Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звук Г в открытых слогах в позиции на начале слова"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
В течение своей практической деятельности каждый педагог находится в постоянном поиске новых методов обучения и подачи информации. Это обусловлено не только необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки; но и необходимостью всё время быть в курсе современных технологий, ребёнку с вами должно быть интересно!
Чтобы осовременить содержание индивидуального логопедического занятия, можно сделать это занятие интегрированным. Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и аппликация. Методическая разработка представлена в виде карты-конспекта, сопровождается Приложениями (авторским стихотворным текстом, иллюстрациями).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.
Индивидуальное коррекционно-развивающее логопедическое занятие
для детей среднего дошкольного возраста.
Вид интегрированного занятия:
"Коррекция звукопроизношения и аппликация"
Выполнила: Берсекова Лариса Борисовна,
учитель-логопед ДО№2 ГБОУ «Школа №1015»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
"ЗВУК Г В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ, В ПОЗИЦИИ НА НАЧАЛЕ СЛОВА, В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ"
Цели:
- автоматизировать звук [Г] в открытых слогах, в словах (в позиции на начале слова), в словосочетаниях;
- изготовить аппликацию из готовых геометрических фигур (Змей Горыныч).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение звука;
- корригировать артикуляционную моторику;
- корригировать и развивать речевое дыхание;
- корригировать и развивать фонематическое восприятие и внимание;
- корригировать и развивать навыки словоизменения;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать исполнительские умения и творческие способности;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Г];
- уточнить и расширить словарь прилагательных;
- совершенствовать навык составления аппликации из готовых геометрических фигур.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);
- воспитывать эстетический вкус.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения (высокое качество картинного материала, смена деятельности: на столе, на мольберте и др.);
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
пособие "Экран" (картинка А-3 формата - изображение экрана телевизора), мольберт с магнитами, предметные картинки А-5 формата: гусь, Змей Горыныч, предметные картинки для проведения артикуляционной гимнастики, зеркало, игра (самодельная) "Звуковая пирамидка", игра (самодельная) "Звуковая гирлянда", сюжетная картинка с изображениями предметов, названия которых начинаются со звука Г (А-4 формата), клей-карандаш, набор геометрических фигур разного размера и цвета из бумаги (прямоугольники, полукруг, круги, треугольники), набор изображений головных уборов из бумаги (вырезанных по контуру и подходящих по размеру для украшения готовой аппликации), подложка для аппликации, салфетки (влажные и сухие).
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий | ||
I. Оргмомент. Определение проблемной ситуации. | Чтение авторской рифмовки | Логопед читает ребёнку рифмовку. Приложение 1. Выкладывает на пособие "Экран" изображение гуся и сообщает ребёнку, что Гусь Гога не умеет гоготать. | Ребёнок определяет, какой звук не умеет произносить Гусь Гога и соглашается ему помочь. | Организовать ребенка. Настроить его на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. | ||
II. Основной этап | ||||||
II.1. | Подготовка артикуляционной базы | Логопед рассказывает о Гусе Гоге историю, увязывая названия всех арт.упражнений в единый сюжет, выкладывая карточки артикуляционных упражнений на пособие "Экран" | Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения: "Лягушка", "Накажем непослушный язычок", "Лопаточка", "Горка", "Киска сердится", "Прятки" | Вырабатывать полноценные движения артикуляционного аппарата для последующего произнесения звука. | ||
II.2. Актуализация знаний | Дидактическаяигра "Слоговые линейки" | Логопед просит ребёнка повторить слоговые линейки из трёх одинаковых открытых слогов со звуком [Г] со сменой ударного слога. Каждая слоговая линейка содержит определённый гласный звук (А, О, У, Ы, Э) | Ребёнок запоминает ритмический рисунок и повторяет слоговые линейки. ГА-га-га, га-ГА-га, га-га-ГА. Аналогичная работа проводится с другими гласными звуками. | Выяснить, насколько скорригировано произношение звука [Г] в открытых слогах в позиции на начале слога. Провести дифференциацию слогов. Развивать чувство ритма. | ||
