Конспект фронтального занятия "Дифференциация Ж-Ш
план-конспект занятия по логопедии
Дифференциация Ж-Ш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya-differentsiatsiya_zh-sh.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с ОНР.
Тема занятия: «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш».
Цель занятия: закрепление навыка различения звуков и букв Ж-Ш.
Задачи занятия:
Коррекционные:
- вырабатывать четкое произношение всеми детьми звуков [ж] и [ш] изолированно;
- закрепить навык различения звуков и букв Ж-Ш;
- развивать умение определять позицию звуков в словах;
- развивать фонематический слух;
- развивать высшие психические функции (внимание, мышление, воображение);
- развивать общую и мелкую моторику.
Обучающие:
- закрепить знания о звуках [ж] и [ш], их характеристиках;
- познакомить с правилом написания жи-ши.
Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование – зеркала; карточки с буквами Ж и Ш; счетные палочки; индивидуальные карточки с рядом слогов (с буквами Ж и Ш); карточки со словами с пропущенной буквой И (на закрепление правила написания жи-ши).
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляция звуков.
3. Характеристика звуков.
4. Развитие фонематического слуха.
5. Письмо букв в воздухе.
6. Физкультминутка.
7. Правило.
8. Закрепление правописания жи, ши.
9. Развитие внимания.
10. Выкладывание из счетных палочек.
11. Работа в тетрадях.
12. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Время | |
1 Организационный момент. | Логопед вешает на доску карточки с буквами, просит детей взять зеркала, счетные палочки и сесть на свои места. Далее – предлагает задание. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какая буква здесь написана? - А давайте подумаем, на что похожа буква Ш? - Молодцы. Буква Ш с тремя шипами – не хватать ее руками. Логопед показывает на другую карточку. - А это какая буква? - А на что или кого похожа буква Ж? - Ж похожа на жука, только не жужжит пока. - Ребята, вы уже, наверное, поняли, о каких звуках мы будем сегодня говорить? - О каких? | Дети берут зеркала и счетные палочки, садятся за парты. - Ш. Дети выдвигают предположения. - Ж. Дети выдвигают предположения. - Да. - [Ж], [ш]. | 3 мин | |
2 Основная часть. | 1. Артикуляция звуков. - Правильно. Давайте сначала вспомним, как верно нужно их произносить. Сначала скажем все вместе [ш-ш-ш]. Говорим правильно. Губки у нас округлены и чуть-чуть вытянуты вперед. А где у нас язычок? - Молодцы. А теперь попробуйте правильно сказать перед зеркалом. Все вместе. - Хорошо, а теперь по одному. Все внимательно слушаем друг друга. Далее - то же со звуком [ж]. Логопед следит за правильностью выполнения, при необходимости оказывает помощь. 2. Характеристика звуков. - А давайте вспомним, что мы знаем о звуках [ж] и [ш]. Какой звук [ш]? - Почему он согласный? - А почему глухой? - Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ш-ш-ш]. Не вибрирует? - А какой звук [ж]? - А почему он звонкий? - Правильно. Давайте проверим. Приложим руку к горлышку и произнесем [ж-ж-ж]. Чувствуется вибрация? - Хорошо. А что из перечисленного у них одинаково? Чем похожи звуки [ж] и [ш]? - А чем они отличаются? 3. Развитие фонематического слуха. - А теперь внимательно меня слушайте. Я буду говорить слова, и если в них есть звук [ж], хлопните в ладоши. Словарный материал: Жук, жизнь, машина, моржи, ежик, кошка, шуба, кожа, жар, уши. - Хорошо. А теперь хлопните в ладоши, если в слове есть звук [ш]. Словарный материал: Крыша, лужа, шарик, флажок, лошадь, мышь, жираф, журавль. 4. Письмо букв в воздухе. - Вам понравились задания? - Хорошо. А теперь давайте нарисуем наши буквы в воздухе. Сначала Ш, затем Ж. Логопед показывает. | - Наверху. Дети смотрят в зеркала и говорят [ш-ш-ш] сначала вместе, а затем по очереди. Дети произносят [ж-ж-ж] все вместе и по одному. - Согласный, твердый, глухой. - Потому что не поётся. - Потому что горлышко отдыхает, не вибрирует. Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ш-ш-ш]. - Нет. - Согласный, твердый, звонкий. - Горлышко дрожит. Дети прикладывают руку к горлышку и произносят [ж-ж-ж]. -Да. - Согласные, твердые. - Звук [ш] – глухой, а [ж] – звонкий. Дети внимательно слушают логопеда и хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ж]. Дети хлопают в ладоши при наличии в словах звука [ш]. - Да. Дети рисуют буквы в воздухе. | 10 мин | |
