КОНСПЕКТ логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (технология продуктивного чтения) Стихотворение Андрея Усачева «Гном и Звезда»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Голубкина Ольга Николаевна

Интерес к чтению в нашем обществе, к сожалению упал. Поэтому необходимо не просто научить детей технике чтения, а подвести к пониманию текста. Обществу необходим читатель, который в условиях информационного изобилия сможет извлечь нужную информации из текста и преобразовать её. Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности у детей, Именно на это направлена технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Н. Светловской. Опираясь на теорию деятельностного усвоения социального опыта (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); теорию формирования типа правильной читательской деятельности (Т.С. Пиче-оол, Н.Н. Светловская), Чиндилова Ольга Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры НиДО АПКиППРО, разработала методику продуктивного чтения-слушания для дошкольников. Чиндилова О.В. является автором пособий для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_golubkina_on_gnom_i_zvezda.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (технология продуктивного чтения) Стихотворение Андрея Усачева «Гном и Звезда»

Подготовил: Учитель-логопед Голубкина Ольга Николаевна

Интерес к чтению в нашем обществе, к сожалению упал. Поэтому необходимо не просто научить детей технике чтения, а подвести к пониманию текста. Обществу необходим читатель, который в условиях информационного изобилия сможет извлечь нужную информации из текста и преобразовать её. Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности у детей, Именно на это направлена технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Н. Светловской. Опираясь на теорию деятельностного усвоения социального опыта (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); теорию формирования типа правильной читательской деятельности (Т.С. Пиче-оол, Н.Н. Светловская), Чиндилова Ольга Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры НиДО АПКиППРО, разработала методику продуктивного чтения-слушания для дошкольников. Чиндилова О.В. является автором пособий для дошкольников

Технология продуктивного чтения- это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и  его автору.

На сегодняшний день многие дошкольные учреждения в своей образовательной деятельности все чаще используют технологию продуктивного чтения–слушания, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Под чтением дошкольников понимается не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание, ребенок должен уметь извлекать смысл произведения, воспринимать содержание. При прочтении художественных и фольклорных произведений детям дошкольного возраста очень важно использовать методы и приемы технологии продуктивного чтения, читать текст в режиме медленного чтения с возможными остановками для комментария, для включения воображения, усиления и уточнения эмоций.

В дошкольном образовании образец общения с книгой задает педагог, пользуясь методом организации активного слушания.

Цель занятия: организовать деятельность детей, направленную на знакомство со стихотворением А. Усачева «Гном и Звезда»; способствовать развитию восприятия и понимания текста, развитию диалогической речи; побуждать интерес детей к слушанию стихотворений с проблемным содержанием.

Задачи:

Организовать мотивацию детей для слушания стихотворения А.Усачева «Гном и Звезда»

Организовать практическую деятельность детей, направленную на:

-знакомство со стихотворением

-формирования умения отвечать полным ответом на вопрос, пересказывать стихотворения с опорой на сюжетную картинку

-употребление синонимов и антонимов,

-разгадывание загадок.

Организовать двигательную активность детей, создать условия для развития ясной четкой дикции, фонематического слуха.

Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к содержанию стихотворения.

Словарная работа: поэзия, поэт, удивительный, необыкновенный, волшебный, чудесный, простой, обычный, приветствуем.

Предварительная работа: дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова приятели», рассматривание предметных картинок с изображением гномов и других  сказочных персонажей, чтение стихотворений и других произведений про гномов других авторов.

Методические приемы: просмотр мультфильма «Гном и Звезда», озвученный самим автором, чтение стихотворения, пересказ стихотворения, беседа, лексико-грамматическое упражнение «Подбери слова приятели и неприятели», загадывание загадок, дидактическое упражнение «Разложи по порядку».

Оборудование: предметная картинка: гном, книги про гномов ( Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», Скибин В.С. «Гномы и тайна королевского кольца», Балин А. «Изюмка и гном», Липскеров М. «Самый маленький гном»), портрет А.Усачева, опорные картинки для пересказа с изображением сюжета.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Логопед: Здравствуете ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нашем занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Гости: Здравствуйте!

Логопед: Ребята, а как еще можно поздороваться, кто мне скажет?

Дети: Доброе утро! Привет! Приветствуем Вас!

