конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данное занятие проводится в подготовительной логопедической группе детского сада. Для создания учебной мотивации и поддержания интереса знятие проходит форме путешествия в сказочную страну "Звукарию", используются интересные дидактические игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_obucheniyu_gramoter.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе.
Тема: Звуки [Р] [Р’]. Буква Р.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать аккустико-артикуляционные образы звуков [р] [р'];
- Формировать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза слогов, слов с данными звуками;
- Закрепить графический образ буквы Р;
- Формировать навык чтения слов и предложений с данной буквой.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать познавательные процессы: память внимание, логическое мышление;
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес;
- Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки;
- Воспитывать общеучебные навыки.
Оборудование: картинки (можно игрушки) с изображением королевы, деда Буквоеда, бабушки Варвары; разрезная азбука, разрезанные на несколько частей буквы, предметные картинки с изображением овощей, животных, цветов; игрушечные рюкзак и корзинка; д/и «Смешарики», «Шифровка», «Подбери шифр»; таблица букв, напечатанные и разрезанные предложения для телеграммы; схемы слов, схемы предложений, листы бумаги и карандаши для записи букв.
Ход занятия
- Организационный момент.
Рассказывается сказочная история.
Есть такая сказочная страна Буквария. В этой стране 33 города, потому что в русском языке 33 буквы. Сегодня мы окажемся в городе, где главной является буква Р.
- Ребята, какие звуки обозначает буква Р?
Поэтому в городе живут люди, в чьих именах слышатся звуки [р] [р'].
- Назовите такие имена.
В этом городе едят продукты, выращивают овощи, цветут цветы, растут деревья в названии которых слышатся эти звуки. А управляет этим городом королева Розалия.
И вот однажды дед Буквоед решил стать правителем этого города. Он запер королеву в замке за прочными воротами. На ворота повесил огромный замок с шифром, а ключики от шифра спрятал по городу в разных местах. Чтобы освободить королеву нам придётся найти ключи, а для этого преодолеть различные препятствия.
- Вы готовы?
- Основная часть
- Аккустико-артикуляционная характеристика звуков
- Чтобы преодолеть все препятствия, необходимо вспомнить всё, что мы знаем о звуках [Р] [Р’]
[Р] – согласный, звонкий, твёрдый. Рот открыт, зубы раздвинуты, язык за верхними зубами на альвеолах, дрожит под воздействием сильной воздушной струи.
- Произнесите этот звук.
[Р'] - согласный, звонкий, мягкий. Рот открыт, зубы раздвинуты, язык за верхними зубами на альвеолах, дрожит под воздействием сильной воздушной струи средняя часть спинки языка приподнята.
- Произнесите этот звук.
- Закрепление графического образа буквы Р. Д/и «Испорченная буква»
А теперь нам нужно вcпомнить, как выглядит буква Р. Дед Буквоед испортил все буквы.
Нам надо их восстановить.
(Детям предлагаются разрезанные на несколько частей буквы, которые нужно сложить)
-Дети, мы вспомнили, как выглядит буква, какие звуки она обозначает, а теперь нам нужно найти все ключи и освободить королеву. А где искать ключи, нам подскажут подсказки, и вот первая подсказка.
3. Д/и «Смешарики»
Посмотрите на полянке играют мячом смешарики.
Проследив за движением мяча, мы узнаем где спрятан 1 ключ.
( Дети последовательно выкладывают буквы разрезной азбуки, получается слово огород)
- Мы отправляемся в огород искать первый ключ.
- Дидактическая игра «Огород». Дифференциация [Р], [Р']
В огороде у бабушки Варвары выросли овощи: горох, помидоры, морковь, перец, огурец, редиска, редька, репка. Нужно помочь Варваре собрать урожай и разложить овощи в названии которых слышится [р] в корзину, а овощи в названии которых слышится звук [р’] – в рюкзак. После того, как овощи разложены, дети получают 1 ключ ( геометрическую фигуру определённого цвета с цифрой 1).
- Д/и «Шифровка».
Ребята, к нам пришла шифровка, в которой зашифрована вторая подсказка.
2 | 5 | 1 | 6 | 4 | 3 | 7 |
а | з | м | и | а | г | н |
(Дети выкладывают буквы разрезной азбуки по порядку номеров и получается слово магазин.)
- Итак мы отправляемся искать ключ в магазин.
5. Д/и « Что лишнее»
На прилавке расположены продукты: творог, сыр, йогурт, торт.
- Какой продукт здесь лишний? (Лишний торт, потому что это не молочный продукт, а кондитерское изделие).
- Какие ещё молочные продукты вы знаете?
- Давайте поделим слова, обозначающие молочные продукты на слоги хлопками.
После выполнения задания дети получают очередной ключ.
7. Д/и «Телеграмма»
- Дети к нам пришла телеграмма - подсказка, но дед Буквоед перепутал все слова в предложении. Давайте расставим их по-порядку и узнаем, где искать третий ключ.
(Каждому ребёнку предлагается разрезанный
на слова текст телеграммы. Дети читают слова,
раскладывают их по-порядку, получается фраза:
Ключ от шифра в зоопарке.
8. Соотнесение схемы со словом в д/и «Зоопарк»
- В сказочном городе есть замечательный зоопарк, где живут животные и птицы, в названии которых слышится звук [Р]
- Какие это животные?(тигр, жираф, страус, рысь, моржи).
(На доске картинки с изображением животных и схемы. Детям предлагается соединить картинку с подходящей схемой.)
9. Д/и «Что изменилось» (картинки меняются местами)
После выполнения задания дети получают очередной ключ.
10. Д/и «Отгадай слово по адресу».
В качестве следующей подсказки детям предлагается таблица букв в виде многоэтажного дома. Логопед говорит адрес буквы (подъезд, этаж), дети находят глазами букву и записывают на листе.
- Первая буква живёт в 4 подъезде на 3 этаже и т.д.
В итоге получается слово парк. - Мы отправляемся в парк, искать ключ.
11. Составление предложения по схеме.
- В парке цветут красивые цветы. Отгадайте, какие? (розы, ромашки, астры).
- Придумайте предложение по схеме . (Например: ромашки растут на клумбе.)
(После выполнения задания дети получают очередной ключ)
- Итак, все ключи к шифру подобраны, и мы можем открыть замок, но для этого нам нужно разгадать шифр.
12. Д/и «Подбери шифр»
Дети подбирают букву в соответствии с ключом (геометрическая фигура такого же цвета с буквой) и получают слово гроза.
Ворота открываются, королева на свободе, Буквоед побеждён.
- Итог занятия
- Вспомните и назовите слова с твёрдым звуком [Р].
- Назовите слова с мягким звуком [Р']
- Какое задание вам показалось самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".
В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...
Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»
Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".
Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме Звуки[Т-Ть]
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:- научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учи...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».
Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...