Конспект занятия "Транспорт. ПДД. Звуки Б, Бь. Буква Б".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Степоненкова Светлана Александровна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Основы грамотности) в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx158.86 КБ

Предварительный просмотр:

Степоненкова Светлана Александровна, учитель – логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 6 «Светлячок»; сот. тел.: 8-913-375-17-49, эл. почта: sweta0680@mail.ru 

Номинация: «Моё лучшее занятие» - конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Основы грамотности) в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Тема: «Транспорт. ПДД. Звуки Б и Бь, буква Б».

Цель: закрепление знаний о видах транспорта, правилах дорожного движения; знакомство со звуками Б, Бь; буквой Б.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт. ПДД».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.

 Коррекционно-развивающие задачи

  1. Способствовать развитию зрительного внимания и восприятия.
  2.  Способствовать развитию речевого слуха и фонематического восприятия.
  3. Способствовать развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  4. Способствовать развитию координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Тип занятия: закрепления имеющихся знаний по лексической теме и формирование умений и навыков звукового и слогового анализа.

Материально – техническое обеспечение: магнитная доска, игровое поле и плоскостные изображения транспорта, плоскостные изображения 4-х гаражей, контейнер с карандашами, предметные картинки по теме «Транспорт. ПДД». Мультимедийный проектор для демонстрации видео и аудио материала. Сигналы – символы звуков, изображение буквы Б, картинка «батон» и схема слова, фишки для обозначения гласных и согласных звуков.

Предварительная работа.  Разучивание упражнения «Едем-едем на машине».

Технологическая карта:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1.Организационный момент

Психологически настроить воспитанников на работу

Логопед приветствует детей.

Игра «Ну-ка, все встали в круг»

Включаются в ситуацию, выполняют движения в соответствии со словами в музыке.

Самоорганизация, настрой на деятельность

Приветствуют, правильно выполняют упражнение.

Введение в игровую ситуацию

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность

Логопед рассказывает о письме от Аркадия Паровозова, предлагает детям послушать звуки и загадывает загадку.

Включаются в игровую ситуацию, слушают загадку.

Настрой на предстоящую деятельность, активизация мыслительных процессов.

выстраивают диалог, отгадывают загадку

2. Основная часть  

Актуализация речевых умений

Активизировать речевую деятельности, имеющиеся у воспитанников знания и опыт.

Логопед предлагает детям игру «Найди место» (дифференциация видов транспорта) и дает задание составить предложения.

Затем детям предлагается игра «Поставь в гараж» (деление слов на слоги)

Включаются в активную познавательно-речевую деятельность.

Умение удерживать поставленную задачу, действовать по инструкции.

Правильно выполняют задания

Постановка «детской» цели Решение вопроса проблемного характера

Логопед предлагает разгадать «шифровку» (графический диктант).

Выполняют задание по слуховой инструкции.

Получение опыта решения проблемной ситуации.

Получают загаданную взрослым картинку

 Введение нового материала в систему знаний

Создать условия для автоматизации речевых навыков.

Предлагается игра «Сигнальщики» на слуховую дифференциацию звуков по твердости – мягкости.

Отгадывание загадки.

Выполнение звукового анализа слова БАТОН

Логопед знакомит детей с буквой Б, читает стихотворение.

Проводится распевка и чтение слогов детьми.

Выполняют задание, основываясь на имеющемся опыте. Учатся анализировать свою работу, сравнивать с правильным образцом..

Формирование опыта успешного преодоления трудностей.

Анализ индивидуальных достижений, фиксация результата.

 3. Заключительная часть

Осмысление (итог)

Проговаривание детьми условий, которые позволили добиться цели. Подведение итога.

Рефлексия.

Логопед хвалит детей, напоминает им о безопасности и о правилах поведения на проезжей части.

Предлагает посмотреть мультфильм про Аркадия Паровозова.

Проводит рефлексию.

Дают оценку своей работе.

Умение подвести итоги проделанной работы.

Просматривают мультфильм

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, встаньте в круг для приветствия друг друга. Игра «Ну-ка, все встали в круг» (приложение 1: песенка – приветствие Е. Железновой «Ну-ка, все встали в круг…»)

Логопед: присядьте и послушайте: «Сегодня утром я получила письмо от Аркадия Паровозова. Вы знаете, кто это?»

 (ответы детей)

 – Да, он всегда приходит на помощь в трудную минуту, а сегодня ему нужна наша помощь. В письме есть разные задания. Мы поможем Аркадию Паровозову, выполним все задания?

Что вы слышите?  (приложение 2: звуки проезжей части города)

(Ответ: звуки улицы)

- Теперь отгадайте загадку:

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей,

Что это скажи скорей?

