Конспект НОД Тема: Звук [С] и буква С (В гостях у сказки)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность (логопедическая коррекция)
Старшая группа (фронтальное)
Тема: Звук [С] и буква С
(В гостях у сказки)
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная:
- Автоматизировать звук [С];
- Познакомить с буквой С.
2.Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику;
- Развивать речевое дыхание;
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза слогов.
- Развивать навык слогослияния;
- Развивать и обогащать активный словарь по теме «В гостях у сказки»;
- Развивать психические процессы.
3.Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа:
Художественное творчество: изготовление снеговика из полосок бумаги, изготовление макета ёлки из вырезанных детских ладоней.
Оборудование:
Доска, таблица «Гласные и согласные звуки»; Коробочка «Символы звуков», индивидуальные зеркала, дидактическое пособие «Звуковые часы», карточка для определения позиции звука в слове – «звуковая птичка» (снегирь); предметные картинки героев сказок со звуком [С], книга сказок, снеговик для игры «Сигнальщики», макет ёлки, бумажные следы, карточки с буквой С для художественного творчества, материал для развития мелкой моторики, снежинка из бумаги на верёвочке.
Словарная работа:
Снегурочка, снег, снеговик, снежинка, снегирь
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
- Организационный момент:
(Дети сидят на стульчиках. Под музыку появляется Снегурочка)
Снегурочка:
Я Снегурочка из сказки,
К вам спешила для чудес.
А из какой сказки я?
Ответы детей:
Из сказки Снегурочка и лиса
- Психогимнастика: «Холодный ветерок»
Снегурочка:
Ребята, на улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Поработали, отогрелись, расслабились.
(Дети выполняют имитационное движение)
- Дыхательное упражнение:
(Дети стоят на ковре)
Снегурочка:
Ребята, ветер дул и принес нам посмотрите что!
Дети:
Снежинки!
Снегурочка:
Ребята, а давайте в нашем сказочном лесу посмотрим как летают снежинки.
Возьмите снежинки, вдохните воздух носом и подуйте на них.
Ветер дует сильный, слабый.
(Дети выполняют задание с разным напором воздуха)
- Основная часть.
- Снегурочка:
Дети, давайте на свои места полетим как снежинки, легко и плавно.
(Дети садятся на места)
Снегурочка:
Сейчас я покажу какую интересную книгу вам принесла. Вы, отгадайте про какого сказочного персонажа я буду говорить.
(Дети отгадывают фразу из сказки, определяют первый звук в слове и размещают на доске картинку)
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит
Снегурочка:
Ребята, что горит в зубах у крокодила.
Дети: Ответы детей.
Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко
Снегурочка:
Кто прыгнул над огнем?
Храбрый снежный почтовик,
В тёмный лес пойдёшь
И письмо снесёшь
Снегурочка:
Кто храбрый, снежный почтовик?
Снегурочка:
Ребята, какой одинаковый звук слышится в словах.
Дети:
Звук [С],
Снегурочка:
На что похож звук [С]?
Дети: С-с-с! Насос работает
(имитация движения насоса), льётся вода.
- Артикуляция, характеристика звука [С]: символ, цвет.
Артикуляционная гимнастика:
Снегурочка:
Я очень люблю сказки, и знаю одну про «веселого язычка»
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику «Сказка про весёлого язычка»)
Что-бы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка.
Проснулся язычок, открыл окно. Увидел солнышко улыбнулся. Почистил зубы. Вышел на улочку и увидел кошку. Кошка рассердилась на собачку. Язычок погладил кошку и пошел гулять.
Снегурочка:
Звук [С] какой имеет характер?
Ребёнок:
Звук [С]: согласный, глухой, твердый.
Снегурочка:
Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
Дети:
Синим кругом
- Игра «Сигнальщики»
(Снегурочка предлагает взять символы звук [С]. Дети у снеговика берут пуговки, синий круг.)
Снегурочка:
Ребята, как только услышите в ряду звуков звук [С], поднимите символ, если не услышите, не поднимайте символ.
(Дети по необходимости поднимают синий круг)
(Снегурочка произносит ряд звуков)
Снегурочка:
Произносит ряд звуков: А, У, О, С, П, М, С
Ряд слогов: КА, ТА, СА, ПА, СО
Ряд слов: КИТ, КОТ, СОК, ТОМ, СУП
4.Автоматизация звука в слогах. Проговаривание чистоговорок.
