Конспект занятия "Транспорт. ПДД. Звуки Б, Бь. Буква Б".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Основы грамотности) в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 158.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Степоненкова Светлана Александровна, учитель – логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 6 «Светлячок»; сот. тел.: 8-913-375-17-49, эл. почта: sweta0680@mail.ru
Номинация: «Моё лучшее занятие» - конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Основы грамотности) в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Транспорт. ПДД. Звуки Б и Бь, буква Б».
Цель: закрепление знаний о видах транспорта, правилах дорожного движения; знакомство со звуками Б, Бь; буквой Б.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт. ПДД».
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Способствовать развитию зрительного внимания и восприятия.
- Способствовать развитию речевого слуха и фонематического восприятия.
- Способствовать развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Способствовать развитию координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Тип занятия: закрепления имеющихся знаний по лексической теме и формирование умений и навыков звукового и слогового анализа.
Материально – техническое обеспечение: магнитная доска, игровое поле и плоскостные изображения транспорта, плоскостные изображения 4-х гаражей, контейнер с карандашами, предметные картинки по теме «Транспорт. ПДД». Мультимедийный проектор для демонстрации видео и аудио материала. Сигналы – символы звуков, изображение буквы Б, картинка «батон» и схема слова, фишки для обозначения гласных и согласных звуков.
Предварительная работа. Разучивание упражнения «Едем-едем на машине».
Технологическая карта:
Этапы занятия | Задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
1.Организационный момент | Психологически настроить воспитанников на работу | Логопед приветствует детей. Игра «Ну-ка, все встали в круг» | Включаются в ситуацию, выполняют движения в соответствии со словами в музыке. | Самоорганизация, настрой на деятельность | Приветствуют, правильно выполняют упражнение. |
Введение в игровую ситуацию | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность | Логопед рассказывает о письме от Аркадия Паровозова, предлагает детям послушать звуки и загадывает загадку. | Включаются в игровую ситуацию, слушают загадку. | Настрой на предстоящую деятельность, активизация мыслительных процессов. | выстраивают диалог, отгадывают загадку |
2. Основная часть Актуализация речевых умений | Активизировать речевую деятельности, имеющиеся у воспитанников знания и опыт. | Логопед предлагает детям игру «Найди место» (дифференциация видов транспорта) и дает задание составить предложения. Затем детям предлагается игра «Поставь в гараж» (деление слов на слоги) | Включаются в активную познавательно-речевую деятельность. | Умение удерживать поставленную задачу, действовать по инструкции. | Правильно выполняют задания |
Постановка «детской» цели Решение вопроса проблемного характера | Логопед предлагает разгадать «шифровку» (графический диктант). | Выполняют задание по слуховой инструкции. | Получение опыта решения проблемной ситуации. | Получают загаданную взрослым картинку | |
Введение нового материала в систему знаний | Создать условия для автоматизации речевых навыков. | Предлагается игра «Сигнальщики» на слуховую дифференциацию звуков по твердости – мягкости. Отгадывание загадки. Выполнение звукового анализа слова БАТОН Логопед знакомит детей с буквой Б, читает стихотворение. Проводится распевка и чтение слогов детьми. | Выполняют задание, основываясь на имеющемся опыте. Учатся анализировать свою работу, сравнивать с правильным образцом.. | Формирование опыта успешного преодоления трудностей. | Анализ индивидуальных достижений, фиксация результата. |
3. Заключительная часть Осмысление (итог) | Проговаривание детьми условий, которые позволили добиться цели. Подведение итога. Рефлексия. | Логопед хвалит детей, напоминает им о безопасности и о правилах поведения на проезжей части. Предлагает посмотреть мультфильм про Аркадия Паровозова. Проводит рефлексию. | Дают оценку своей работе. | Умение подвести итоги проделанной работы. | Просматривают мультфильм |
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед: Ребята, встаньте в круг для приветствия друг друга. Игра «Ну-ка, все встали в круг» (приложение 1: песенка – приветствие Е. Железновой «Ну-ка, все встали в круг…»)
Логопед: присядьте и послушайте: «Сегодня утром я получила письмо от Аркадия Паровозова. Вы знаете, кто это?»
(ответы детей)
– Да, он всегда приходит на помощь в трудную минуту, а сегодня ему нужна наша помощь. В письме есть разные задания. Мы поможем Аркадию Паровозову, выполним все задания?
Что вы слышите? (приложение 2: звуки проезжей части города)
(Ответ: звуки улицы)
- Теперь отгадайте загадку:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей,
Что это скажи скорей?
(транспорт)
- Основная часть.
