Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР Составила учитель-логопед Абросимова Тамара Владимировна
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме
- Совершенствовать умение звукового анализа и синтеза,
- Автоматизировать звуки "С-З",
- Учить взаимодействовать детей друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 18 «Хрусталик» компенсирующего вида» города Белово
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме «Звук (З), (Зь)»
Составил Учитель-логопед
Абросимова Тамара Владимировна
г. Белово 2012 год
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- учить давать характеристику звуков (З), (Зь);
- учить правильно произносить звуки (З), (Зь), дифференцировать их на слух и в произношении;
- познакомить с предлогами за, из-за, упражнять в их употреблении;
коррекционно-развивающие:
- развивать навыки звуко-слогового анализа слов;
- развивать умение составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги, а также путем преобразования деформированной фразы;
- развивать умение анализировать слова, предложения с этими словами;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, карточки-схемы предлогов, карточки со словами «ГУБЫ», «НАБОР», «ДВЕРИ», «НАРЯД», «ДУБ», «ВАГОН», «КЕФИР», «ПЕЛЕНКА», наглядное пособие «замки» синего и зеленого цвета, фишки зеленого и синего цвета с колокольчиками, игрушки зайца и зебры.
Ход занятия
1. Организационный момент. - На место пойдет тот, кто назовет дикое животное и его детеныша.
2. Развитие артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Артикуляционная гимнастика.
- для челюсти: «бегемотик» - «слоник»;
- для губ: «лягушка» - «дудочка»;
- для языка: «часики», «качели», «чищу зубы», «лопата», «чашка», «лошадка», «грибок».
Работа по развитию дыхания и голоса.
- Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).
- Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок»).
- Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
иуаэ________
иуаэ____________
иуаэ_________________
3. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Объявление темы.
- К нам в гости пришли животные. Кто это? Дети: заяц и зебра.
- Какой первый звук в слове зайка вы слышите? Дети (З).
- Какой первый звук в слове зебра вы слышите? Дети: (Зь).
- возьмите зеркала и посмотрите в каком положении губы, зубы, язык, когда произносите звук (З).
Дети объясняют артикуляцию звука (З):
– губки в улыбке;
- зубы сближены;
- широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;
- холодный воздух идет по центру язычка;
- горлышко «работает».
Характеристика звука: (З) - согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком. (Зь) – согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Развитие фонематического слуха.
- придумайте слова со звуком (З). (Ответы детей)
- придумайте слова со звуком (Зь). (Ответы детей)
- где находится звук (З) в слове заяц? Дети. Звук (З) в слове заяц находится в начале слова.
- где находится звук (З) в слове коза? Дети. Звук (З) в слове коза находится в середине слова.
- разделите слова забор, зонт, звезды, зебра, зима, узоры на части.
Игра «Чудесный мешочек».
Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет какой звук (З или Зь) в названии картинки.
Игра: «Закончи слово».
ЗА: ва.., ро.., гла.., гро..; ЗЫ: ко.., ва.., гро.., бере.., арбу.., моро.., серви…
Игра «Замени букву».
- вам нужно заменить первый звук в словах на звук (З) или (Зь). Какие слова получились? ГУБЫ – ЗУБЫ, КЕФИР - .., НАБОР - .., ДВЕРИ - .., ПЕЛЕНКА - .., НАРЯД - .., ДУБ - .., ВАГОН – … .
- Составление предложений с новыми словами. Запись графической схемы.
4. Физкультминутка.
Мы проверили осанку и свели лопатки. (Дети выполняют упражнения по тексту)
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем легко, как лисята, и попрыгаем как зайчата, и как бельчата.
Свернулся волчонок в клубок, потому что он продрог. (Дети приседают и руками обхватывают ноги)
Лучик волчонка коснулся,
Волчонок сладко потянулся. (Дети встают, руки вверх, потянуться)
Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.
- Игра «Скажи наоборот».
Зи – зы, за – зя, зю – зу, зэ – зе, зо – зё.
- Громко, четко повторяем за мной чистоговорки.
ЗА-ЗА-ЗА – ВОТ ИДЕТ КОЗА.
ЗУ-ЗУ-ЗУ – НЕ БОЮСЬ КОЗУ.
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – НЕТ КОЗЫ.
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – ВЫ ВЫЙГРАЛИ ФЕРЗЯ.
ЗИ-ЗИ-ЗИ – РЕЗИНУ ПРИВЕЗИ.
Знакомство с предлогами за, из-за.
- Дети выполняют следующие действия: спрятаться за шкаф, выйти из-за шкафа
- За что ты спрятался? Дети: - Я спрятался за шкаф.
- Откуда ты потом вышел? Дети: - Я вышел из-за шкафа.
- Составьте предложения с предлогами за, из-за.
5. Итог занятия и оценка деятельности детей.
- С каким новыми звуками мы сегодня познакомились?
- Дайте характеристику каждому звуку?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Назовите диких животных в которых есть звуки (З, Зь)
Литература
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
2. Волина В.В. занимательное азбуковедение. М., 1991.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий II период обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2000.
5. Нищева Н.В. картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношения у детей с ОНР - III уровня в старшей логопедической группе ( II – ой год обучения )
КОНСПЕКТфронтального занятия по формированию звукопроизношения у детей с ОНР - III уровня в старшей логопедической группе ( II – ой год обучения )ТЕМА: «Автоматизация в речи детей звука [Ж]»...
КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношению и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".
КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р"....
Конспект фронтального занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Домашние птицы»
Конспект фронтального занятия по развитию речив старшей логопедической группе по теме «Домашние птицы»Коррекционно-образовательные цели: расширять представлений о внешнем виде,...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.
Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ] и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ТНР :Звук [Ц]
Закрепление и автоматизация произношения слогов,слов,предложений и чистоговорок со звуком [Ц] в речи...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"
Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях....