Моторный тренинг как одна из форм эффективных практик в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
статья по логопедии
Моторный тренинг – игровая форма организации моторного праксиса путем системного воздействия на общую, мелкую и артикуляционную моторику, на речь и формирование нервно – психических процессов у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Моторный тренинг как одна из форм эффективных практик в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
«Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы».
/Томас Карлейль/.
В настоящее время профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников является одним из приоритетных направлений в области образования. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития.
Моторный тренинг нормализует моторное и речевое межанализаторное взаимодействие, стимулирует развитие двигательного аппарата, создает оптимальные условия функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций.
Моторный тренинг – игровая форма организации моторного праксиса путем системного воздействия на общую, мелкую и артикуляционную моторику, на речь и формирование нервно – психических процессов у детей.
Технология моторного тренинга предусматривает трехуровневую модель развития речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория Николая Александровича Бернштейна. В соответствии с этой теорией двигательный анализатор имеет многоуровневую организацию, каждый этаж в «вертикальной» иерархии структурной организации головного мозга выполняет определенные задачи в обеспечении того или иного класса двигательных регуляций, что соответствует определенному уровню в схеме Бернштейна. Согласно этой теории, любой двигательный навык в процессе становления имеет определенный ведущий уровень, обеспечивающий сознательный контроль выполняемых операций.
Цель:
Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге социальная адаптация ребенка.
Задачи:
Коррекционные:
формирование подвижности и развитие органов артикуляционного аппарата, выработка правильного речевого дыхания и координированных движений во взаимосвязи с речью, активизация психомоторики, коррекция фонетической стороны речи, фонематического слуха и восприятия.
Развивающие:
Развитие психических функций (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память), формирование двигательных навыков и умений, ритма, пространственных представлений, мелкой и речевой моторики, развитие точности, плавности и переключаемости движений, расширение лексического запаса, повышение речевой активности.
Оздоровительные:
Развитие дыхательной, моторной, сенсорной функций, профилактика нарушений зрения, воспитание чувства равновесия, стабилизация общего тонуса организма.
Воспитательные:
Развитие умения перевоплощаться. Оптимизировать эмоциональный фон, формировать систему устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе
Моторный тренинг базируется на закономерностях формирования движений в онтогенезе:
- От общей моторики к мелкой, позже артикуляционной;
- От общих движений тела через движения мышц лица, далее к артикуляционным движениям;
- От диффузных движений к дифференцированным (изолированным, чистым, тонким изолированным движениям);
Средствами моторного тренинга являются:
- Двигательные упражнения - часто используются движения в игровой, образной форме, в определенном ритме.
- Кинезиологические упражнения- упражнения для развития межполушарного взаимодействия (улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, нормализируют общую, мелкую, речевую моторику).
- Логопедическая гимнастика – предполагает активную тренировку артикуляционного аппарата: челюсти, губ, языка, мягкого неба; практикуются игровые артикуляционные комплексы.
- Дыхательная гимнастика – игры и упражнения для развития темпа и ритма дыхания.
- Пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму – упражнения прорабатываются постепенно, с помощью взрослого, а по мере усвоения текста и точности выполнения приемов массажа дети переходят к самостоятельному выполнению.
- Релаксационные комплексы – используются специальные игры и упражнения на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных действий.
- Речедвигательные игры и упражнения.
- Психогимнастические игры.
- Су – Джок терапия, когда массаж металлическими колечками пальчиков и особенно кончиков пальцев оказывает оздоравливащее влияние на весь организм ребенка. Весь массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца повышает активность мозга;
- массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
- массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
- массаж безымянного пальца стимулирует печень;
- массаж мизинца способствует улучшению сердечной
деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
В работе следует опираться на ряд методических приемов, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики, в числе которых:
- Применение и быстрая смена различных исходных положений;
- Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов;
- Смена способов выполнения упражнений.
К методическим приемам моторного тренинга относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряженно – отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения, самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Моторный тренинг проводится один раз в неделю продолжительностью 25 – 30 минут.