3 Физкультминутка. | - Хорошо, но вы, наверное, устали? Потому все дружно встали и давайте вспомним стишок про снег. Снег, снег, белый снег. Осыпает он нас всех. Дети все на лыжи встали И по снегу побежали. Сегодня из снежного мокрого кома Мы снежную бабу слепили у дома. Стоит наша баба у самых ворот. Никто не пройдет, никто не пройдет, Знакома она уже всей детворе. А Жучка все лает: «Чужой во дворе». Логопед проговаривает стих и показывает движения. | Дети за логопедом повторяют стих и движения. Дети машут руками перед собой, «встают» на лыжи, «бегут». Дети идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком, рисуют руками в воздухе три круга, Грозят указательными пальчиками, Идут по кругу. | 2 мин | |
4 Основная часть (продолжение). | 1. Правило. - Молодцы, ребята, присаживайтесь. А теперь давайте вспомним правило, которое вы учили в прошлый раз и дома. Кто мне первый его расскажет? Далее – логопед спрашивает всех детей. 2. Закрепление правописания жи, ши. Логопед показывает детям карточку со словом, в котором пропущена буква И. - Правило мы с вами повторили, все его знаем. А теперь посмотрите на карточку. Это слово ЛЫЖИ. Но одна буква здесь не дописана. Какой звук в этом слове последний? - Правильно. Мы слышим Ы. Но пишем ЖИ-ШИ всегда с И. Поэтому здесь я напишу букву И. Запомнили? - Хорошо, давайте попробуем вместе. Посмотрите на карточку. Здесь написано слово ЖИРАФ. Но буква после Ж пропущена. Какой звук мы слышим после Ж в слове жираф? - Хорошо. Но мы с вами знаем правило, что жи-ши пишется с И. Значит, какую букву мы напишем после Ж? Ы или И? - Правильно. Запомните, в слогах ШИ-ЖИ мы слышим Ы, но пишем И. - Какой звук мы слышим в слогах ЖИ-ШИ? - А какую букву пишем? 3. Развитие внимания. Логопед раздает детям карточки с рядом слогов жи, ши, жа, жу, ша, жа и др. - А сейчас посмотрите на карточки. Здесь написаны слоги с буквами Ж и Ш. Внимательно слушайте, что вам нужно сделать. Подчеркните только те слоги, где есть буква Ж. Кто сделает, поднимет ручку, я подойду – проверю. Логопед проверяет выполненное детьми задание. 4. Выкладывание из счетных палочек. - А теперь возьмите счетные палочки и выложите 2 первых слога. Вот эти. Логопед показывает. - Все поняли задание? 5. Работа в тетрадях. - Хорошо. А теперь запишите все слоги, которые у вас на листике себе в тетрадь. | Дети садятся. Ребенок поднимает руку и рассказывает. - Жи, ши пиши через И. Все дети рассказывают правило. Дети смотрят на карточку. - [ы]. - Да. Дети смотрят на карточку. - [ы]. - И. -[ы]. -И. Дети внимательно слушают, затем подчеркивают слоги с буквой Ж, после чего поднимают руку. Дети берут счетные палочки и выкладывают слоги. - Да. Дети записывают слоги в тетрадь. | 13 мин | |
5. подведение итогов занятия. | - Хорошо, молодцы. - С какими звуками мы сегодня работали? - Что вам понравилось на занятии? - Как вы поработали сегодня? - Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено. | - [Ж], [ш]. - Рисовать в воздухе. - Хорошо. | 2 мин | |
30 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия "Дифференциация звуков С-З"
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. На данном занятии дети учатся дифференцировать звуки "С-З" с речевом потоке, в слогах, словах, предложениях. Воспитанники упраж...
конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте
Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе детского сада. Для создания учебной мотивации и поддержания интереса знятие проходит форме путешествия в сказочную страну...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»
На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....
Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].
Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1. Образовательная:·...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»
Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР Составила учитель-логопед Абросимова Тамара Владимировна
Совершенствовать умение звукового анализа и синтеза,Автоматизировать звуки "С-З",Учить взаимодействовать детей друг с другом....
Конспект фронтального корреционного занятия на тему "Притяжательные прилагательные"
Итоговое занятие на тему "Притяжательные прилагательные" разработано для детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Цель занятия: закрепить навык практического употребл...