ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
статья по логопедии на тему
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.
Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk-96_kolokolova_s.n_statya.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
Колоколова С.Н.
Учитель-логопед
МБДОУ д/с №12 с.Белая Глина
Аннотация: Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.
Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Ключевые слова: Информационные технологии, компьютерные технологии, дошкольный возраст, дизартрия, обучение, коррекция речи.
THE USE OF INFORMATION COMPUTER TECHNOLOGY IN THE TEACHER-SPEECH THERAPIST WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH. TNR.Kolokolova S. N.
Teacher-speech therapist
MBDOU d/s n 12 s White Clay
Abstract: the Modern period of society development is characterized by strong influence on it computer technologies that penetrate all spheres of human activity.
An integral and important part of these processes is the computerization of education. Currently, Russia is building a new education system. This process is accompanied by significant changes in pedagogical theory and practice, educational process, content of learning technologies, which should be adequate to modern technical possibilities and to promote the harmonious child's entry into the information society. Computer technologies have become not an additional "makeweight" in training, but an integral part of the educational process, significantly enhancing its effectiveness.
Key words: Information technology, computer technology, preschool age, dysarthria, learning, speech correction.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет у них наличие неярких, стертых симптомов поражения центральной нервной системы, что позволяет диагностировать стертую форму дизартрии. Сложная структура речевого дефекта при данном виде нарушения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С.Выгодский, Н.И.Жинкин, Г.В.Гуровец, С.Н.Маевская, Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская и др.). Оптимальному решению данной задачи способствует использование в коррекционной работе с детьми специализированных компьютерных технологий.[4]
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного обучения (Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. [3]
Необходимо отметить, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.[6]
Исходя из вышесказанного, хочу более подробно остановится на организация эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и интернет-технологий.
Направления деятельности:
- диагностика средствами ИКТ;
- эффективное использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях;
- консультационная и просветительская поддержка родителей и эффективное использование ИКТ;
1. Организация диагностики и мониторинга средствами ИКТ.
Обследование речи дошкольников учителем-логопедом должно быть максимально приближено к привычным и естественным для них видам деятельности (игровой, практической). Например, диагностические задания могут быть предложены одному ребенку или подгруппе (2-3) человека с использование ИК технологий. Так можно использовать программу MS PowerPoint, с помощью которой создаются тематические слайды для обследования устной речи дошкольников.
Этот вид презентаций отличается простотой использования и легкостью видоизменения содержания, основных параметров и настроек. Она основана на демонстрации слайд-шоу и необходима для оптимизации образовательного процесса. Чередование текста, графики, видео и звукового ряда позволяет донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. В состав данного вида презентаций включается графические объекты, диаграммы, фотографии и схемы. Возможность наложения звуковых эффектов и внедрения небольших видеороликов обеспечивается использованием технологии видеомонтажа и редактирования звука. Основой любой мультимедийной презентации являются: сюжетная линия, сценарий и навигационная структура. Навигационная структура, как правило, представлена «меню управления».[2]
Таким образом, можно сделать вывод: наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние речи ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.
2.Использование ИКТ на индивидуальных и фронтальных занятиях.
"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Учитель-логопед имеет большое количество дидактических и демонстрационных материалов в бумажном варианте. Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации быстро приобретают неопрятный вид. Персональный компьютер и программное обеспечение позволяют логопеду разработать демонстрационные и обучающие авторские цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР). Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.[1]
Использование ИКТ на логопедических занятиях в детском саду помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) применяются для:
- развития артикуляционной моторики “Артикуляционная гимнастика”;
- автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
- развития мелкой моторики “Пальчиковая гимнастика”;
- дифференциации звуков слогах, словах, предложениях и связной речи;
Задание: Определи, в каких словах первый звук звонкий. Щелкни по картинке, где изображены такие слова.
- развития связной речи и познавательных способностей;
- для проведения в игровой форме обобщающих заданий.
Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу логопеда. [5]
Занятия с использованием компьютера должны проводиться фрагментарно, при этом обязательно соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
– использование новых моделей компьютера;
– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
– до начала занятия и после проводить гимнастику для глаз (со специально изготовленным пособием), во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).
Время и место проведения гимнастики
Зрительная гимнастика проводится дважды в течение развивающего занятия с использованием компьютера: первый раз - в середине работы на компьютере (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и второй раз - по окончании работы на компьютере или после завершения всего развивающего занятия с использованием компьютера (после заключительной части).
Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1 минуте.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Очень интересна компьютерная технология "Игры для Тигры".[7] Работа с данной технологией проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.
Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
3.Безусловно, большое значение в применении ИКТ учителем-логопедом уделяется работе с родителями.
Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, разработка домашних заданий и др. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей логопедических групп можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео-материалами.
Таким образом, целенаправленное использование компьютерной технологии в процессе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи позволяет оптимизировать процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.
Список использованной литературы
1. Веденина Е.Р. Развивающие и обучающие компьютерные игры в ДОУ. // Воспитатель ДОУ, 2010.
2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.
3. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.
4. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.
5. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. // Логопед в детском саду. – 2006. — № 6.
6. Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников. // Воспитатель ДОУ. — 2010. — № 7.
7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.
Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...
Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями
В статье предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
В данном докладе предоставлены материалы из опыта работы педагогов детскогосада по взаимодействию и сотрудничеству с семьёй в области музыкаль-ного воспитания детей....
Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.
Слово "синквейн" с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.Сочинять стихи в этом стиле несложно даже детям. Это один из эффективных метод...
«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприяти...
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019
В данной статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом в индивидуальных занятиях по формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...