Процесс складывается из трех этапов: разминка, основная часть, заключительная часть. Содержание варьируется, постепенно усложняется, а положительным результатом являются качественно и с увлечением выполненные упражнения детьми и положительные результаты коррекции речи.
Литература
1.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966.
2.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство – Пресс, 1999.
3.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение.1985.
4. Верясова Т.В. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей: Учебное пособие. Екатеринбург,2000.
5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- СПб.: М и М, 1998.
6. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М., 2008.
7. Психогимнастика в тренинге / под рук. Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1999.
8. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин.- СПб., 1997.
9. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.
10. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.
Приложение
Примерные игровые комплексы
«Кулак – ладонь».
Вот – ладошка, вот – кулак!
Все быстрее делай так.
Обе ладони лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Разжать кулак, другую ладонь одновременно сжать в кулак. Поменять руки. Движения должны ускоряться. При этом нужно следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно.
«Кулак – ребро – ладонь».
Ладони лежат на столе или на коленях. Сменять последовательно три положения руки: ладонь сжимают в кулак, ладонь ставят на ребро, ладонь кладут на стол (колено).
Жили (кулак) были (ребро) зайчики (ладонь)
На (кулак) лесной (ребро) опушке (ладонь).
Жили (кулак) были (ребро) зайчики (ладонь)
В (кулак) беленькой (ребро) избушке (ладонь).
Мыли (кулак) свои (ребро) ушки (ладонь),
Мыли (кулак) свои (ребро) лапочки (ладонь).
Наряжались зайчики (кулак) -
Надевали (ребро) тапочки (ладонь).
Упражнения для равзвития мимико – артикуляторных мышц.
Обезьянка корчит рожи…. На кого она похожа?
И.п.: голова прямо, мышцы лица расслаблены. Движения выполняются на счет «раз – два».
- Поднять брови вверх – расслабить мышцы.
- Нахмурить брови – расслабить мышцы.
- Спокойно закрыть и открыть глаза.
- Прищурить и открыть глаза.
- Поочередно закрывать и открывать глаза.
- С силой зажмурить и открыть глаза.
- Поочередно закрывать и открывать глаза.
- Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб - расслабить мышцы.
Динамическая игра « Чики – чики птички».
Дети стоят свободно. Текст напевают на любой мотив с одновременным выполнением движений.
Чики – чики птички (бегут, машут крыльями)
Веселые синички.
Пролетали мимо,
Почесали спину. (наклоняются, почесываю спинку)
Перышки помяли (гладят попеременно руки)
«Здравствуйте!» - сказали (наклоняются вперед)
Хвостики кружили (кружатся)
Друг с другом не дружили .. Ай- я …( качают головами)
А на крышу сели (приседают)
Песенку запели:
«Чики – чики – чики – чик!»
Их услышал трубочист. (медленно поднимаются)
Вылез из трубы Черныш, (поднимают руки вверх)
Закричал на птичек: «Кыш!» ( машут руками)
- Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем.
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Ох, наука нелегка (дети четко произносят слова и показывают движения).
- Правая – вверх, левая – вверх,
В стороны – накрест, в стороны – вниз (под музыку повторить 2 раза).
- На одной ноге постой-ка
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее, подними,
Да гляди, не упади!
(дети разводят руки в стороны, стоя на одной ноге)
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
- Руки вверх ты подними.
сильно, сильно напряги.
Кисти рук встряхнули так,
Будто плещется вода….
- Правая рука – и левая нога,
Левая рука – и правая нога.
- «Петушки»:
Вместе правая рука и левая нога,
Согнутая в колене (раз),
Вместе левая рука и правая нога,
Согнутая в колене (два).
- Руки ты под счет сжимай, 1-2-3-4-1-2-3-4
И тихонько опускай.
Игра на дыхание «Ванька – Встанька».
Ванька – Встанька,
Ванька - Встанька !