Логопед: Молодцы, все верно! Дети подойти ко мне, давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, с этой улыбки и начнем наше занятие. Занимайте свои места.

  1. Мотивационный этап (до чтения)

Отгадайте загадку:

Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном. (гном) (картинка)

Дети: Гном!

Логопед: Да, верно это гном! Посмотрите на экран, герой нашего занятия Гном приветствует вас! Ребята, а кто такой гном?

Дети: Гном - это сказочный герой, выглядит как человек маленького роста, обладает волшебными способностями.

Логопед: А какие вы знаете сказки, в которых есть  гном?

Дети: «Белоснежка и семь гномов», «Изюмка и Гном», «Самый маленький гном» и д.р.

  1. Ориентировочный этап (до чтения)

Логопед: Да, произведений про гномов много, все они разные, сегодня я хочу познакомить вас с произведением про гнома, которое относится к поэзии.

-Ребята, а как вы понимаете, что такое поэзия?

Дети: Эти стихи, любые произведения в стихах, бывают сказки, поэмы и т.д.

-Да, верно, это стихотворения различных жанров.  

Написал это стихотворение Андрей Усачев. Называется «Гном и Звезда». Андрей Усачев детский писатель, поэт, кроме стихов он пишет музыку к своим стихам и сам исполняет свои песни. Это современный автор, на данный момент ему 62 года. Я предлагаю познакомиться с его стихотворением, необычно, мы посмотрим мультфильм, который озвучил сам автор. Внимание на экран.  

(Смотрим мультфильм «Гном и Звезда» озвученный песней в исполнении автора)

- Ребята, скажите, вам понравилось это произведение? (ответы детей) Давайте поговорим об этом стихотворении.

  1. Исполнительский этап (во время чтения)

Чтение и обобщающая беседа по стихотворению «Гном и Звезда». (Логопед читает стихотворение по фрагментам и задает вопросы детям)

У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик:
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.

-Где жил гномик? (Гномик жил в домике у реки)

-Почему гномик был удивительный? Удивительный – это значит какой? От какого слова образовалось это слово? (Диво, удивлять) Чем удивлял гном? (Потому что в бороде у гнома жила звезда.)

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом,
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…

- Как жил гномик? Был он счастлив? Почему? (Гном был счастлив, жил, не зная забот и тревог, потому что у него была звезда, которая ему во всем помогала).

И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород…
— Ха-ха! Хо-хо-хо! -стал смеяться народ.

-Из-за чего закончилась привычная жизнь гнома? (У Гнома закончилась мука, и он пошел в город, чтобы купить муки).

- Как вы думаете, почему жители города посмеялись над ним? Чем гном отличался от других жителей? (Потому что Гном был не такой как все, жители города не носили бород).

- Правильно ли они поступили? (Ответы детей)

— Вот чучело! — каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода.
И тут же его закатилась Звезда.

-Что сделал гномик после того как над ним посмеялся народ? (Бороду сбрил, и Звезда улетела на небо).

- Правильно ли он поступил, что сбрил бороду? (ответы детей)

У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода.
Но больше к нему не вернулась Звезда.

-Ребята, почему гномик был удивительный? (Потому что у него в бороде проживала Звезда, это отличало его от других, поэтому он был удивительный).

-А почему теперь стал обычный? (Потому что он сбрил бороду, и Звезда от него ушла, и Гном потерял свое отличие от других).

Физкультминутка «Гном и Звезда»

Логопед: Ребятки, предлагаю вам немного отдохнуть, вставайте ко мне в круг, повторяйте за мной стихотворение и движения.

У речки стоял удивительный домик (изображают «крышу» над головой)

В том домике жил удивительный гномик: (приседают и встают)

До пола росла у него борода, (наклон до пола и показ «бороды»)

А в той бороде проживала Звезда (положить руки на грудь)

Не знал ни забот, ни тревог этот гном (повороты влево, вправо)

Звезда освещала собою весь дом, (махи руками, изображают «звезду»)

И печку топила, и кашу варила, (изображают, как мешают кашу)

И сказки ему перед сном говорила…(складывают ладошки и «ложатся спать»)

Логопед: Чтобы чисто говорить, надо чистоговорки повторить!

Логопед произносит чистоговорки, дети повторяют.