Снегурочка:
Ребята, сейчас мы отправимся в зимний лес к елочке. Нас ждет сказочный ковер-самолет он нам поможет добраться до волшебной елочки.
(Дети мысленно садятся на ковёр-самолёт)
Снегурочка:
Взлетаем! Что мы видим, приближаясь к лесу?
(Дети передвигаются под музыку)
Са-Са-са – смотрите вон лиса
Су-су-су – видели лису
Со-Со-Со – смотрите колесо
5. Определение позиции звука по картинкам (звуковая птичка). Деление слов на части (хлопками).
Снегурочка:
Вот мы и прилетели. Посмотрите, как много снегирей («Звуковая птичка») на елочке. Они для вас приготовили подарки.
(Под ёлкой коробочка с подарками-картинками для звукового анализа)
Снегурочка:
Теперь можно возвращаться обратно. Передвигаться мы будем по следам.
6. Физ. минутка:
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
Снегурочка:
Ребята, присаживайтесь на свои места. Сейчас поиграем с птичкой.
(Дети называют картинки: автобус, ананас, снеговик, снежинка, санки, кокос, абрикос. Далее определяют место звука [С] в слове, кладут символ звука на соответствующую часть птички, деление слов хлопками на слоги).
7. Дидактическая игра «звуковые часы»
Снегурочка: Ребята, тикают часики, слышите? Они зовут нас поиграть. Часы не простые. Стрелка показывает на картинку. Замените первый звук в слове на звук [C], какие слова получились?
Дети: ЛУК-СУК
КОМ-СОМ
8. Игра «Эхо»
Снегурочка: Снеговик зовет играть. Буду звуки я бросать, а вы мне звуки возвращать. Ловите звук [С], ребенок ловит и бросает обратно проговаривая звук) Ловите звук [А]. Подружите теперь звуки, что получилось?
«С», «А» - «СА»
«С», «О» - «Со»
«С», «У» - « СУ»
9. Буква С. Работа с образом буквы С
Снегурочка: Снеговичек приготовил вам подарок.
Звук [С] живет квартирке-домике букве С.
Снегурочка:
На что похожа буква С?
Дети:
Полумесяц, кусочек сыра…..
Снегурочка:
Наши птички снегири хотят нас петь песенку снегирей.
Снегирь полетит от согласной буквы С к гласной букве: А, О, У. А мы произнесите песенку снегиря.
(Снегурочка проводит указкой от птички до гласной буквы, а дети читают получившиеся слоги).
10. Итог.
Работа с образом буквы С
Снегурочка:
С каким звуком и буквой мы с вами познакомились?
Дети: Познакомились со звуком С и буквой С.
Мы сегодня с вами много играли. Какие игры вам понравились?
Дети: Перечисляют игры
Оценка детей с положительной психотерапевтической направленностью
Снегурочка:
Посмотрите, у вас на столах есть различный материал для художественного творчества: крупа, бросовый материал, карточки с изображением буквы С. Давайте с вами украсим эту букву с помощью предложенного материала.
(Дети по выбору, разным материалом под классическую музыку выкладывают букву С)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД. Тема: « Звуки [ п], [пь ].Буква П.»
Конспект НОД. Тема: « Звуки [ п], [пь ].Буква П.»...
Тема: Звук [Р]; [Рь]. Буква Р. «В гостях у А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели:Закрепить навык произношения звука (Р) в слогах, словах, фразах, предложениях.1. Коррекционно-развивающие:- автоматизация звука (Р);- учить делить слова на слоги, определять слог по счёту;- упраж...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект на тему :"Звуки Ш-Ж. Буквы Ш,Ж."
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на умение дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки Ж-Ш. Предлагаемые упражнения помогут закрепить пре...
Конспект НОД Тема: Звуки С, С. Буква С.
Конспект НОД Тема: Звуки С, С. Буква С....
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Модель конспекта занятия Тема: «Звуки з, з’ Буква з»
Цель1. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков з, з' в слогах, словах, фразах;2. Учить образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных,3. Соглас...