Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (подготовительная группа)
В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителя-логопеда. Применение учителем–логопедом в коррекционно–образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорит процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредит появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternye_tehnologii_v_dou_ikt.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование средств
информационных компьютерных технологий в
работе учителя-логопеда
Поздеева С. Е.
учитель – логопед
МБДОУ «Ромашка»
В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителя-логопеда. Применение учителем–логопедом в коррекционно–образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорит процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредит появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:
- повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях;
- закрепить пройденный и изучаемый учебный материал;
- сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций;
- развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы;
- снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых;
- индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп);
- освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
- развивать зрительно-двигательную координацию;
- активизировать мыслительную деятельность детей;
- способствовать положительной динамике развития.
Преимущества использования информационно-компьютерных технологий:
- Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
- Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
Формы работы учителя-логопеда в коррекционном процессе с использованием средств ИКТ условно можно разделить на 4 блока.
№ | Блок | Задачи |
1 | Коррекция и развитие речи дошкольников | Формирование произношения. Развития фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений. Овладение элементами грамоты. Формирование лексико-грамматических средств языка. Развитие связной речи. Развитие мелкой и крупной моторики Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии. |
2 | Мониторинг речевого развития дошкольников | Определение уровня сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года. Уточнение структуры дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных речи (речевого профиля) Формулирование направления индивидуальной и фронтальной коррекционной работы. Комплектование группы детей на основе общности структуры нарушений речи. Отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценивание эффективности коррекционно-педагогической работы за отчетный период Оценивание влияния образовательного процесса в ДОУ на развитие ребенка. |
3 | Организация автоматизированного рабочего места учителя-логопеда | Помочь педагогу в проведении занятий, подготовке к занятиям, как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения. Возможные корневые разделы АРМ учителя-логопеда:
|
4 | Взаимодействие со смежными специалистами и родителями | Предупреждение перегрузок, создание климата психологического комфорта для ребенка с нарушениями речи. Расширение кругозора и обогащение представлений об окружающем. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: мотивации, самостоятельности, произвольности и саморегуляции. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Объединение усилий для развития и воспитания детей. Создание атмосферы взаимопонимани, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. |
Литература:
1. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда...
Система использования информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.
Выступление на педсовете Система использования информационных компьютерных технологий вработе учителя-логопеда ДОУ. Учитель-логопед МБДОУ д/с №15...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...
Презентация на тему: "Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Презентация может быть использована в работе учителей-логопедов ДОУ....
Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...
Презентация проекта «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»
Формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности в результате оптимизации коррекционного процесса средствами ИКТ....