Приседай – ка, приседай –ка, (выполняют полуприседания).
Непослушный, ишь какой, (грозят указательным пальцем)
Мы подружимся с тобой! (упражнение на дыхание: дети разводят руки в стороны – вдох носом, обнимают плечи - выдох ртом - повторить 2 раза).
Пальчиковая игра «Вьюшки».
Вьюшки, вьюшки, (вращают кулачками у груди)
Вьюшки вью.
Колотушки колочу. ( руки вытянуты вперед, стучат кулачками)
Приколачиваю, (руки согнуты в локтях у груди; постукивают
Заколачиваю… кулачками, меняя руки)
Тук – тук – тук, (элементы самомассажа:
Тук – тук – тук, постукивают кулачком правой руки по ладошке левой)
Молоток мой лучший друг.
Тук – тук – тук,
Тук – тук – тук, (постукивают кулачком левой руки по ладошке правой).
Молоток мой лучший друг!
Встреча (пальчиковая игра). Развернуть пальцы рук и поочередно прикасаться кончиками одноименных пальцев на каждую строчку:
Повстречались два котенка: «Мяу – мяу!»,
Два щенка: «Гав гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»,
Два козленка: «Ме - е-е!»,
Два теленка: « Му-у-у!» -
Рога покажу! ( второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак).
Комплексы коррекционно - развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и
пространственной ориентации.
Комплексная разминка для младшей группы.
Дыхательное упражнение «Ракета».
И.п. – стоя.
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.
Упражнение «Болтушка».
И.п. - стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед – назад двигаются вперед – назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). 5-10 сек.
Упражнение для глаз «Право – лево».
И.п. – стоя, руки в стороны.
Не поворачивая голову, посмотреть на пальцы правой руки, затем – левой.
Выполняется по 3 раза в каждую сторону.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Улыбка».
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Трубочка».
И.п. – стоя, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях и выставлены преред грудью ладонями вперед.
Длительно и протяжно произнести звук У, вытягивая губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Щелканье».
И.п. – стоя, прямые руки подняты вверх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются кулаки обеих рук одновременно. Выполняется 5-10 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение « Коготки».
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед. Губы растянуты в улыбке.
По команде сильное полусгибание и разгибание пальцев. 5-10 сек.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Толстый хомяк».
И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.
Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой. Ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щеки надуть (3-5 сек.). Вернуться в и.п. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Игра «Хлоп – топ».
И.п. – стоя.
Услышав звук бубна, хлопнуть в ладоши, а услышав свисток- топнуть ногой. 3-5 раз.
Релакс – минутка.
И.п.- лежа. Педагог тихим голосом подает инструкцию: «Представьте, что вы лежите на солнышке, дует теплый ветерок, тихо шуршат над головой листья деревьев. По небу плывут пушистые облака. (Пауза 2 мин.). Откройте глаза и медленно встаньте. Сделайте медленный плавный вдох через стороны вверх, с силой потянитесь, выдохните с силой со звуком А.
Комплексная разминка для средней группы.
Дыхательое упражнение «Ракета».
И.п. – стоя.
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком У, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.
Упражнение «Болтушка».
И.п. - стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед – назад двигаются вперед – назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). 5-10 сек.
Выполняется по 3 раза в каждую сторону.
Упражнение «Улыбка» - «Трубочка»
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны. Молча вытянуть губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Окно».
И.п. – стоя, рот закрыт, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.
Рот беззвучно широко открывается, кулаки разжимаются, пальцы разводятся с силой. Закрывается рот, пальцы при этом сжимаются в кулаки. Выполняется 5-7 с.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Качели маленькие»
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти напряжены, пальцы плотно прижаты друг к другу, рот широко раскрыт.
Выполняя движения высунутым языком вверх – вниз, двигают кистями рук также вверх – вниз. Движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз, голова при этом неподвижна. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Щелканье».
И.п. – стоя, прямые руки подняты вверх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-10 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Ножницы»
И.п. – стоя.