Ки - ки - ки – живет в доме у реки

Ом – ом - ом - удивительный гном

Да - да - да – в бороде звезда

Род - род - род - засмеялся народ

Рил - рил - рил - бороду сбрил

Рял – рял – рял - звезду потерял

- А теперь сыграем в игру «Я начну, а ты продолжи» (логопед читает слоговой ряд, а ребенок продолжает строчку до конца).

Логопед: Ребята возвращаемся на свои места и продолжим! Скажите, с каким стихотворением мы сегодня познакомились?

Дети: «Гном и Звезда»

Логопед: А кто автор этого стихотворения?

Дети: Андрей Усачев

Логопед: Кто главный персонаж этого стихотворения?

Дети: Гном

Логопед: Верно! Как описывает его автор?

Дети: Удивительный Гном!

Логопед: Верно! Ребята, а как мы можем по-другому сказать? Давайте подберем к слову «удивительный» слова «приятели», это такие слова, которые звучат по разному, но обозначают одно и тоже! Такие слова называются синонимы. (ответы детей)

(Удивительный - необычный, волшебный, чудесный.)

- А каким стал гном, когда потерял свою Звезду? (ответы детей)

Логопед: А теперь давайте подберем к слову «удивительный» слова «неприятели», это слова которые звучат по другому и обозначают противоположное значение. Такие слова называются антонимы (ответы детей)

(Удивительный – обычный, простой.)

Логопед: Посмотрите на мольберт, давай восстановим события в стихотворении по опорным картинкам и составим предложения.

Дидактическое упражнение «Разложи по порядку» 

(один ребенок расставляет картинки, соблюдая последовательность событий, несколько детей составляют предложения по картинке).

- Ребята давайте составим краткий пересказ этого стихотворения. (логопед вызывает одного ребенка кратко пересказать стихотворение)

  1. Рефлексивный этап (итог занятия)

-Скажите, запомнили вы стихотворение?

Дети по желанию рассказывают фрагмент стихотворения или все стихотворение. (вызываются желающие дети).

-Ребята, какие вы молодцы! 

5. Перспективный этап

- Ребята, когда вы придете домой спросите у своих родителей, какие они знают произведения этого автора! Попросите родителей почитать вам эти рассказы и сказки, а потом расскажите нам на следующих занятиях!

Список литературы:

  1. Лысаков В.Г. 1000 загадок.– М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.– 318 с.
  2. Киселева О.А. Физкультминутки для дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/05/18/fizminutki-dlya-doshkolnikov-po-teme-nasekomye (Дата обращения: 12.02.2021)
  3. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с.
  4.  Усачёв, А.А. Приходите поиграть: стихи / А. А. Усачёв. - М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2013. – 64 с.: ил.
  5. Андрей Усачёв — Гном и Звезда: Стих/ https://rustih.ru/andrej-usachyov-gnom-i-zvezda/ (Дата обращения: 13.02.2021)
  6.  Сарапулова Е.А  / https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/11/29/stsenarnyy-plan-kollektivnogo-obsuzhdeniya-mladshimi (Дата обращения: 13.02.2021)
  7. Писатель Андрей Усачев о любимых книгах, умных читателях и вобле в очках | Хочу читать | Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/media/want2readru/pisatel-andrei-usachev-o-liubimyh-knigah-umnyh-chitateliah-i-voble-v-ochkah-5d1d726bcbf26800ad3e5d4  (Дата обращения: 13.02.2021)
  8.  Применение технологии продуктивного чтения для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраст (опыт работы)  https://www.1urok.ru/categories/19/articles/1437  (Дата обращения 12.01.2022)
  9. Методическое пособие «применение технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду» https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/05/07/metodicheskoe-posobie-primenenie-tehnologii-produktivnogo (Дата обращения 12.01.2022)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (IIIуровень)

Цель занятия: закрепить правильное произношение звука "Ч" в словах и связном тексте....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

         Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, п...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме "Насекомые".

Конспект занятия учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме "Насекомые"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Развитие фонематических представлений и обучение грамоте детей с ОНР...

КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р).

Тема: Любимая книга Гнома (автоматизация звука Р). С помощью путешествия с Гномом по любимой книге, Лепбуку, с  увлекательными заданиями автоматизируется звук -Р- изолированно, в словах, фразовой...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группы для детей с ОНР «Транспорт»

Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря.  Большое внимание уделяется формированию...