Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Рыжова Наталия Алексеевна

Развитие фонематических представлений и обучение грамоте детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Тема: «Звук и буква Р»

Цель:

Развитие фонематических представлений и звукового анализа слов.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Активизировать в речи правильное произношение звука  [Р ].
  2. Упражнять в выделении звука [Р ] из состава слова.
  3. Закрепить умение проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Закрепить практический навык согласования количественный числительных и прилагательных с существительными.
  2. Упражнять в спряжении глаголов в настоящем времени.
  3. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
  4. Развивать координацию речи с движением.
  5. Развивать мелкую моторику.
  6. Развивать общие речевые навыки.
  7. Закрепить навык чтения.

Коррекционно-воспитательные:

  1.  Воспитывать дружелюбное, чуткое отношение к сверстникам.
  2. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, дополнять и уточнять их.
  3. Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Материал:

  • Таблица акустико-артикуляционного образа звука
  • Текст сказки Л.Н. Толстого «Ворона и рак»
  • Наборы для составления схем
  • Разрезные азбуки
  • Карточки для звукового анализа
  • Наглядно-графическая схема

Пропедевтическая работа:

  1. Работа по формированию правильного произношения звука [Р ] у всех детей на индивидуальных занятиях.
  2. Предыдущие логопедические занятия по развитию звукового анализа и синтеза, формированию фонематических представлений.
  3. Дидактические игры.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Сюрпризный момент – появление Буратино.

Логопед сообщает, что Буратино потерял один звук своего имени. Нужно вернуть звук, определив, какой это звук.

Слово: Бу…атино.

Проводится игра «Отгадай слово». Дети  поочерёдно садятся на свои места.

Слова:

  • во…она

ку..тка

шо…ты

со…ока

к..олик

  • …ама

…ысь

кома…

кефи…

ша…

забо…

  1. Основная  часть.

Постановка цели занятия : изучение звука [ Р].

  1. Характеристика звука.
  2. Произнесение звука Р.

Работа над голосом.

                                                     громко

Звери зарычали

                                                     Тихо

Падали камни -     отрывисто.

Грохотал гром  -  раскатисто.

  1. Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед предлагает произнести волшебное заклинание:

Ра-ро-ру-ры

Кра-кро-кру-кры

  1. Выделение звука [Р ]в словах на слух:

Логопед произносит слова:

Торшер , термометр, шлагбаум, колокольчик, оркестр, ракета, инструмент, клубника, трамвай.

  1. Выделение звука [Р] по картинкам.

а) Называние картинок на панно.

б) Отбор картинок на звук [Р].

в) Д/и «Три рейки».

Определение места звука [Р] в слове.

  1. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Руки в стороны развёл,

Низко над землёй нагнулся –

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче, Буратино, стой.

Вот он, ключик золотой!

  1. Составление звуко-слоговых схем слов по индивидуальным картинкам, выкладывание этих слов из букв разрезной азбуки.

Логопед предлагает детям помочь Буратино составить схемы слов.

Слова:

Радуга, ракета, груша, рубашка, розы, рыба, парта, рука.

  1. Заучивание сказки Л.Н. Толстого «Ворона и рак».

а) Чтение сказки Л.Н.Толстого

«Ворона и рак».

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть.

Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Хорошо помню твоего отца и мать. Добрые они были птицы».

Ворона отвечает: «У-гу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы!»  «У-гу»,- второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.

Тогда рак стал говорить про ворону. «Хорошие они все были. А всё не такие, как ты. Ты лучше их». «А-га!»- радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.

б) Беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

- Как называется сказка? Кто её написал?

- О ком эта сказка? О чём она?

- Кто поймал рака?

- Что решила сделать ворона?

- Как удалось раку спастись?

- Как рак перехитрил ворону?

- Какой рак? Назовите признаки.

- А какая ворона? Назовите признаки.

в) Повторное чтение сказки.

г) Пересказ детьми по цепочке.

д) Выделение слов со звуком [Р ] из текста.

  1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

  1.  Согласование числительных с существительными, прилагательных  с существительными.

Д/и «Один-десять».

Один верный друг,

два верных друга и т.д.

  1. Спряжение глаголов в настоящем времени:

Помогать друзьям в трудную минуту

  1.  Анализ звукового состава слова – выделение первого звука в слове.

Д/и «Узнай по первым звукам»

  • гитара

арбуз

радуга

груша

труба

  • роза

шарф

баран

норка

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Используемая литература.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе.- М.: Издательство ГНОМ, 2013.

Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I, II, III

периоды. Пособие для логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка,

совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей

дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие-конспект. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.:

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – Гуманит.изд.центр Владос. – М., 1999.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей:  Дидактический материал для логопедов. – М.: «ГНОМ и Д», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (IIIуровень)

Цель занятия: закрепить правильное произношение звука "Ч" в словах и связном тексте....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

         Дети, имеющие диагноз общее недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении  у них наблюдается ошибки в лексико – грамматическом строе речи, п...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Данная работа служит в качестве вспомогательного инструмента в коррекционной работе с детьми  по обучению грамоте....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме "Насекомые".

Конспект занятия учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме "Насекомые"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группы для детей с ОНР «Транспорт»

Конспект данного занятия предназначен для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие направлено на расширение и активизацию словаря.  Большое внимание уделяется формированию...

КОНСПЕКТ логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (технология продуктивного чтения) Стихотворение Андрея Усачева «Гном и Звезда»

Интерес к чтению в нашем обществе, к сожалению упал. Поэтому необходимо не просто научить детей технике чтения, а подвести к пониманию текста. Обществу необходим читатель, который в условиях информаци...