По команде «Вверх; в стороны; вниз» изменяют положение рук, разводя при этом пальцы в стороны и сводя их вместе. Выполняется 5-10 сек.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Ножницы».
И.п. – стоя, руки разведены в стороны на уровне плеч, губы растянуты в улыбку.
Покусывание кончика широкого языка, кулаки правой и левой рук поочередно сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется 10 сек.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Толстый хомяк» - «Худой хомяк».
И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.
Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой, щеки надуть (3-5 сек.). Обнять себя за плечи, втянув щеки (3-5 с.). Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Игра «Хлоп – топ».
И. п. – стоя. Услышав звук А, хлопнуть в ладоши, на звук И- топнуть ногой.
Упражнение на релаксацию.
Комплексная разминка для старшей группы.
1. Дыхательные упражнения:
- «Ракета» : вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу; медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны; 1 раз.
- «Обнимашки»: вдох через нос, обняли себя за плечи, задержали дыхание; выдох – медленный глубокий выдох со звуком О. 1 раз.
2. « Болтушка». И.п. - стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед – назад двигаются вперед – назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). 6 сек.
3. Упражнения для губ:
- «Улыбка»: руки в стороны, большой и указательный пальцы соединяются;
- «Трубочка»: ладони перед грудью соединены;
- « Рупор»: все пальцы соединяются, делая шар;
- «Окно»: руки вверху образуют круг. 3 раза
4. « Болтушка».
5. «Качели большие»: И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки вытянуть вперед, Выполняя движения высунутым языком вверх – вниз, двигают кистями рук вверх – вниз.
«Качели маленькие»: руки согнуты в локтях перед грудью. Движение языка вверх – вниз внутри полости рта; язык упирается то в верхние, то в нижние зубы. 6 раз.
6. «Болтушка».
7. «Часы большие»: И.п. – стоя, прямые руки вытянуты перед грудью ладонями вперед, пальцы прижаты друг к другу. Движение языка снаружи полости рта с одновременными движениями кистей рук и глаз вправо – влево. 6 раз.
«Часы маленькие»: руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы прижаты друг к другу, рот широко открыт; движение языка внутри полости рта вправо – влево (язык поочередно упирается то в левую, то в правую щеку) с одновременным движением кистей рук вправо - влево. 6 раз.
8. «Болтушка».
9. «Накажем непослушный язык»: И.п. – стоя, руки согнуты в локтях перед грудью, большой палец соединен с остальными; продвигаем руки вперед, сжимая и разжимая пальцы в такт движениям челюстей. 10 сек.
10. «Болтушка».
11. «Толстый хомяк» – «Худой хомяк»: И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Руки в стороны, пальцы при этом разведены с силой, ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щеки надуть (3-5 сек). Обнять себя за плечи, втянув щеки, соединить ноги прыжком (3-5 сек.). 6 раз.
12. «Болтушка».
13. «Запасливый хомяк»: и.п. - руки на животе, язык лежит на нижней губе; правую ногу и руку отставить в правую сторону, надуть правую щеку ( 3-5 сек.), левая рука на животе; левую ногу и руку отставить в левую сторону, надуть левую щеку ( 3-5 сек), правая рука на животе. 6 раз.
14. «Болтушка».
15. «Змея»: И.П. – стоя, руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы, рот закрыт, веки опущены, язык лежит свободно. На сигнал «Раз» - руки и язык резко выбрасываются вперед, пальцы сжимаются в щепотки, глаза широко открываются. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык медленно расслабляется и возвращается на место, глаза закрываются. 6 раз.
16. « Болтушка».
17. «Щелканье»: И.п. – стоя, прямые руки вытянуты вперед. По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. 10 раз.
18. «Болтушка».
19. Для глаз. «Мы снежинки увидали, со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели - дети вправо посмотрели,
Снежинки влево полетели - дети влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.»
20. «Болтушка».
21. Упражнение на релаксацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы, используемая литература...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...