(транспорт)

  1. Основная часть.
  1. Игра «Найди место» (приложение 3)

Посмотрите, на столе лежат картинки с изображением различного транспорта, на доске – игровое поле. Выберите себе по картинке, найдите им место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.

У детей картинки: самолет, воздушный шар, вертолет; корабль, лодка, парусник; легковой автомобиль, гоночная машина, автобус.

Логопед. Хорошо. Вы правильно разместили картинки и составили красивые предложения.

  1. Игра «Поставь в гараж» (приложение 4)

Логопед. А теперь давайте расставим транспорт по гаражам. В первый гараж вы поставите машины, в названиях которых 1 слог, во второй - два слога, и т.д.

 Прикрепляйте машину и проговаривайте ее название по слогам.

А следующее задание-

  1. Шифровка (графический диктант). Давайте ее разгадаем.

4 клетки вправо, 2 клетки вверх, 8 клеток вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх.

Что у вас получилось? Дорисуйте колеса.

Физ. минутка: (выполняем движения по тексту)

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем – выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники смывают капли –

Вправо-влево, чистота!

Ветер волосы взъерошил.

Мы – шоферы, хоть куда.

  1. А сейчас давайте вспомним нашу распевку - развитие просодических компонентов речи (приложение 5).

Дети стоят с закрытыми глазами:

Открываем мы глаза.

Вдох – и долго тянем:

А-А-А

Утром солнышко взошло.

Снизу вверх мы тянем:

О-О-О

Днем по горкам едем мы:

 Ы-Ы-Ы

Ночью смотрим на звезду,

Сверху вниз слетает:

У-У-У

  1. Игра «Сигнальщики».

Логопед произносит слова со звуками Б и Бь, а детям нужно поднять соответствующий сигнал: синий – звук твердый, зеленый – звук мягкий.

Слова: белка, бейсболка, брусника, брюки, бинт, библиотекарь, азбука, рыба, арбуз, яблоко, обезьяна, клубника, бабочка.

M:\Мой РАБОЧИЙ стол\Открытое занятие 30.03.2020\mickey-mouse-ears-template-headband-175294-4223571.png

  1. А теперь, отгадайте загадку:

Средь хлебов продолговатых

Он – блондинистый барон,

И известен всем ребятам:

Славен корочкой – … БАТОН.

Звуковой анализ слова БАТОН

C:\Users\Светлана\Desktop\6472.jpg

В этом слове 5 звуков: 3 согласных твердых, 2 гласных.

Дети, а где «живут» звуки, как называется их дом?

- Правильно буква!

  1. Знакомство с буквой Б:

Буква Б – с большим брюшком,

В кепке, с длинным козырьком.

M:\Мой РАБОЧИЙ стол\Открытое занятие 30.03.2020\p24_10001.jpg

-  На что еще похожа буква Б?

  1. Распевка, чтение слогов (приложение 6)

  1. Заключительная часть.

- Вы все сегодня большие молодцы. Я хочу еще раз напомнить вам о безопасности и о правилах поведения на проезжей части, давайте посмотрим мультфильм.

Мультфильм про Аркадия Паровозова. (приложение 7)

Рефлексия: - Мы помогли Аркадию Паровозову? Чем? (выполнили все его задания и запомнили ПДД)

 - Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

- Что было самым сложным?

- Как мы сможем использовать полученные знания?

- а сейчас давайте попрощаемся и закончим наше занятие (приложение 8: «Прощалка»)

Итоги (анализ) занятия:

В ходе занятия у воспитанников расширились представления о транспорте, его видах, ПДД; воспитанники закрепили умение выполнять слоговой анализ слов. Дети упражнялись в выполнении графического диктанта, что способствует развитию слухового внимания и координации «ухо-рука-глаз». Воспитанники познакомились с новой буквой, упражнялись в дифференциации согласных звуков по признаку «твердости – мягкости». Воспитанники способны выполнить звуковой анализ заданного взрослым слова, умеют работать самостоятельно и в команде, стремятся доводить начатое дело до конца. Полученные знания помогут им в повседневной жизни соблюдать ПДД, выполнять звуковой и слоговой анализ слов. Знания, полученные на занятии можно будет применить в будущем на уроках в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"

Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"...

Конспект НОД. Тема: « Звуки [ п], [пь ].Буква П.»

Конспект НОД. Тема: « Звуки  [ п], [пь ].Буква П.»...

Конспект НОД: «Согласный звук Ш и буква Ш

Познакомить детей с согласным глухим твёрдым звуком [ш] и буквой «ш...

Конспект логопедического занятия "Звуки "Г", "Гь". Буква "Г".

Тема : Звуки  «Г», «Гь». Буква «Г».Цель: Закрепление правильного произношения звука «Г»;Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкатель...

Конспект фронтального занятия "Звуки В - Вь. Буква В"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...

Конспект фронтального занятия "Звуки Д - Дь. Буква Д"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...