Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение ИКТ в работе логопедов ДОУ г.Пласт.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на МО по теме:
«Применение ИКТ в логопедической работе».
Применение компьютера в логопедической работе уже довольно широко распространено в педагогической среде. Чем же это обусловлено? Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий компьютерной программы происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов. Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т.к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.
На вооружении у логопедов нашего детского сада на данный момент имеется несколько компьютерных логопедических программ. Некоторые из них уже используются в работе, другие пока только изучаются.
Это
- Игра «Малышам о звуках».
Разработана Областным центром диагностики и консультирования в г. Челябинск. Направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, имеющих нарушения речи. Включает в себя более 20 игр и заданий по различению гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и грухих согласных звуков, а также заданий по проведению звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Компьютерная технология «Игры для Тигры»
Программа построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Она позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Всего более 50 упражнений. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию:
- длительности и силы речевого выдоха,
- громкости (интенсивности) и юмора голоса,
- темпо-ритмической организации,
- интонационной выразительности,
- четкости и разборчивости речи.
- неречевого слухового гнозиса,
- речевого слухового гнозиса,
- звукового анализа и синтеза,
- структуры значения слова,
- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),
- грамматического значения слова,
- коммуникативных навыков детей.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
- Аудиодиск «Учимся говорить правильно».
Включает в себя более 1000 различных чистоговорок, скороговорок и стихотворений на звуки, нарушенные в произношении у детей: свистящие, шипящие и соноры. Имеется возможность самостоятельной работы ребенка с диском: диктор произносит чистоговорку, и предлагает ребенку ее повторить — далее следует пауза, в течении которой должен говорить ребенок.
Все эти игры и программы предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяют построить работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
В процессе использования компьютерных программ в работе с детьми с нарушениями речи решается ряд задач:
I. Ознакомительно-адаптационные задачи:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- знакомство детей с компьютерной программой и ее главными героями;
- преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь» в процессе проведения коррекционных занятий.
II. Коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
- коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматических компонентов языка;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
- развитие знаковой функции сознания;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие вербальной и зрительной памяти;
- развитие внимания;
- развитие мотивационной сферы детей;
- развитие эмоционально-волевой сферы детей: воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
Ш. Задачи по развитию творчества детей:
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности.
Таким образом, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда...
Система использования информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.
Выступление на педсовете Система использования информационных компьютерных технологий вработе учителя-логопеда ДОУ. Учитель-логопед МБДОУ д/с №15...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...
Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителя-логопеда. Применение учителем–логопедом в коррекционно–образовательно...
Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда
Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда...
Презентация на тему: "Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Презентация может быть использована в работе учителей-логопедов ДОУ....