конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Лемешкова Ольга Владимировна

Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе детского сада. Для создания учебной мотивации и поддержания интереса  знятие проходит  форме путешествия в сказочную страну "Звукарию", используются интересные дидактические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_obucheniyu_gramoter.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

в  подготовительной логопедической   группе.

Тема: Звуки [Р] [Р’]. Буква Р.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать аккустико-артикуляционные образы звуков [р] [р'];
  2. Формировать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза  слогов, слов с данными звуками;
  3. Закрепить графический образ  буквы Р;
  4. Формировать навык чтения слов и предложений с данной буквой.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать познавательные процессы: память внимание, логическое мышление;
  2. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес;
  2. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки;
  3. Воспитывать общеучебные навыки.

Оборудование: картинки (можно игрушки) с изображением королевы, деда Буквоеда, бабушки Варвары; разрезная азбука, разрезанные на несколько частей буквы, предметные картинки с изображением овощей, животных, цветов; игрушечные рюкзак и корзинка; д/и «Смешарики», «Шифровка», «Подбери шифр»; таблица букв, напечатанные и разрезанные предложения для телеграммы; схемы слов, схемы предложений, листы бумаги и карандаши для записи букв.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Рассказывается сказочная история.

Есть такая сказочная страна Буквария. В этой стране 33 города, потому что в русском языке 33 буквы. Сегодня мы окажемся в городе, где главной является буква Р.

- Ребята, какие звуки обозначает буква Р?

Поэтому в городе живут люди, в чьих именах слышатся звуки [р] [р'].

  1. Назовите такие имена.

В этом городе едят продукты, выращивают овощи, цветут цветы, растут деревья в названии которых слышатся эти звуки. А управляет этим городом королева Розалия.

И вот однажды дед Буквоед решил стать правителем этого города. Он запер королеву в замке за прочными воротами. На ворота повесил огромный замок с шифром, а ключики от шифра спрятал по городу в разных местах. Чтобы освободить королеву нам придётся найти ключи, а для этого преодолеть различные препятствия.

      - Вы готовы?

  1. Основная часть

  1. Аккустико-артикуляционная характеристика звуков

 - Чтобы преодолеть все препятствия, необходимо вспомнить всё, что мы знаем о звуках [Р] [Р’]

[Р] – согласный, звонкий, твёрдый. Рот открыт, зубы раздвинуты, язык за верхними зубами на альвеолах, дрожит под воздействием сильной воздушной струи.

 - Произнесите этот звук.

[Р'] - согласный, звонкий, мягкий. Рот открыт, зубы раздвинуты, язык за верхними зубами на альвеолах, дрожит под воздействием сильной воздушной струи средняя часть спинки языка приподнята.

- Произнесите этот звук.

  1. Закрепление графического образа буквы Р.  Д/и «Испорченная буква»

А теперь нам нужно вcпомнить, как выглядит буква Р. Дед Буквоед испортил все буквы.

Нам надо их восстановить.

(Детям предлагаются разрезанные на несколько частей буквы, которые нужно сложить)

-Дети, мы вспомнили, как выглядит буква, какие звуки она обозначает, а теперь нам нужно найти все ключи и освободить королеву. А где искать ключи, нам подскажут подсказки, и вот первая подсказка.

3. Д/и «Смешарики»

Посмотрите на полянке играют мячом смешарики.            

Проследив за движением мяча, мы узнаем где спрятан 1 ключ.

( Дети последовательно выкладывают буквы разрезной азбуки, получается слово огород)

- Мы отправляемся в огород искать первый ключ.

  1. Дидактическая игра «Огород». Дифференциация [Р], [Р']

В огороде у бабушки Варвары выросли овощи: горох, помидоры, морковь, перец, огурец, редиска, редька, репка. Нужно помочь Варваре собрать урожай и разложить  овощи в названии которых слышится [р] в корзину, а овощи в названии которых слышится звук [р’] – в рюкзак. После того, как овощи разложены, дети получают 1 ключ ( геометрическую фигуру определённого цвета с цифрой 1).

  1. Д/и «Шифровка».

Ребята, к нам пришла шифровка, в которой зашифрована вторая подсказка.

2

5

1

6

4

3

7

а

з

м

и

а

г

н

(Дети выкладывают буквы разрезной азбуки по порядку номеров и получается слово магазин.)

- Итак мы отправляемся искать ключ в магазин.

5. Д/и « Что лишнее»

На прилавке расположены продукты: творог, сыр, йогурт, торт.

- Какой продукт здесь лишний? (Лишний торт, потому что это не молочный продукт, а кондитерское изделие).

- Какие ещё молочные продукты вы знаете?

- Давайте поделим слова, обозначающие молочные продукты на слоги хлопками.

После выполнения задания дети получают очередной ключ.

         7.  Д/и «Телеграмма»                                                                                        

  -  Дети к нам пришла телеграмма - подсказка, но дед Буквоед перепутал все слова в предложении. Давайте расставим их по-порядку и узнаем, где искать третий ключ.

 (Каждому ребёнку  предлагается разрезанный

на слова  текст телеграммы. Дети читают слова,

 раскладывают их по-порядку, получается фраза:  

Ключ от шифра в зоопарке.

8. Соотнесение схемы со словом в д/и «Зоопарк»

-        В сказочном городе есть замечательный зоопарк, где живут животные и птицы, в названии которых слышится звук [Р] 

-        Какие это животные?(тигр, жираф, страус, рысь, моржи).

(На доске картинки с изображением животных и схемы. Детям предлагается соединить картинку с подходящей схемой.)

9.        Д/и «Что изменилось» (картинки меняются местами)

После выполнения задания дети получают очередной ключ.

10.        Д/и «Отгадай слово по адресу».

В качестве следующей подсказки детям предлагается таблица букв в виде многоэтажного дома. Логопед говорит адрес буквы (подъезд, этаж), дети находят глазами букву и записывают на листе.

  1. Первая буква живёт в 4 подъезде на 3 этаже и т.д.
    В итоге получается слово
    парк.
  2. Мы отправляемся в парк, искать ключ.

11.        Составление предложения по схеме.

  1. В парке цветут красивые цветы. Отгадайте, какие? (розы, ромашки, астры). 

- Придумайте предложение по схеме . (Например: ромашки растут на клумбе.)

 (После выполнения задания дети получают очередной ключ)

- Итак, все ключи к шифру подобраны, и мы можем открыть замок,  но для этого нам нужно разгадать шифр.

12. Д/и «Подбери шифр»

Дети подбирают букву в соответствии с ключом (геометрическая фигура такого же цвета с буквой) и получают слово гроза.

Ворота открываются, королева на свободе, Буквоед побеждён.

  1. Итог занятия

  1. Вспомните и назовите слова с твёрдым звуком [Р].
  2. Назовите слова с мягким звуком [Р']
  3. Какое задание вам показалось самым интересным?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".

В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".

Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме Звуки[Т-Ть]

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учи...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...