Конспект логопедического занятия "Осень в стихах С.Есенина"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лазарева Наталья Васильевна

Закрепление знаний об осени и ее приметах. Отобразить тему осени в стихах С.Есенина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_v_stihah_s.esenina.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия «Осень в стихах С.Есенина».

Старшая группа.

Цель: Отобразить тему осени в стихах С.Есенина. Закрепление знаний об осени и ее приметах.

Задачи: - Учить понимать авторские средства выразительности.

        - Формировать представление об осени, о признаках этого времени года.

        - Закреплять умения согласовывать числительное с существительным.

        - Учить образованию относительных прилагательных.

        - Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, выполнять плавные движения и останавливаться с окончанием музыки, выполнять музыкально-ритмические движения четко под музыку в соответствии с текстом.

        - Автоматизация звука Ш (индивидуально)

        - Формировать навык пространственной ориентировки (лево, право, верх, низ).

        - Развивать мелкую моторику посредством выполнения аппликации.

Предварительная работа.

1. Знакомство с творчеством поэта С. Есенина («Отговорила роща золотая», «Закружилась листва золотая», «Осень, тучно..», «Нивы сжаты, рощи голы»)

2. Разучивание музыкально-ритмической игры «Листопад».

3. Разучивание песни З.Роот «Дождик-озорник».

5. Разучивание стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы» (индивидуально с 1-2 детьми по желанию).

Оборудование:

Картинки с изображением листьев разных деревьев, листья для игры  на палочках, высушенные листья для аппликации, листы бумажные альбомного формата, клей.

Ход занятия:

        Звучит фонозапись песни на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая».

Логопед: - Знакомы  ли вам слова этой песни?

- О каком времени года говорится в ней? (Об осени)

- Как вы догадались? (Роща золотая, журавли улетают)

- А какие еще приметы осени вы знаете? (дети называют)

- Как называется явление,  когда с деревьев листья падают? (Листопад)

На доске картинки с изображением листьев  разных деревьев.

- Посмотрите, как много листьев. С какого дерева этот лист?

1. Игра «С какого дерева лист?»

        лист березы – берёзовый

        лист дуба – дубовый

        лист клёна – кленовый

        лист рябины – рябиновый

        лист осины – осиновый

Логопед:         Закружилась листва золотая

                В розоватой воде на пруду,

                Словно бабочек легкая стая

                С замираньем летит на звезду.

        - С чем С.Есенин сравнивает листья в этом стихотворении? (Со стаей бабочек.)

        - Какая листва закружилась над водой? (Золотая)

        - Как кружатся «листья-бабочки»? (Легко, нежно, плавно)

        2. Музыкальная игра «Листопад».

Листья на палочках разложены на ковре.

Логопед: - Давайте мы с вами возьмем листья в руки, и как стая бабочек будем порхать под музыку. Когда музыка остановится, листья должны упасть на землю. (Поиграть несколько раз.)

Дети садятся на места.

Логопед: - Осенью в лесу много опавших листьев. Если по ним пройти, то они зашуршат.

        3. Индивидуальная работа. Автоматизация звука Ш.

- Маша, покажи нам, как шуршат березовые листья. (ш-ш-ш)

- Аня, покажи, как шуршат кленовые листья. (ш-ш-ш)

- Дима, покажи, как шуршат дубовые листья. (ш-ш-ш)

        4. Игра «Где лист?

На доске прикреплены 4 листа. Вверху дубовый, внизу березовый, слева рябиновый, справа кленовый.

Логопед: - Ребята, где дубовый лист? (Дубовый лист вверху)

        - Оля, где березовый лист? (Березовый лист внизу)

        - Миша, где кленовый лист? (Кленовый лист справа)

        - Максим, где рябиновый лист? (Рябиновый лист слева)

Листья поменять местами и повторить игру.

        5. Игра «Чего не стало?

На доске листья выложены в ряд.

Логопед: - Ребята, давайте еще раз назовем эти листья. (Березовый, дубовый, кленовый, рябиновый).

- А теперь, закройте глаза.

        Логопед убирает один лист.

- Какого листа не стало? (Не стало березового листа. Не стало дубового листа. И т.д.)

Логопед:         Осень! Небо тучно,

                Дождик льет,

                Печально, скучно

                Время идет.

- В этом стихотворении С.Есенина дождь холодный, серый. Погода хмурая и печальная. А у нас с вами веселый дождик, дождик-озорник.

        6. Музыкально-ритмическое упражнение «Дождик-озорник».

        Дети исполняют песню, на припев отхлопывают ритмический рисунок.

Логопед: Дождь прошел и намочил деревья, листья, ветки, шишки.

Давайте посчитаем, сколько листиков (веток, деревьев, шишек) намочил дождь.

        7. Игра «Посчитай 1-5».

        1 листик, 2 листика, 3 листика, 4 листика, 5 листиков.

        1 дерево, 2 дерева, 3 дерева, 4 дерева, 5 деревьев.

        1 ветка, 2 ветки, 3 ветки, 4 ветки, 5 веток.

8. Прочтение стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы».

Логопед: - А сейчас Даша прочитает для нас стихотворение С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»

Логопед: У вас на столах разложены листья. Предлагаю вам из этих листьев сделать красивый ковер.

        Аппликация «Ковер из листьев»        

Звучит фоном запись песни «Отговорила роща золотая». Дети выполняют аппликацию.

        9. Итог.

Логопед: - О каком времени года мы с вами разговаривали?

- Стихи какого поэта звучали сегодня на занятии?

- Что больше всего вам понравилось?

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по теме: «Природа нашей Родины в стихах С. Есенина»

Конспект занятия для детей средней группы детского сада. С.А. Есенин прекрасно  описывал природу нашей Родины в своих произведениях, очень важно знакомить детей с этим великим человеком и его тво...

Литературная гостиная "Любимые стихи С.Есенина"

Воспитание любви к Родине, русской природе посредством поэзии Сергея Есенина....

Литературная гостиная "Любимые стихи С.Есенина"

В данном материале представлены стихи С.Есенина, рисунки детей по данным стихотворениям....

Конспект ООД Заучивание стихотворения С.А. Есенина "Нивы сжаты"

конспект по развитию речи знакомство с творчеством С.А.Есенина....

Конспект НОД "Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина "Береза"

В ходе занятия дети узнают историю о 4 художниках, попытаются угадать, что это за художники. Узнают о том, что поэты тоже рисуют, только словами. Послушают и попробуют запомнить стихотворение С.Есенин...

ООД «Природа нашей Родины в стихах С. Есенина» (средняя группа)

Цель: сформировать умение видеть и чувствовать красоты своей Родины через поэтические произведения С. Есенина....