- Игра «Найди место» (приложение 3)
Посмотрите, на столе лежат картинки с изображением различного транспорта, на доске – игровое поле. Выберите себе по картинке, найдите им место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.
У детей картинки: самолет, воздушный шар, вертолет; корабль, лодка, парусник; легковой автомобиль, гоночная машина, автобус.
Логопед. Хорошо. Вы правильно разместили картинки и составили красивые предложения.
- Игра «Поставь в гараж» (приложение 4)
Логопед. А теперь давайте расставим транспорт по гаражам. В первый гараж вы поставите машины, в названиях которых 1 слог, во второй - два слога, и т.д.
Прикрепляйте машину и проговаривайте ее название по слогам.
А следующее задание-
- Шифровка (графический диктант). Давайте ее разгадаем.
4 клетки вправо, 2 клетки вверх, 8 клеток вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх.
Что у вас получилось? Дорисуйте колеса.
Физ. минутка: (выполняем движения по тексту)
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем – выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники смывают капли –
Вправо-влево, чистота!
Ветер волосы взъерошил.
Мы – шоферы, хоть куда.
- А сейчас давайте вспомним нашу распевку - развитие просодических компонентов речи (приложение 5).
Дети стоят с закрытыми глазами:
Открываем мы глаза. Вдох – и долго тянем: А-А-А | |
Утром солнышко взошло. Снизу вверх мы тянем: О-О-О | |
Днем по горкам едем мы: Ы-Ы-Ы | |
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетает: У-У-У |
- Игра «Сигнальщики».
Логопед произносит слова со звуками Б и Бь, а детям нужно поднять соответствующий сигнал: синий – звук твердый, зеленый – звук мягкий.
Слова: белка, бейсболка, брусника, брюки, бинт, библиотекарь, азбука, рыба, арбуз, яблоко, обезьяна, клубника, бабочка.
- А теперь, отгадайте загадку:
Средь хлебов продолговатых
Он – блондинистый барон,
И известен всем ребятам:
Славен корочкой – … БАТОН.
Звуковой анализ слова БАТОН
В этом слове 5 звуков: 3 согласных твердых, 2 гласных.
Дети, а где «живут» звуки, как называется их дом?
- Правильно буква!
- Знакомство с буквой Б:
Буква Б – с большим брюшком,
В кепке, с длинным козырьком.
- На что еще похожа буква Б?
- Распевка, чтение слогов (приложение 6)
- Заключительная часть.
- Вы все сегодня большие молодцы. Я хочу еще раз напомнить вам о безопасности и о правилах поведения на проезжей части, давайте посмотрим мультфильм.
Мультфильм про Аркадия Паровозова. (приложение 7)
Рефлексия: - Мы помогли Аркадию Паровозову? Чем? (выполнили все его задания и запомнили ПДД)
- Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
- Что было самым сложным?
- Как мы сможем использовать полученные знания?
- а сейчас давайте попрощаемся и закончим наше занятие (приложение 8: «Прощалка»)
Итоги (анализ) занятия:
В ходе занятия у воспитанников расширились представления о транспорте, его видах, ПДД; воспитанники закрепили умение выполнять слоговой анализ слов. Дети упражнялись в выполнении графического диктанта, что способствует развитию слухового внимания и координации «ухо-рука-глаз». Воспитанники познакомились с новой буквой, упражнялись в дифференциации согласных звуков по признаку «твердости – мягкости». Воспитанники способны выполнить звуковой анализ заданного взрослым слова, умеют работать самостоятельно и в команде, стремятся доводить начатое дело до конца. Полученные знания помогут им в повседневной жизни соблюдать ПДД, выполнять звуковой и слоговой анализ слов. Знания, полученные на занятии можно будет применить в будущем на уроках в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"
Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"...
Конспект НОД Тема: Звук [С] и буква С (В гостях у сказки)
НОД (фронтальное) Старшая группа....
Конспект НОД. Тема: « Звуки [ п], [пь ].Буква П.»
Конспект НОД. Тема: « Звуки [ п], [пь ].Буква П.»...
Конспект НОД: «Согласный звук Ш и буква Ш
Познакомить детей с согласным глухим твёрдым звуком [ш] и буквой «ш...
Конспект логопедического занятия "Звуки "Г", "Гь". Буква "Г".
Тема : Звуки «Г», «Гь». Буква «Г».Цель: Закрепление правильного произношения звука «Г»;Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкатель...
Конспект фронтального занятия "Звуки В - Вь. Буква В"
Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...
Конспект фронтального занятия "Звуки Д - Дь. Буква Д"
Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...