Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда
материал по логопедии
Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Компьютерные технологии в настоящее время – перспективный инструмент, средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Непрерывное развитие компьютеризации открывает новый, ещё не исследованный дидактико-методический потенциал, обусловленный уникальными возможностями современных программно-аппаратных средств и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В своей работе использую стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинет оснащен ноутбуком, интерактивной доской и проектором. Создаётся медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, содержащих коррекционно-развивающую информацию. Эти средства разрабатываются самостоятельно или заимствуются с сайтов.
Внедрение средств ИКТ в логопедическое занятие имеет ряд преимуществ:
- Информационные и коммуникационные технологии способствуют повышению мотивации у ребёнка, когда дело касается сложной для него работы с исправлением дефекта речи. Он стремится к эталонному произношению, подсознательно анализирует свои ошибки и старается выполнить задание намного лучше, потому что хочет соответствовать герою игры.
- Ребёнок меньше утомляется. Это обусловлено тем, что ИКТ за счёт красочной графики, продуманных игровых историй, современного подхода к разработке самих методических игр для него очень интересны. Следовательно, концентрация внимания и работоспособность сохраняются на протяжении большего времени, чем на традиционных занятиях.
- Программы для детей создаются с использованием дружественного интерфейса с учётом соответствующих конкретному возрасту ментальных и психофизиологических особенностей, что способствует формированию подсознательного стремления ребёнка учиться говорить правильно, исправить собственные ошибки. Особенно стоит отметить категории игр, в которых есть герой, рассматриваемый ребенком как эталон, которому нужно соответствовать.
- ИКТ позволяют обеспечить интересные, красочные, занимательные для дошкольника формы экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения.
- Появляется возможность моделировать коммуникацию между ребёнком и вымышленным компьютерным героем, формировать либо корректировать целевые модели межличностной коммуникации.
- С помощью игровых компьютерных технологий можно существенно уменьшить негативное отношение ребёнка к логопедическим занятиям за счёт возникновения уверенности в себе и желания научиться говорить правильно. Для дошкольника становится более интересным повторение определённых звуков и слогов (что само по себе составляет основу коррекционной деятельности).
- С помощью устройства вывода можно наглядно и доступно показать ребёнку результат его работы на занятии.
- Возможность в определённых пределах проводить компьютерную корректировку голоса ребёнка и изменять чувствительность микрофона (в зависимости от индивидуальных особенностей) позволяет дополнительно повышать качество проделанной дошкольником работы («Послушай, как ты можешь говорить!») и, тем самым, дополнительно мотивировать его к участию в логопедических занятиях.
Принципы использования ИКТ на логопедических занятиях
Совместное использование современных компьютерных и информационных технологий на логопедических занятиях осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. ИКТ выступают как инструмент для коррекционной работы, которая ведётся с опорой на различные анализаторы.
- Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием всех речевых характеристик.
- Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – это способность объективно определять область текущего и ближайшего развития.
- Принцип системности и последовательности обучения – это использование раннее полученных знаний при изучении нового материала, который изменяется от простого к сложному.
- Принцип доступности обучения. Задания предъявляются детям в игровой форме в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребёнка.
- Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. ИКТ позволяют объективно оценить результативность деятельности ребёнка с помощью составления графиков или таблиц, которые наглядно показывают весь процесс обучения.
- Принцип игровой стратегии и введения ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
- Принцип воспитывающего обучения направлен на воспитание у детей волевых и нравственных качеств.
- Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Методический инструментарий учителя-логопеда с применением ИКТ
На логопедических занятиях использую различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это как самостоятельно разработанные инструменты, так и готовые продукты.
Самостоятельно разработанный инструментарий:
- составленные с помощью программного комплекса Microsoft Office карточки и презентации:
1. Презентации по лексическим темам.
Здесь идет отработка лексики по теме, упражнение в правильном словоизменении, словообразовании, правильном употреблении предлогов.
2. Презентации по автоматизации и дифференциации звуков.
Направлены на побуждение ребенка использовать автоматизируемый звук именно на том этапе, на котором ведется работа с данным ребенком. То есть, есть презентации на автоматизацию конкретного звука в словах, во фразах и предложениях, в стихах, в самостоятельной речи. По такому же принципу построены презентации на дифференциацию звуков.
3. Презентации по обучению грамоте.
В данном разделе презентации на побуждение ребенка узнавать буквы, читать слоги и слова, простые предложения. Здесь тоже прослеживается принцип от простого к сложному и, конечно же, игровой подход.
- логопедические интернет-страницы;
- тематические цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
Готовые продукты:
- КИМП - конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для дошкольников с ОВЗ. С помощью программы я создаю документы со всеми составляющими работы с дошкольниками в течение года: общими сведениями, спецификой маршрута, индивидуальной образовательной программой, программой работы с семьей и мониторингом индивидуального развития.
- компьютерные логопедические тренажеры;
- компьютерные тесты из сети Интернет;
- приключенческие квесты и обучающие игры.
Являясь активным слушателем вебинаров, проводимых создателями образовательного портала «Мерсибо», и заинтересовавшись играми, представленными на сайте, я приобрела диски:
- «Звуковой калейдоскоп» для развития фонематического слуха у дошкольников;
- «Звуки в порядке» для автоматизации трудных звуков в слогах, словах и связной речи;
- «Речевой экспресс» развивающие игры для детей с ОНР;
- «Читаем с логопедом» 12 интерактивных игр для знакомства с буквами и звуками.
А также приобретены флешки:
- «Лексические запасы» - набор из 24 игр по лексическим темам. Темы игр подобраны в соответствии с календарным планом на учебный год. Игры помогают проработать лексические темы, развить зрительное внимание, наблюдательность и связную речь. В играх дети узнают новые слова, занимаются с обобщающими понятиями, учатся различать предметы и узнают их особенности. У игр интересный сюжет: надо не просто перечислить слова, а помочь подобрать детям одежду по сезону или организовать доставку в магазине. Такой подход помогает увлечь ребенка на занятиях, повысить эффективность обучения и способствует социализации детей с ОНР обеспечивает включение в общество, готовит к активному участию в социальной жизни.
- электронные рассылки. Во время пандемии был сформирован банк электронных адресов родителей. Индивидуально подбиралась литература и речевой материал для совместной работы родителей с детьми (предварительно получив согласие родителей на рассылку материалов). И по настоящее время заинтересованные родители получают рассылку от учителя-логопеда.
- онлайн участие в Олимпиадах, конкурсах и др.
В январе 2023 г. Приняла участие во Всероссийском тестировании: «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности». (Диплом победителя I степени)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"
В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт....
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда...
Система использования информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.
Выступление на педсовете Система использования информационных компьютерных технологий вработе учителя-логопеда ДОУ. Учитель-логопед МБДОУ д/с №15...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...
Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителя-логопеда. Применение учителем–логопедом в коррекционно–образовательно...
Презентация на тему: "Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Презентация может быть использована в работе учителей-логопедов ДОУ....