Дидактическаяигра "Слоговые цепочки" | Логопед просит ребёнка запомнить и повторить слоговые цепочки из трёх открытых слогов со звуком [Г] и разными гласными звуками. | Ребёнок запоминает и повторяет слоговые цепочки в том же порядке. ГА-ГО-ГЫ, ГУ-ГЫ-ГЭ и т.п. | Развивать память, фонематическое восприятия. Провести дифференциацию слогов. Автоматизировать звук [Г] в открытых слогах. | |||
Дидактическаяигра "Ловишки" | Логопед просит ребёнка хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [Г] в ряду других звуков | Ребёнок хлопает только на звук [Г] Б, П, Г, Ж, З, Г, Д и т.д. | Развивать фонематическое восприятие. Провести дифференциацию фонем. | |||
Динамическая пауза | Речедвигательная ритмика | Логопед просит ребёнка выполнять действия по ходу стихотворения. Приложение 2. | Ребёнок вместе с логопедом проговаривает стихотворение и выполняет действия. | Способствовать снятию общего утомления. Развивать общую моторику, координировать речь с движением. | ||
II.3. Изучение нового материала | Загадка. Сообщение темы занятия | Логопед сообщает ребёнку, что Гусь Гога торопится к себе домой, и просит нас поиграть с его другом. Загадывает загадку (авторскую). Приложение 3. Выкладывает на пособие "Экран" картинку с изображением Горыныча. Рассказывает, что три головы (выделяет голосом звук [Г]). очень любят звук [Г], и каждая голова хочет поиграть с ребёнком в свою игру. Задаёт ребёнку вопросы, ответами на которые будут слова со звуком [Г] (из рассказа). Приложение 4. | Ребёнок отгадывает загадку и отвечает на вопросы, повторяя все слова, в которых есть звук [Г]. Вспоминает как правильно этот звук произносится, соглашается поиграть с головами Горыныча. | Привлечь внимание, вызвать интерес к занятию. Определить уровень осведомлённости ребёнка о правильном произношении звука [Г]. Автоматизировать звук [Г] в позиции на начале слова. Развивать фонематическое восприятие. Развивать мышление и логику. | ||
II.4. Закрепление изученного материала | Дидактическаяигра "Звуковая пирамидка" (игра с первой Головой Горыныча) | Логопед просит ребёнка расположить на мольберте полоски цветного картона с картинками (названия картинок начинаются со звука [Г]) в правильной последовательности, чтобы получилась пирамидка (основание - самая длинная полоска, верхушка - самая короткая полоска) | Ребёнок называет картинки на полосках, выкладывает полоски на мольберт, чтобы получилась пирамидка. Картинки: голова, галстук, газета, гамак, гараж, гусь, губка, гусли, город | Автоматизировать звук [Г] в словах в позиции на начале слова. Смена позы ребёнка (из положения сидя за столом, ребёнок встаёт у мольберта, перемещается по кабинету от стола к мольберту) способствует снятию общего утомления. | ||
Грамматическая игра "Один-много" | Логопед предлагает картинки на звуковой пирамидке назвать в единственном и множественном числе. | Ребёнок называет картинки на полосках пирамидки в единственном и множественном числе. | Автоматизировать звук [Г] в словах в позиции на начале слова. Формировать навык образовывать множественное число имени существительного в именительном падеже. | |||
Дидактическаяигра "Звуковая гирлянда" (игра со второй Головой Горыныча) | Логопед просит ребёнка сделать гирлянду из флажков, чтобы украсить комнату Горыныча. Для этого необходимо нанизать на верёвочку (шнурок) флажки из цветного картона с картинками, названия которых начинаются только со звука [Г]. Флажки с другими звуками брать в гирлянду не нужно. | Ребёнок называет картинки на флажках, нанизывает флажки на шнурок. Картинки: галька, голубика, гармошка, газель, гайка, губы, гости, гол, горка, голос. | Автоматизировать звук [Г] в словах в позиции на начале слова. Развивать фонематическое восприятие. Развивать мелкую моторику. | |||
Дыхательное упражнение "Тушим огонь" | Логопед сообщает ребёнку - вторая Голова Горыныча так обрадовалась, что не смогла сдержать огонь из пасти. Гирлянда загорелась, давай быстрее её потушим. Необходимо подуть на каждый флажок так, чтобы флажок закачался. | Ребёнок дует на каждый флажок собранной им гирлянды, следит за правильным выполнением дыхательного упражнения. | Выработка целенаправленной воздушной струи, развитие речевого дыхания. | |||
Лексическая игра "Какой?" | Логопед предлагает ребёнку прикрепить гирлянду на мольберт и от имени Горыныча просит рассказать о каждой картинке (какая? какой? какие?) Логопед даёт образец ответа. | Ребёнок с помощью магнитов крепит на мольберт гирлянду на уровне глаз и называет каждую картинку с определением. Мокрая галька, вкусная голубика, губная гармошка и т.д. | Автоматизировать звук [Г] в словосочетаниях. Развитие логики, мышления, воображения. Смена позы ребёнка способствует снятию общего утомления. | |||
