие. Музыкальный слух у таких детей развивается плохо, заданный темп и ритм удерживается и воспроизводится с трудом.

   Всвязи с перечисленными особенностями необходимо признать, что работа с данными детьми должна выстраиваться дифференцировано.

Для детей с невротической формой заикания в движениях необходимо отрабатывать точность и качество. Эти движения должны быть завершенными и выполняться в соответствии с инструкцией. Ритм и темп должен варьироваться. Хотя двигательная функция таких детей близка к норме, дети обладают повышенной утомляемостью, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными.

Музыкальное сопровождение применяется сразу.

Для детей с неврозоподобной формой заикания  упражнения необходимо разложить на составляющие, отрабатывая каждую часть отдельно. Упражнения на координацию и переключаемость движений должны постепенно, по мере усвоения, усложняться. При этом необходимо помнить, что сроки усвоения упражнений будут значительно дольше, чем в предыдущей группе.

 Необходимым условием успешной работы с заикающимися детьми является логоритмика.

Занятие должно быть выстроено динамично, со сменой заданий и тематикой, вызывающей интерес у  ребенка. Начать его необходимо с ритмической разминки, целью которой является развитие координированных движений под музыку, а также умение менять ритм и темп в соответствии со сменой музыки. Например, марши со сменой направления.

В репертуар можно включить  «Марш», муз. М. Робера,  «Шагают девочки и мальчики» , муз. В. Золотарева.

Далее целесообразно использовать  упражнения на развитие мышечного тонуса. Целью этих упражнений является снижение мышечного тонуса. Полезно чередовать упражнения на напряжение и расслабление мышц.

Репертуар: «Качание рук», польск нар мел. В обработке В. Иванникова.

На следующем этапе включаются упражнения, развивающие чувства ритма в заданном темпе.  Это  - различные звучащие жесты, отхлопывание, отстукивание с переходом к ритмичному пропеванию слогов, слов и песенок.

Например, всем известное упражнение «Василек».

Ва-си-лек, ва-си-лек.

В этом могут помочь такие упражнения, как  «Дудка», «Кукушечка» муз Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

Далее вводятся упражнения на координацию речи с движением.

На качелях я лечу.      – Дети, стоя, покачиваются с ноги на ногу.

Вверх – вниз, вверх – вниз.    – Поднимают и опускают руки.

Я пою, смеюсь, кричу.      – Покачиваются.

Вверх – вниз, вверх – вниз.     – Поднимают и опускают руки.

(Л. Дымова)

У детей с невротической формой заикания подобные упражнения не вызывают особых сложностей, в то время как для детей с неврозоподобной формой заикания эти упражнения достаточно сложны и требуют длительной проработки.

Следующий вид деятельности логоритмического занятия – пение.

Его основная цель – стабилизация речевого дыхания и сохранение нужного темпа речи.

Произведение должно отличаться удобным ритмом.

Давно замечено, что при пении  и  пропевании  заикание значительно нивелируется.

Песни следует выбирать с удобным темпом и диапазоном, такие как  «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой, «Улетают журавли», муз. В. Кикто и другие.

Для закрепления полученных навыков в конце занятия используется игра, которая также может помочь детям ориентироваться в пространстве. Например, «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой, «Пастух и козлята», рус нар. мел. В обработке М. Красева.

Таким образом, занятия для заикающихся детей гораздо продуктивнее, если детей разделить на подгруппы, в зависимости от особенностей заикания. И соединение детей в одну группу происходит после анализа достигнутых результатов в каждой подгруппе.

Планомерная и последовательная работа помогает детям улучшать свою речь. А как известно, именно чистая и правильная речь является залогом успешной коммуникации в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении

Моя исследовательская работаЗадачи исследования:Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.Дать теоретическое обоснование условий и содер...

Сообщение""Применение Орф-подхода в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ"

Что такое Орф-подход, какие  его главные принципы  и суть?  Как помогает Орф-подход  в развитии ребенка  - об этом это сообщение....

Выступление на РМО "МУЗЫКАЛЬНО – КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ КАРЛА ОРФА"

Выступление на РМО "МУЗЫКАЛЬНО – КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ  С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ  КАРЛА ОРФА"...

Инновационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуал...

Содержание и особенности организации коррекционной работы с детьми с ЗПР. Консультация

Дети с задержкой психического развития не имеют возможности овладевать учебным материалом в те же сроки, что и нормативно развивающиеся дети дошкольного возраста. Помощь во время прохождения ступени д...