II.5. Контроль знаний и умений | Дидактическаяигра "Экскурсовод" (игра со третьей Головой Горыныча) | Логопед объясняет ребёнку, что на экскурсию в музей Горыныча не пускают, боятся пожара, а третья Голова очень любит рассматривать картины. Логопед выкладывает сюжетную картинку (Приложение 5) на пособие "Экран" и предлагает ребёнку выступить в роли экскурсовода - описать Горынычу любимую картину Гуся Гоги. Логопед помогает ребёнку наводящими вопросами. | Ребёнок составляет словосочетания по картинке, обращая внимание на слова со звуком [Г]. Примерные словосочетания: горох в горшке, галстук на гусе, горошина на дороге и т.д. | Проверить навык сформированности правильного произношения звука Г в позиции на начале слова. Автоматизировать звук [Г] в словосочетаниях. | ||
Выполнение аппликации "Портрет Горыныча" | Логопед хвалит ребёнка и предлагает на память сделать портрет Горыныча, при этом каждую голову необходимо будет украсить головным убором (на выбор ребёнка). Приложение 6. | Ребёнок «под диктовку» логопеда выполняет работу. Выбирает головной убор для каждой головы и называет цвет. | Совершенствовать навык составления аппликации из готовых геометрических фигур. Развивать воображение, творческую инициативу, самостоятельность | |||
III. Итог занятия. | ||||||
III.1. Подведение итогов и оценка деятельности ребёнка. | Опрос. Оценивание. | Логопед предлагает ребёнку попрощаться с Горынычем и вспомнить, в какие игры он сегодня поиграл с гостем, а также какой звук учился произносить сегодня. Затем оценивает работу ребёнка на занятии, ребёнок забирает аппликацию в качестве поощрения. | Ребёнок отвечает на вопросы. | Обобщить тему занятия. Развивать память. |
Приложение 1.
Экран волшебный мы включаем
И картинку получаем.
Новый гость не даст скучать.
Будем звук мы изучать.
(Л.Б.Берсекова)
Приложение 2.
Гуси крылья распрямили, Лапки в лужице помыли, Пёрышки почистили, Быть хотят все чистыми! Прогнулись над водой, качают головой, Прямо и гордо умеют держаться, Быстро-быстро на воду садятся. | - наклон туловища вперёд, с выпрямленными руками за спиной, - поочерёдно выставляем ножки вперёд, - поочерёдно «чистим» подбородком плечики, - руки на пояс, повороты туловища вправо-влево, - наклоны вперед, прогнувшись, - спина прямая, встаём на носочки, - приседания. |
Приложение 3.
Что за сказочный герой?
Трёхголовый и большой...
О еде всегда мечтает и царевен похищает...
Каждый знает, без него русской сказки не бывает!
(Л.Б.Берсекова)
Приложение 4.
Кто к нам сегодня пришёл в гости? Гусь Гога.
Как зовут друга Гуся Гоги? Горыныч.
Какой части тела у Горыныча три? Три Головы.
Какой звук Горыныч любит? Звук Г.
Как ты думаешь, первую голову Горыныча зовут Гоша, Лёша или Миша? Гоша, потому что в этом имени есть звук Г. И т.п.
Приложение 5 (см. иллюстрацию)
"Гусь Гога" Художник А.Лебедев.
Приложение 6 (см. иллюстрацию)
Пример расположения геометрических фигур для аппликации Змея-Горыныча.
Примеры головных уборов для украшения аппликации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное логопедическое занятие по теме: Звук Р в словах и предложениях.
Для реализации целей и задач любого логопедического занятия необходимо четко структурировать предстоящую образовательную деятельность. В предлагаемом конспекте занятия соблюдены все требования к соста...
Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.
Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в открытых слогах в середине слова "Путешествие колобка"
Занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста. В занятии применяется артикуляционная, дыхательная гимнастики, задания на закрепление грамматических форм существительных и глаголов, а также ...
Методическая разработка логопедического занятия по теме «Звук и буква Ш»
Методическая разработка логопедического занятия по теме «Звук и буква Ш»...
Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".
В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Л] в начале слова на тему: «В гости к Лунтику»
Закрепление произношения и автоматизация звука «Л» в начале слова, в слогах, словах, чистоговорках....
Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звуки Л, Ль, Р, Рь в словах, словосочетаниях, предложениях. Овощи"
Я предлагаю свою методическую разработку для такого вида интегрированного занятия, как коррекция звукопроизношения и развитие речи....